Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:17, курсовая работа
Краткое описание
Ислам сформировал целостную систему моральных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с их религиозными представлениями. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие климатические, географические и этнические условия существования, и именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах.
Когда Мухаммед говорил Майсуру,
что он не женится из-за отсутствия средств,
это вовсе не означало, что он совершенный
бедняк, за которого не выдадут ни одной
порядочной девушки, или что он не сможет
прокормить семью. На брак с женщиной из
зажиточной мекканской семьи рассчитывать
он действительно не мог, но среди менее
обеспеченных курайшиток найти себе жену
Мухаммеду было нетрудно. Кроме того, за
сверстников Мухаммеда, обладавших таким
же, как и он, достатком, охотно отдавали
своих дочерей кочевники - они жили в такой
нищете, что для них Мухаммед сам являлся
богачом. Однако ни на брак с обедневшей
курайшиткой, ни на брак с бедуинкой Мухаммед
пойти не мог. Подобная женитьба окончательно
и бесповоротно закрыла бы перед Мухаммедом
путь к успеху и богатству, отказываться
от которых он, очевидно, не намеревался.
Хадиджа была богата, и именно
поэтому Мухаммед, ни минуты не колеблясь,
с радостью принял ее предложение. Женитьба
на ней нисколько не уязвляла и его чести
- Хадиджа пользовалась хорошей репутацией
и отличалась не менее благородным происхождением,
чем Мухаммед.
Свадьбу сыграли в доме Хадиджи,
гостей - главным образом бесчисленных
родственников Мухаммеда и Хадиджи - не
скупясь угощали вином, мясом, фруктами
и сладостями. У ворот дома зарезали верблюда
и мясо его роздали бедным. Музыканты играли
на тамбуринах, рабыни Хадиджи веселили
гостей темпераментными танцами.
Несмотря на разницу в возрасте,
они жили счастливой супружеской жизнью,
имея шестерых детей. И хотя в те времена
полигамия среди арабов была обычным явлением.
Пророк не брал Себе других жен, пока жива
была Хадиджа.
Новообретенное положение высвободило
гораздо больше времени для молитв и размышлений.
По обыкновению своему Мухамед удалялся
в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся
там. Иной раз затворничества Его длились
несколько дней. Особенно Ему полюбилась
пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света),
величаво возвышающаяся над Меккой. В
одно из таких посещений, пришедшееся
на 610 год, с Мухамедом, которому было в
то время около сорока лет, случилось нечто
такое, что полностью изменило всю Его
жизнь.
В нахлынувшем внезапно видении
перед Ним предстал ангел ангел Джабраил
(Гавриил) и, указав на явившиеся извне
слова, велел Ему произнести их. Мухамед
воспротивился, заявив, что неграмотен,
а посему не сможет их прочитать, но ангел
продолжал настаивать, и Пророку вдруг
открылся смысл этих слов. Ему велено было
выучить их и в точности передать остальным
людям. Таким вот образом и ознаменовалось
первое откровение о речениях Книги, ныне
известной как Коран (от араб. "чтение").
Эта полная событий ночь пришлась
на 27 число месяца Рамадан, и получила
название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь
Пророка уже не принадлежала ему, но была
отдана на попечение Того, Кто призвал
его к пророческой миссии, и остаток дней
Своих он провел в услужении Богу, повсеместно
провозглашая Его послания.
Получая откровения, Пророк
не всегда видел ангела Джабраила, а когда
видел, то ангел не всегда появлялся в
том же обличье. Иногда ангел представал
перед Ним в человеческом обличии, затмевающим
горизонт, а иногда Пророку удавалось
всего лишь уловить на Себе его пристальный
взгляд. По временам Он слышал только голос,
говорящий Ему. Иногда Он получал откровения,
глубоко погрузившись в молитву, но в других
случаях они появлялись совершенно "произвольно",
когда Мухамед, например, пребывал в заботах
о делах повседневной жизни, либо отправлялся
на прогулку или же просто увлеченно внимал
содержательной беседе.
В первое время Пророк избегал
публичных проповедей, предпочитая личную
беседу с заинтересованными людьми и с
теми, кто заприметил в Нем необычайные
перемены. Ему открылся особый путь мусульманской
молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным
благочестивым упражнениям, что неизменно
вызывало волну нареканий со стороны тех,
кто видел его. Получив высочайшее распоряжение
начать публичную проповедь, Мухамед был
высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся
над Его высказываниями и поступками.
