Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:58, реферат
Происхождение имени, как правило, скрыто от нас многими веками, прошедшими с того момента, когда какое-либо слово стали использовать в качестве имени, а также тем фактом, что практически все современные имена заимствованы из древних языков - латыни, древнегреческого, древнеарабского, древнеперсидского, древнееврейского, древнегерманского. Найти значения слова, служащего в настоящее время личным именем, помогают учёные-лингвисты, специализирующиеся в науке об именах - ономастике, возникшей на стыке филологии и истории.
Происхождение имени, как правило, скрыто от нас многими веками, прошедшими с того момента, когда какое-либо слово стали использовать в качестве имени, а также тем фактом, что практически все современные имена заимствованы из древних языков - латыни, древнегреческого, древнеарабского, древнеперсидского, древнееврейского, древнегерманского. Найти значения слова, служащего в настоящее время личным именем, помогают учёные-лингвисты, специализирующиеся в науке об именах - ономастике, возникшей на стыке филологии и истории.
Важность знания истинного толкования имени связана с тем, что, слыша и произнося своё имя десятки раз за день, мы получаем психологический заряд, влияющий на наше настроение, поведение, увлечения. Перевод и первоначальное значение древнего иноязычного слова помогает человеку полнее раскрыть резервы его психики, а также объяснить многие черты характера.
Рассмотрим вопрос о происхождении людских имен.
Имена собственные были выделены в глубокой древности. Еще философ-стоик Хрисипп (III век до н.э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика ("антропос" – человек, "онима" – имя).
Людям всегда давали имена. О том ,как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот. кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате произошли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.
Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог навредить ребенку, зная его настоящее имя. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.
В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.
Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно – ведь боги эллинов, жили совсем близко – на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан – увенчанный.
Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.
На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. "Зовут Зовуткою, а величают уткою". Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих особенностей.
Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.
Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот. Большинство современных русских имен было заимствовано в X веке новой эры из Византии вместе с христианской религией. Имена эти были узаконены, записаны в специальных книгах - "святцах" и объявлены "настоящими", "правильными".
С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав. Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.
С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.
После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.
Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка.
Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие корни. Однако, многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.
Происхождение фамилий.
С самого глубокого детства
мы все знаем, что у каждого человека есть
свое имя, фамилия и отчество. Это, пожалуй,
одно из первых сведений про себя, которую
мы запоминаем едва научившись говорить.
В более старшем возрасте нас всегда интересует
что же означает наше имя, откуда произошла
наша фамилия, откуда вообще произошел
наш род. Интересно также и то, когда же
появилась традиция назвать человека
полным именем-отчеством, каким образом
возникают фамилии.
В специальной литературе термин “фамилия” определяется как принятое сразу после рождения по наследству от отца или матери официально закрепившееся за конкретным родом без изменений наследственное название лица, которое при регистрации брака переходит от мужа к жене или наоборот, и в официальной практике называния в обязательном порядке прилагается к собственному имени и отчеству.В русский язык слово “фамилия” вошло из латинского языка.
Фамилии формируются в языке отдельного народа в определенный период, среди разных социальных сословий, по различным причинам. Происхождение каждой фамилии индивидуально и неповторимо. Однако есть в этой индивидуальности и общее, присущее всем народам. Слова, которые использовались в качестве фамилий, возникли в языке задолго до того, как были закреплены за людьми. Уже в ХIV–ХV веках наследственную фамилию имела каждая зажиточная семья. Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, замужних, умерших.
Фамилии появились в те времена, когда люди селились большими группами, занимались разными ремеслами, получали титулы, звания и чины, торговали, странствовали; когда уже необходимо было знать не только, кто это – сын или дочь, а и какой работой занимается человек, из какого он рода, какое у него имущество, из какой он местности и т.п. Первоначально наследственные семейные названия бытовали в среде высших слоев феодального общества – князей, магнатов, собственников земельных владений. Только представители общественной верхушки были носителями первых фамилий. Это объясняется тем, что покупка и продажа имущества, деревень, другой собственности, передача ее по наследству детям, родственникам, другие юридические действия требовали соответствующего документального оформления. Одного имени для этого было мало, так как могла возникнуть путаница, да и потомкам было выгодно, чтобы фамилия подтверждала, что именно они есть законными наследниками. Таким образом и возникли родовые наследственные фамилии, которые закрепились за всеми общественными сословиями лишь на рубеже ХVIII–ХIХ столетий
Об украинских фамилиях можно говорить, начиная с 30-х годов ХIХ века [1, с.125]. В роли фамилий часто использовались наименования на -ич, -ович, -евич, генетически восходящие к отчествам, например: Антон – Антонич, Давыд – Давыдович, Лукаш – Лукашевич, Якуб – Якубович, Поп – Попович и др. Ясно, что человек, носивший, например, фамилию Макаревич, был потомком Макара, а Попович – сыном попа. В разряд фамилий перешли также названия, которые принадлежали к народным разговорным формам именования сыновей по отцу, в частности два наиболее распространенных типа украинских фамилий с суффиксами -енко и -ук (-юк), -чук. Например: Иваненко – маленький Иван, сын Ивана; Ковальчук – сын кузнеца и ученик кузнеца.
Что касается происхождения славянских фамилий, то они образовывались в первую очередь от имен и названий, указывающих на место проживания и происхождения носителя, на ремесло, промысел, профессию, а также на какие-то индивидуальные (физические или психологические) свойства человека.
Собственные имена – это древнейшие образования, которые выделяли людей из себе подобных. Они охватывали и отражали разнообразнейшие сферы тогдашней общественной жизни׃ социальную иерархию, основные промыслы и ремесла, психологические особенности и моральные добродетели человека, индивидуальные черты его внешности, характера и поведения, даже время и очередность появления того или другого ребенка в семье. Поэтому такие имена очень напоминают прозвища (Жук, Лоба;´н, Мороз, Середа, Первак и др.). В период создания фамилий личными именами выступали как церковно-христианские имена, которые вошли в быт восточных славян в связи с внедрением христианства (например, греческого происхождения: Васильчу´к, Гали´на, Демидо´вич; латинского: Анто´нов, Ге´рман, Максимчу´к; древнееврейского: Гаври´лов, Дани´лко, Заха´рченко, Иване´нко; славянского: Богда´н, Бори´сов, Ва´нда), так и славянские имена, унаследованные еще с общеславянского периода (Бажа́н, Ко́хан, Людоми́р, Миролю́бов, На́йда).
Образование фамилий от названий по месту проживания и происхождения их носителей-предков было очень популярным в ХVI–XVII веках у крестьян-беглецов, которые часто за основу своих фамилий брали названия родных городов и сел, например: Бату́ринец, Кия́н, Звенигоро́дский, Ряза́новский, Полта́вец. Когда человек не был местным, всех интересовало, кроме его имени, откуда он прибыл, откуда родом, поэтому и давались такие прозвища – будущие фамилии. Некоторые фамилии произошли от названия местности, где проживал их первоноситель (Майданю́к, Островчу́к, Ро́щин, Могиле́вский, Поля́нский и др.).