Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:43, контрольная работа
Культурология в России - неотъемлемая часть мировой культурологической мысли.
Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX веков.
Данная работа посвящена изучению развития культурологической мысли в России.
Введение 3
1. Зарождение отечественной культурологии. Культурологическая мысль П.Я.Чаадаева 4
2. Славянофилы 5
3. Западническая культурологическая мысль 7
4. Взгляды Н.Я. Данилевского 9
5. Взгляды философа В.С.Соловьева 11
6. Взгляды Н.А. Бердяева 13
Заключение 21
Список использованоой литературы 22
Развивая идеи евразийцев, Гумилёв делает вывод, что именно пассионарные толчки определяют ритмы Евразии, которая как единое целое является одним из центров мира. Гумилёв понимал Россию как особый культурно-исторический мир, судьбы которого связаны не с Западом, а с судьбой различных народов, входивших в неё и участвовавших в её историческом формировании. Евразия, по мысли учёного, представляет собой определённую целостность. Здесь, на просторах огромного континента, сложилась целая система сравнительно гармоничных отношений народов и этнических групп, живущих нередко на одной территории, и, тем не менее, не мешающих друг другу в силу того, что они занимают разные экологически ландшафтные ниши. Это позволяет, с точки зрения Гумилёва, говорить о наличии особого многонационального суперэтноса – евразийского, к которому принадлежат и русские.
Культурологическая мысль в России развивалась с опозданием и имеет ряд особенностей. Культурология в россии развивалась также как и на западе она делала первые шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира. Русский народ отличался патриотизмом. Революционные катаклизмы в России оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в россии отразились на ее культуре.
В развитии отесечтвенной культурологии выделяют три периода:
1) 30—50-е гг. XIX в.,
2) вторая половина XIX—начало XX в.;
3) 20—50-е гг.XX в. (этот период непосредственно переходит в современность).
Крупными вехами, которые отделяют каждый из этих периодов друг от друга, являются: отмена крепостного права в России в 1861 г. и 1917 г. — год двух революций, после которого наступает советская эпоха отечественной истории и появляется феномен русского зарубежья.
А у истоков бурного становления и последующего интенсивного развития русской отечественной мысли (и в том числе — культурологии) XIX—XX вв. стоят такие переломные события мировой и отечественной истории, как Великая французская революция 1789 г., Отечественная война1812 г. и восстание декабристов 1825 г. Именно в контексте и под прямым воздействием этих событий в России начинается процесс социального, национального и культурно-исторического самосознания, одним из важнейших результатов которого и стала русская культурология XIX-XX вв.
1. Беленикина Т.Е. РЕТРОСПЕКТИВА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Аналитика культурологии, электронное научное издание. Режим доступа http://www.analiculturolog.ru/
2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1989 г.
3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1991 г.
4. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М.: Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991 г.
5. Розин В.М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с.
6. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999 г., 576 с.
7. Чаадаев П. Я. Собрание сочинений. - М., 1991 г.
22
Информация о работе Развитие культурологический мысли в россии