Между тем многие курайшиты серьезно встревожились,
осознав, что настойчивость Мухамеда в
утверждении веры в Единого Истинного
Бога может не только подорвать престиж
многобожия, но и привести к полному упадку
идолопоклонничества, если люди вдруг
начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые
родственники Мухамеда превратились в
главных Его противников: унижая и высмеивая
самого Пророка, не забывали они творить
зло и против новообращенных. Существует
множество примеров издевательства и
надругательства над принявшими новую
веру. Две большие группы первых мусульман
в поисках убежища переселились в Абиссинию,
где христианский негус (царь), весьма
впечатленный их учением и образом жизни,
согласился оказать им покровительство.
Курайшиты решили наложить запрет на все
торговые, деловые, военные и личные связи
с кланом Хашим. Представителям этого
клана строжайше воспрещалось появляться
в Мекке. Настали очень трудные времена,
и многие мусульмане были обречены на
жесточайшую нищету.
В 619 году умерла жена Пророка
Хадиджа. Она была Его самым преданным
сторонником и помощником. В этом же году
скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб,
защищавший Его от самых яростных нападок
со стороны соплеменников. Пораженный
горем Пророк покинул Мекку и отправился
в Таиф, где попытался обрести убежище,
но и там был отвергнут.
Друзья Пророка сосватали Ему
в жены благочестивую вдову по имени Сауда,
оказавшуюся весьма достойной женщиной,
да к тому же еще и мусульманкой. Аиша,
малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала
и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя
была она слишком юной для брачных уз,
однако, согласно тогдашним обычаям, все
же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы.
Следует, однако, развеять заблуждение,
бытующее среди людей, которые, совершенно
не понимают причин мусульманского многобрачия.
В те времена мусульманин, берущий себе
в жены несколько женщин, делал это из
чувства сострадания, милостиво предоставляя
им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман
призывали оказывать помощь женам своих
друзей, погибших в бою, предоставлять
им в собственность отдельные дома и обращаться
с ними, словно с ближайшими родственницами
(разумеется, все может быть иначе в случае
взаимной любви).
В 619 году Мухаммеду довелось
пережить вторую наиважнейшую ночь в своей
жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж).
Известно, что Пророк был разбужен и перенесен
на волшебном животном в Иерусалим. Над
местоположением древнего иудейского
Храма на горе Сион разверзлись небеса
и открылся путь, приведший Мухаммеда
к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему
его ангелу Джабраилу не было дозволено
вступить в запредельные области. Этой
ночью Пророку открылись правила мусульманской
молитвы. Они стали средоточием веры и
незыблемой основой жизни мусульман. Также
Мухаммед встречался и беседовал с другими
пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея
(Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное
событие весьма утешило и укрепило Пророка,
добавив уверенности в том, что Аллах не
покинул Его и не оставил наедине с печалями.
Отныне судьба Пророка изменилась
самым решительным образом. Его все еще
преследовали и высмеивали в Мекке, однако
послание Пророка уже было услышано людьми
далеко за пределами этого города. Некоторые
из старейшин Йасриба уговаривали Его
покинуть Мекку и переселиться в их город,
где Он с почетом будет принят как вождь
и судья. В этом городе совместно проживали
арабы и евреи, постоянно враждовавшие
друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет
им мир. Пророк незамедлительно посоветовал
многим из Своих мусульман-последователей
переселиться в Йасриб, пока Он оставался
в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений.
После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты
могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже
убить его, и он отлично понимал, что это
рано или поздно должно произойти.
Отъезд Пророка сопровождался
некоторыми драматическими событиями.
Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря
своему исключительному знанию местных
пустынь. Несколько раз курайшиты чуть
было не пленили Его, однако Пророку все
же удалось достичь предместий Йасриба.
В городе его с нетерпением ждали, и когда
Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились
ему навстречу с предложениями о пристанище.
Смутившись их гостеприимством, Мухаммед
предоставил право выбора своему верблюду.
Верблюд остановился у места, где сушились
финики, и оно мгновенно было подарено
Пророку для построения дома. Город получил
новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка)
ныне в сокращении известный как Медина.
Пророк без промедления приступил
к подготовке указа, согласно которому
Он провозглашался верховным главой всех
враждовавших между собой племен и кланов
Медины, вынужденных отныне подчиняться
Его распоряжениям. Он установил, что все
граждане вольны исповедовать свою религию
в мирном сосуществовании, не опасаясь
преследований или высочайшей немилости.
Он просил их только об одном - сплотиться
и дать отпор любому врагу, осмелившемуся
напасть на город. Прежние племенные законы
арабов и евреев были заменены основным
принципом "правосудия для всех",
независимо от социального положения,
цвета кожи и вероисповедания.
