Развитие культуры и образования в Беларуси в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий.
Во второй половине ХIХ века Белоруссия вступила на путь капиталистического развития и стадию формирования новой исторической общности людей. В результате промышленной революции произошли коренные изменения в технике и организации производства. Быстрыми темпами шло развитие товарно-денежных отношений, формирование единого рынка.

Содержание

Введение
1. Научные исследования
2. Развитие народного образования
3. Книжная и периодическая печать
4. Искусство
4.1 Развитие белоруской литературы
4.2 Устно-поэтическое народное творчество
4.3 Формирование профессионального театра
4.4 Музыкальная жизнь
4.5 Изобразительное искусство
5. Архитектура
6. Бытовой уклад и материальная культура населения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

развитие культуры!.docx

— 43.51 Кб (Скачать файл)

Реферат: Развитие культуры и образования в Беларуси в 19 веке

Содержание

 

Введение

1. Научные исследования

2. Развитие народного образования

3. Книжная и периодическая печать

4. Искусство

4.1 Развитие белоруской литературы

4.2 Устно-поэтическое народное творчество

4.3 Формирование профессионального  театра

4.4 Музыкальная жизнь

4.5 Изобразительное искусство

5. Архитектура

6. Бытовой уклад и материальная  культура населения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая  в жизнь, ощущает себя частью этого  народа. В понятии “культура” человек  и его деятельность выступают  как синтезирующая основа, поскольку  сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий.

Во второй половине ХIХ века Белоруссия вступила на путь капиталистического развития и стадию формирования новой исторической общности людей. В результате промышленной революции произошли коренные изменения в технике и организации производства. Быстрыми темпами шло развитие товарно-денежных отношений, формирование единого рынка. Это приводило к тому, что экономические отношения пронизывали все сферы жизни человеческого общества. Происходило объединение людей для усиления борьбы за общие цели.

Важным показателем исторической общности людей является уровень  развития ее культуры. На основе этих изменений  она сделала значительный шаг  вперед в своем развитии.

 

1. Научные исследования

 

После восстания 1863 года возрос интерес прогрессивной интеллигенции  к истории, быту и культуре населения  Беларуси.

По-прежнему значительный вклад  в изучение края вносили ведущие  научные центры России – Академия наук, Московский и Петербургский  университеты, в которых работали известные знатоки культуры и  быта белорусов – А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, М.А. Янчук. [3. С. 188]

Постепенно начали формироваться  региональные этнографические центры. Они осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали фольклорно-этнографические  и археологические материалы. В 1902 году по инициативе Е.Р. Романова в Могилеве было образовано общество по изучению белорусского края и Историко-этнографический музей. В 1908 году в Минске был организован церковный историко-археологический комитет, который издавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 году была образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского края. Основанное в Минске в 1919 году общество любителей природоведения, этнографии и археологии изучало Минскую область, проводило исследования рек на Полесье.

Огромный вклад в исследования белорусской этнографии и фольклора  внес М.Я. Никифорский. Он собирал и записывал фольклорные произведения, исследовал обряды, привычки и веру белорусского народа. Первая его работа была “Очерки Витебской Беларуси”, которые давали характеристику общественного быта белорусов. Так же он является автором самой большой работы по материальной культуре белорусов XIX века – “Очерки простонародного жития–бытия в Витебской губернии” и описание предметов обихода.

Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога  Е.Р. Романова. Он опубликовал около 200 научных работ. Под его руководством было осуществлено несколько этнографических  экспедиций по Беларуси, во время которых  собирались материалы для “Белорусского  сборника”. Делались первые попытки  научного анализа собранных материалов. Выводы многолетней работы в области белоруской лингвистики, этнографии и фольклористики были опубликованы в трехтомнике (7 книг) ”Белорус”, к которому и сегодня обращаются научные и политические деятели. [3. С. 188]

Для изучения природных богатств Беларуси в 1910 году была открыта Беняковская сельскохозяйственная станция, а в 1913 году – Минская болотная станция.

