Развитие знаний народов Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.40 Кб (Скачать файл)

Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны.

Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом на непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск с изображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами). Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.

Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящий урожай и жизнь, вода - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушения и бед. Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности видели проявление божественной воли. Однако все научные знания и исследования ученых Древней Вавилонии были связаны с магией и гадание; как научные знания, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самые главные из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Иррра - бог войны, Вильги - бог огня. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с вражеским окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии.

Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе - Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат - женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.

Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения - разливы рек Тигра и Ефрата - иначе, как великий потоп. Некоторые детали шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка, олицетворявшего могущество, и змею - олицетворение женского начала.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако, эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерно изображение грандиозных и высокомерных быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Особенностью ассирийского искусства является изображение царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи. Это было фактами ассирийской обыденной жизни и эти сцены переданы без чувства жалости и сострадания. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью. В Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, также как в рельефах и росписях - светские сюжеты. Характерными были великолепно исполненные изображения животных, в основном, льва, верблюда, коня. Культура Сасанидского Ирана.

3. Основные черты искусства Месопотамии

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам, многоэтажные дома. Сами города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация.

Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога - покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство.

Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной. Для подачи воды во дворцы сооружались акведуки - вода подавалась по трубам, герметично изолированным с помощью битума и камня. Фасады величественных дворцов были украшены яркими рельефами, изображающими, как правило, сцены охоты, исторические сражения с неприятелем, а также наиболее почитаемых за силу и мощь.

Ранние храмы представляли собой небольшие прямоугольные здания на невысокой платформе. По мере того, как богатели и процветали города, все более внушительными и величественными становились храмы. Новые храмы обычно воздвигались на месте старых. Поэтому платформы храмов с течением времени увеличивались в объеме; возник определенный тип строения зиккурат- высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты  были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м - Вавилонская башня. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды. Согласно легенде, царь Навуходоносор приказал создать висячие сады в VI в. до н.э. для одной из своих жен, тосковавшей по своей родине. О Вавилоне сложено много легенд, и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла. месопотамия междуречье шумерский искусство

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Телъ-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были более тонкая по сравнению со статуэтками из Египта проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность. Особенно отличались вавилоняне в технике из ярких цветов, предназначенного для отделки скульптурного рельефа. Выдающийся образец их творений - ворота Иштар(около 575 г. до н.э.)

На смену Вавилона и Ассирии в VI в. до н. э. Персидская империя (в настоящее время Иран). Искусство Персии, как полагают исследователи, - еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Так, дворец в Персеполе, начатый Дарием I и завершенный Ксерксом, был украшен примерно 520 барельефами, напоминающими ассирийский и вавилонский стили. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных - это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

 

Тест

Из перечисленных ниже богов, выделите богов, которым поклонялись жители Междуречья:

1.Ра, Шамаш, Осирис,

2.Ирра, Венера, Адад,

3.Гермес, Иштар, Син,

4.Вильга, Атон, Маат.

Ответ: Жители Междуречья покланялись богам:

Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога - Уту. Ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».Шамаш - источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар.

Ирра, в аккадской мифологии бог войны и чумы; Адад - (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя. Изображался с молотом и пучком молний. Олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы.

Иштар, богиня любви и плодородия, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ей также были присвоены функции богини войны. Наиболее интересная фигура в сонме шумерских богинь. Ее шумерское имя - Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ее называли Эштар, у ассирийцев - Истар. Она - сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ - звезда в круге. Как и другие аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты эротической богини. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа Иштар был город Урук. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве.

Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ - полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как «Господин месяца». Син считался отцом Шамаша - бога солнца и Иштар - богини любви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.

 

 

 

Заключение

Древний Восток — родина великих культур, выведших человека из состояния первобытности. В IV тысячелетии до н. э. в южной части Двуречья большой вклад в развитии культуры внесли шумеры - народ загадочный по происхождению и языку. Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности (они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне). Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования.

Фигуры Северного Двуречья обладали вытянутыми пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми и приземистыми. Еще в большей мере полны духовной значительности выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших божеств.

В литературу и искусство Аккада проникли новые веяния, новые образы и темы. Именно в это время сложился облик мужественного героя - полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше” является первым литературным заимствованием. Согласно утверждениям древних писцов этот цикл состоял из 12 сказаний или песен, около 300 строк каждая.

Наиболее известный правитель Двуречья - царь Хаммурапи. Он имел титул «царь четырех сторон света» и одновременно являлся верховным правителем, судьей, военачальником и законодателем, сосредоточив в своих руках всю власть. Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей.

Информация о работе Развитие знаний народов Месопотамии