Проблема ценностей в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых существование человека и общества не возможно. Одна из таких функций – ценностная или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности.

Содержание

Сущность и особенности аксиологического подхода в изучении культуры. ……………………………………………………………3
Понятие «ценность» и культурная норма. ………………………..5
Проблема классификации ценностей в культурологии. …..8
Литература. ………………………………………………………………………10
Тестовые задания. ……………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Рспублики Беларусь.docx

— 41.44 Кб (Скачать файл)

     4. Ценность ассоциируется  с типом "достойного" поведения, с конкретным  жизненным стилем. Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

     Многообразие  трактовок центрального, для аксиологии понятия "ценность", обусловлено различиями в решении проблемы соотношения онтологического-гносеологического-социологического, объективного-субъективного, материального-идеального, индивидуального-общественного. Поэтому, применительно к характеристике ценностной системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.

     Тем не менее, базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности  существования ценностей в структуре  бытия в целом и их связи  с предметной реальностью. С этой точки зрения ценность как бы стягивает  все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Она характеризует  человеческое измерение общественного  сознания, поскольку пропущена через  личность, через ее внутренний мир. Если идея, к примеру, – это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность – это скорее личностно  окрашенное отношение к миру, возникающее  не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта  человека.

     Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает  в качестве образца, эталона. Понятия "добро" или "зло", "прекрасное" или "безобразное", "праведное" или "неправедное" могут быть названы ценностями. В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

     Именно  в этом значении теориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными.

     Духовная  культура включает в себя, с одной  стороны, совокупность результатов  духовной деятельности, а с другой – саму духовную деятельность. В  любой культуре могут действовать  нормы, которые выделялись из обычаев  и приобрели самостоятельное  существование, или специально разработаны  для случаев специализированного  поведения человека. Это могут  быть нормы политические или экономические, технические или технологические, нравственные или правовые и т.д. Такие нормы могут не иметь  ритуального или обрядового характера, но они санкционируются определенным образом и действуют также  как и обычаи – запретительным или разрешительным образом.

     Нравственность  возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы – долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

3. Проблема классификации ценностей в культурологии.

     Ценности  существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений  и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное  состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие  на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-вселенский или  космический характер по своему происхождению  и сущности ценности не имели, судить о них мы можем лишь по их реальному  проявлению в нашей жизни, в многообразных  отношениях человека к самому себе, к другим людям, обществу и природе.

     Каковы  основные проблемы ценностей и прблемы, которыми занимается культурология и почему они возникли?

  1. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, в этой связи культура привлекает к себе внимание как источник нововведений. Культурология, рассматривая культуру как средство самореализации человека, призвана выявить действие её на исторический процесс и самого человека. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций
  2. Актуальным является вопрос о соотношении понятий культура и общество. В прошлом социальный цикл индивида был короче культурного, теперь на протяжении  одной человеческой жизни проходит несколько культурных циклов. В связи с этим особую значимость приобретает выявление наиболее существенных особенностей культурной практики прошлых эпох, во избежание примитивного повторения в современных культурах. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций
  3. Ценности более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций.
  4. Новыми проблемами культурологи являются морфология культуры и теория культуры. В этих разделах культурология изучает строение и развитие культуры. Кроме того, принимая во внимании, что культурология  по сей день является противоречивой наукой, перед ней стоит проблема создать науку о культуре равную по логичности, внутреннему единству фундаментальности гуманитарным наукам. Люди по-разному относятся к жизни и даже к самой ее ценности, к труду, к преобразованию бытия как к смыслу человеческого существования, к радостям жизни, к нравственным нормам. Иногда возникает иллюзия, будто ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. Однако это не так. В каждой культуре рождаются, расцветают и умирают свои ценностные ориентации.
  5. Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе. Существуют ли вечные ценности ? Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода от самых истоков. Без них человечество не было бы тем , чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статус всечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра…

     И так основными проблемами культурологи являются: проблема происхождения культур, проблема взаимоотношения культур, проблема развития культур, проблема самоидентификации  личности.