 

2. Развитие народного  образования

 

Развитие промышленности, товарно-денежных отношений ставило  на повестку дня развитие народного  образования в середине ХIХ века оно находилось на низком уровне. Накануне отмены крепостного права в Белоруссии действовало 576 учебных заведений всех типов, в них обучалось только 17 тысяч учащихся, что составляло 0,5% всего населения Белоруссии. [3. С. 176]

В средних учебных заведениях обучались только дети дворян. В  школах для низших сословий учебный  процесс строился таким образом, чтобы научить учащихся читать и писать, воспитать в духе религиозности, преданности и покорности царю.

После отмены крепостного  права, царские власти вынуждены  были пойти на реформу школьного  образования, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для  поступающих в высшие и средние  учебные заведения. Но её результаты были незначительными, так как её проведение совпало с реакцией наступившей после подавления восстания 1863 года. С целью усиления русского влияния на местное население и воспитание верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство особое внимание обратило на начальную школу. Она была поставлена под контроль православной церкви. Были уволены все учителя-католики. Преподавание велось только на русском языке, так как белорусский и польский языки были запрещены. Большая часть учебного времени отводилось «закону божьему», молитвам и церковному пению. Но, не смотря на материальные трудности, с которыми было связано отправление детей в школу, тяга населения к знаниям была огромной. Школ не хватало. Царские власти выделяли на образование небольшие денежные суммы и по этому многие школы в Белоруссии находились полностью на содержании крестьян.

В 1884 году после убийства Александра II, было издано положение  о церковноприходских школах, которые  открылись вместо народных начальных  школ. Преподавание в них вели в  основном священники, псаломщики, писари, так как квалифицированных кадров не хватало.

Еще медленнее, чем начальное, развивалось среднее образование. В 1868 году насчитывалось 18 средних учебных заведений: 6 мужских и 4-женских гимназий, 2 прогимназии, Гори-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус и 4 духовные семинарии, в них обучалось 3265 учащихся. [3. С. 178]

Это были дети дворян, чиновников, духовенства и буржуазии. Для  детей беднейших слоев населения  эти школы были не доступны из–за  высокой платы за обучение.

В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные  заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы. Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы и курсы швейного мастерства

Из всех средних учебных  заведений только мужские классические и реальные гимназии давали право  поступления в высшие учебные  заведения. Остальные таких прав не имели, их выпускники занимали служебные  должности.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ века в Белоруссии не было высших учебных заведений. Официальные власти неоднократно отклоняли ходатайство общественности об открытии в Беларуси университета или политехнического института. Та часть выпускников, которая могла продолжить образование, училась в университетах Петербурга, Москвы, Киева, Харькова, Одессы, Варшавы и других городах.

В начале ХХ века в системе  образования Белоруссии произошли  новые изменения. Вместо церковно-приходских школ открывались народные училища. В связи с развитием промышленности и торговли быстрыми темпами расширялась  сеть государственных и частных  средних школ – гимназий и реальных училищ. Разно-профильные и разнотипные  профессиональные учебные заведения  готовили квалифицированных специалистов в области промышленности, сельского  хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что соответствовало требованиям  социально-экономического и культурного  развития страны.

Помимо четырех семинарий  в Несвиже, Молодечно, Свислочи и  Полоцке, открытых еще во второй половине ХIХ века, в 1909–1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве и Гомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В Могилеве, Гродно и Витебске – медицинские школы. Также в Белоруссии действовало пять сельскохозяйственных школ.

Повышению общеобразовательного и культурного уровня населения  содействовали библиотеки. Наиболее крупной среди них была библиотека имени А.С. Пушкина, созданная в 1900 году. Постоянными читателями библиотек  были учащиеся, учителя, служащие, ремесленники, рабочие. К 1914 году в Беларуси работало 851 библиотека с книжным фондом 423 тысячи экземпляров, и 54 научных и культурно-просветительских обществ, которые внесли значительные достижения в изучении этнографии, истории, культуры и природоведения. [3. С. 252]

Не смотря на ограничительные  меры царизма, под влиянием экономического развития страны, благодаря активности крестьян развитие народного образования  набирало темпы. В 1881 году насчитывалось 2185 различных учебных заведений, а в 1914 году их уже было 7682. [3. С. 249]

Это внесло большой вклад  в хозяйственное и культурное развитие края, расширение письменности среди населения, формирование белоруской интеллигенции, развитие белорусской  культуры.

