Развитие науки в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:33, контрольная работа

Краткое описание

Наука на Востоке, с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью – с другой. Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась.

Вложенные файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ НАУКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

Следуй желаниям сердца, 
Пока ты существуешь, 
Надуши свою голову миррой, 
Облачись в лучшие ткани, 
Умасти себя чудеснейшими благовониями 
Из жертв богов. 
Умножай свое богатство... 
Свершай дела свои на земле 
По велению своего сердца, 
Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей, 
Причитания никого не спасают от могилы. 
А потому празднуй прекрасный день 
И не изнуряй себя. 
Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших  не вернулся обратно.

Перевод А. Ахматовой

Среди различных жанров особое место  занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку  многочисленных мифов, религиозные  гимны и песнопения, исполняемые  на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса  и о странствиях по подземному миру бога Ра.

В первом цикле рассказывается о  том, что добрый бог и царь Египта Осирис был коварно свергнут с престола своим братом Сетом, изрублен на 14 частей, которые были разбросаны по всему Египту (по другой версии, тело Осириса было брошено в лодку, а лодка спущена в море). Сестра и жена Осириса богиня Исида собрала и погребла его останки. Мстителем за своего отца выступает их сын бог Хор, который совершает ряд подвигов на благо людей. Злой Сет свергнут с престола Осириса, который был унаследован Хором. А Осирис становится царем подземного мира и судьей умерших.

На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые  были своего рода зачатком древнеегипетского  театра.

Гимны и песнопения, исполняемые  в честь богов на празднествах, были, видимо, массовой поэзией, но некоторые  из дошедших до нас гимнов, в частности  гимн Нилу и особенно гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими шедеврами мирового класса.

Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опостылела земная жизнь, где царствует зло, насилие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее попасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство. Душа человека отговаривает его от этого безумного шага, указывая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказывается сильнее, а посмертное блаженство — более желанной целью человеческого существования.

Кроме разнообразия жанров, богатства  идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные  сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это  делает египетскую литературу одним  из интересных явлений мировой литературы.

Литература

1. Большая Советская Энциклопедия (том 9 и 15). А. М. Прохоров. –  М.:Советская энциклопедия, 1972.

2. Всемирная история. М.А.  Ксенова, С. Исмаилов. – М.: Аванта+, 1993.

3. Всемирная история. Бронзовый  век. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич. – М.:АСТ, 2002.

4. История Востока. Том  1: Восток в древности. Р. Б.  Рыбаков. – М.:Восточная литература, 1999.

5. История мировой культуры. С. Карпушина, В. Карпушин. – М.:NOTA BENE, 1998.

6. Мировая культура: Шумерское  царство. Вавилон и Ассирия.  Древний Египет. А. Зайцев, В. Лаптаев, А. Порьяз. –М.: Олма-Пресс, 2000.

7. Ранние цивилизации.  Сьюзан Пич, Эни Миллард. –М.:Росмен 1999.


Информация о работе Развитие науки в Древнем Египте