Став правителем города-государства
и овладев несметным богатством и влиянием.
Пророк тем не менее никогда не жил, как
царь. Его жилище состояло из простых глиняных
домиков, выстроенных для Его жен; у Него
никогда не было даже собственной комнаты.
Неподалеку от домиков располагался двор
с колодцем - место, которое отныне стало
мечетью, где собираются правоверные мусульмане.
Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла
в постоянной молитве и в наставлении
верующих. Кроме пяти обязательных молитв,
которые Он проводил в мечети, Пророк много
времени уделял уединенной молитве, а
иной раз и большую часть ночи посвящал
благочестивым размышлениям. Его жены
совершали вместе с Ним ночную молитву,
после которой они удалялись в свои покои,
а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго
засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться
к предрассветной молитве.
В марте 628 года Пророк, мечтавший
о возвращении в Мекку, решил воплотить
свою мечту в реальность. Он отправился
в путь с 1400 последователями, совершенно
безоружными, в паломнических одеяниях,
состоявших из двух простых белых покрывал.
Однако последователям Пророка было отказано
во въезде в город, несмотря на то, что
многими гражданами Мекки исповедовался
ислам. Во избежание столкновений паломники
принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности,
называемой Худайбийа.
В 629 году пророк Мухамед приступил
к планам мирного овладения Меккой. Перемирие,
заключенное в местечке Худайбийа, оказалось
недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы
напали на одно из племен, состоявшее в
дружественном союзе с мусульманами. Пророк
двинулся на Мекку во главе 10 000 человек,
самой огромной армии, которая когда-либо
покидала Медину. Они расположились вблизи
Мекки, после чего город сдался без боя.
Пророк Мухамед с триумфом вошел в город,
сразу же направился к Каабе и семижды
совершил ритуальное обхождение вокруг
нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил
всех идолов.
Лишь в марте 632 года пророк Мухамед совершил
Свое единственное полноценное паломничество
к святыне Каабы, известное как Хаджат
аль-Вида (Последнее паломничество). Во
время этого паломничества Ему были посланы
откровения о правилах хаджа, которым
и по сей день следуют все мусульмане.
Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния
перед Аллахом", Он провозгласил свою
последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед
был тяжело болен. Он продолжал по мере
сил руководить молитвами в мечети. Улучшения
в болезни не было, и Он слег окончательно.
Ему было 63 года. Известно, что последними
Его словами были: "Мне уготовано в Раю
пребывание среди самых достойнейших".
Его последователи с трудом верили, что
Пророк мог умереть, как простой человек,
но Абу Бакр напомнил им слова откровения,
произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже
теперь посланников, которые были некогда
прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели
вы обратитесь вспять?"
Заключение
Для последователей этой религии
воля, мудрость и любовь Всевышнего к людям
составляют сокровенную сущность тех
событий, попытка описать которые представлена
в настоящей работе.
Общие сведения о сподвижниках.
Мусульмане верят в то, что лучшим поколением
в общине Пророка Мухаммада является
поколение его сподвижников. К ним относятся
все мужчины и женщины, которые видели
Пророка, будучи мусульманами, и не
отвратились от веры вплоть до самой смерти.
Это значит, что если современник Пророка
видел его, но обратился в ислам только
после его смерти, то он не считается сподвижником.
Тот, кто принял ислам при жизни Пророка,
но не сумел встретиться с ним, тоже не
считается сподвижником. Верующие любят
сподвижников, молятся за них и стремятся
походить на них во всех добрых начинаниях.
Любовь к ним является частью веры, а неприязнь
к ним считается проявлением лицемерия.
Сподвижники были избраны Аллахом для
оказания поддержки Его Посланнику и распространения
света Его религии. Они были воспитаны
под лучами пророческого света, прошли
через многочисленные испытания и передали
приобретённые от Пророка знания последующим
поколениям. Благодаря своим выдающимся
качествам и добродетелям они превзошли
остальных людей и явили собой прекрасный
пример для всех, кто стремится к благочестию
и духовной чистоте.
Точных сведений относительно
общей численности сподвижников нет. По
словам выдающегося знатока хадисов Абу
Зуры ар-Рази, после смерти Пророка их
численность достигала 124 тысяч. По словам
имама аш-Шафии, когда Пророк скончался,
30 тыс. мусульман проживали в Медине, и
столько же — в остальных арабских племенах.
По свидетельству Муаза бин Джабала, одного
из участников похода на Табук, в том походе
приняли участие свыше 30 тыс. мусульман.