 

3. Книжная и  периодическая печать

 

В тяжелых условиях происходило  развитие печати и издательского  дела. Издательства, публиковали только на русском языке, в основном, религиозную литературу, грамматики, словари, справочники. [3. С. 179]

Из периодической печати издавались только официальные издания: «Губернские ведомости», под надзором вице-губернаторов и «Епархиальные  ведомости», под надзором местной  церковной иерархии. В Вильно издавалось еще газета «Виленский вестник» и журнал «Вестник западной России», которые проповедовали идеи монархизма и великодержавного шовинизма.

Только в 1886 году в Минске начала издаваться первая легальная, не зависимая от правительства, литературно-политическая газета «Минский листок», которая придерживалась либеральных позиций. На ее страницах  печатались материалы и исследования по этнографии, фольклору и истории  Беларуси, стихи белорусских поэтов на родном языке, критические взгляды  на произведения литературы и искусства  ХIХ века. С газетой успешно сотрудничали поэт Я. Лучина, историки и этнографы А.Е. Богданович, М.А. Янчук, М.В. Довнар-Запольский и другие.

В ходе революции, особенно после провозглашения манифеста 17 октября 1905 года, положение изменилось. Появилось  множество новых газет и журналов разных политических направлений. В 1906 году появились первые легальные  белорусские газеты «Наша доля»  и «Наша Нива», которые оставили знаменитый след в культуре и общественной мысли Белоруссии. Особенно велика заслуга газет в развитии белорусской литературы и языка. На её страницах начинали печатать свои произведения почти все известные в то время белорусские поэты и писатели. В период с 1908 года по 1914 год на книжный рынок поступили белорусские издания семидесяти названий общим тиражом 226000 экземпляров. [3. С. 258]

 

4. Искусство

 

4.1 Развитие белоруской  литературы

 

Развитие белорусской  литературы, во второй половине ХIХ века происходило в условиях социального и национального давления белорусского народа. Под воздействием социального разделения, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни Белоруссии возникли два направления – либерально-буржуазное и революционно-демократическое.

Представителями либерально-буржуазного  направления были А. Ельский и А. Пшчолка. В революционных выступлениях пролетариата они видели угрозу для государства и общества, проповедовали социальное примирение, классовое единство белорусской нации.

Родоначальником революционно-демократической  литературы был К. Калиновский.(1) В своей газете «Мужицкая правда» он правдиво рассказывал о тяжелом положении крестьянства, раскрывал грабительский характер реформы 1861 года, показывал паразитизм помещиков и политику царизма в Белоруссии. В своих публицистических произведениях К. Калиновский призывал крестьян к борьбе за лучшую жизнь, к народной революции.

После подавления восстания  в 1863 году в вихре репрессий народ  потерял лучших представителей своей  интеллигенции, что привело к  временному снижению развития литературы. Но идейные принципы К. Калиновского не были потеряны, позже их развивали  в своем творчестве Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович.

Ф. Богушевич (2) являлся участником восстания 1863 года. Гонимый царскими властями он свой первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» смог опубликовать только в 1891 году в Кракове под псевдонимом Матей Бурачок, а второй сборник – «Смычок белорусский» – в 1894 году в Познани под псевдонимом Сымон Ревка из-под Борисова. К сборнику «Дудка белорусская» Ф. Богушевич писал предисловие, где старался пробудить национальную сознательность белорусского народа: ”Можа хто спытае: дзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, дзе наша мова жывець: яна ад Вільні да Мазыра, ад Віцебска за малым не да Чарнігава, дзе Гродна, Мінск, Магілёў, Вільня і шмат мястэчак і вёсак” [4. С. 17]

Он первый из белорусских  писателей оповестил о существование  белорусского этноса и выделил самостоятельность  белорусского языка. Поэт предупреждал: ”Шмат было такіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той чалавек прад скананнем, катораму мову займе, а потым і зусім замерлі. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі” [4. С. 17]

Поэт был уверен, что  настанет день, когда «перестанем  мы плакать над своей долей». Он горячо желал народу:

 

Вадзіцы хоць каплю,

Информация о работе Развитие культуры и образования в Беларуси в 19 веке