     Ценности  ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда с результатами познания. Человек в своем поведении  может отвергать конечность своего существования. Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни  ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. Личность далеко не всегда стремится  жить по науке. Напротив, многие с опаской  относятся к ее чисто умозрительным  рекомендациям, хотят погрузиться  в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек  черпает жизненную энергию в  том, что по существу противостоит холодному  научному постулату. Ценности обусловлены  культурным контекстом и содержат в  себе некую нормативность. 
 
 
 
 
 
 

     Литература:

  1. Аксиология. / База знаний de-facto. www.examen.ru
  2. Мещерякова Н. А., Жаров С. Н. Концептуальные основания философского метода и содержание вузовского курса философии //Наука, образование, человек. М., 1991. С. 88-90
  3. Проблемы философии культуры. Под ред. Келле Р. ЛС М.. 1984.
 

 

    Тестовые задания.1.Культурология.

    1. Предмет теории и истории культуры – это:

      a)культура как универсальная системная целостность,

      b)культура определенной исторической эпохи,

      c)культура отдельной личности.

      Ответ: a

    1. В структуру теории и истории культуры входят (укажите все верные варианты):

      a)философия культуры,

      b)история культуры,

      c)культура Возрождения,

      d)социология культуры,

      e)культурная антропология,

      f)сравнительный анализ культур,

      g)теория культуры.

      Ответ: b,d,f,g

    1. Термин «культура» появился:

      a)в Древней Греции,

      b)в Древнем Риме,

      c)эпоху эллинизма.

      Ответ: b

    1. В средневековом понимании культуры преобладает:

      a)космоцентризм,

      b)теоцентризм,

      c)антропоцентризм,

      d)технократизм,

      e)гуманизм.

      Ответ:с

    1. В эпоху Просвещения возникают следующие подходы в понимании культуры (укажите все верные варианты):

      a)диалектический,

      b)натуралистический,

      c)рационалистический,

      d)стихийный.

      Ответ:с

    1. Иррациональное понимание культуры развивали (укажите все верные варианты):

      a)Шопенгауэр,

      b)Энгельс,

      c)Ницше,

      d)Гегель,

      e)Данилевский,

      f)Гуржиев.

      Ответ:a,b,c,

    1. Какие характеристики свойственны «дионисийскому» началу культуры в концепции Ницше (укажите все верные варианты):

      a)темное,

      b)индивидуалистическое,

      c)трагедийное,

      d)гармоническое,

      e)единство человека и природы,

      f)неумеренность.

      Ответ:a,b,c

    1. Критика культуры как репрессивного начала содержится в концепциях (укажите все верные варианты):

      a)Фрейд,

      b)Ясперса,

      c)Хейзинги,

      d)Маркса

      e)Делеза.

      Ответ:e,d

    1. Ценностный аспект культуры отражен в функции:

      a)регулятивной,

      b)информационной,

      c)эстетической,

      d)аксиологической.

      Ответ: d

    1. Расположите культурные нормы по мере увеличения жесткости требований:

      a)религиозные заповеди,

      b)нравственные нормы,

      c)Уголовный кодекс,

      d)этикет,

      e)табу.

      Ответ: d,b,a,e,c

    1. Язык как средство социокультурной коммуникации относится к способам передачи информации:

      a)рефлексивным,

      b)нерефлексивным,

      c)общепринятым.

      Ответ:a

    1. Какие виды языков относятся к искусственным:

      a)язык жестов,

      b)русский,

      c)английский,

      d)С++,

      e)эсперанто.

      Ответ: d

    1. Циклическую модель развития культуры предложили (укажите все верные варианты):

      a)Ясперс К.,

      b)Бердяев Н.А.,

      c)Леви-Строс К.,

      d)Шпенглер О.,

      e)Данилевский Н.,

      f)Вебер М.

      Ответ:c,d,e

    1. Понятие «культурного прогресса» совпадает:

      a)с прогрессом техники,

      b)с прогрессом науки,

      c)с духовно-нравственным развитием,

      d)с общественным прогрессом.

      Ответ:d

    1. Какие типы культур относятся к этнонациональным (укажите все правильные ответы):

      a)религиозная,

      b)русская,

      c)мировая,

      d)субрегиональная,

      e)национальная,

Информация о работе Проблема ценностей в культуре