Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:36, курсовая работа
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования
1.1 Взаимосвязь понятий «творчество» и «развитие», «способности».
1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников.
1.3 Типология и характеристика учреждений дополнительного образования.
1.4 Творческое объединение как тип полифункционального досугового объединения.
Глава 2. Практические аспекты
2.1.Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников
2.2 Диагностика развития творческих способностей младших школьников в условиях творческого объединения
2.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Приложение
Глоссарий
Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.
1.3 Типология и характеристика
учреждений дополнительного обр
Система
дополнительного образования
В статье
26 Закона “Об образовании ”
Тип - образец обобщенная, идеализированная модель, необходимая для упорядоченного описания и объяснения множества конкретных объектов, создания системы этих объектов, определения закономерностей развития системы.
Тип образовательного учреждения группирования образовательного учреждения по определенным признакам в данном контексте. Род - характеристика класса образовательных учреждений, в состав которого входят другие классы (виды).
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей - нормативный документ, регулирующий деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В этом нормативном документе тип учреждений дополнительного образования детей определяется через указания общности их основного предназначения (направленности), в целях и задачах деятельности.
Тип и
вид – соотносимые и
Вид образовательного учреждения должен обладать всеми сущностными характеристиками типа образовательного учреждения, выражая их на практике в конкретной форме организации процесса педагогического взаимодействия. Охарактеризовать вид образовательного учреждения – это значит определить его качества и специфическое место в ряду однотипных образовательных учреждения.
Как делать в отношении учреждений дополнительного образования детей, на основании какого набора показателей, сказать сегодня трудно. Единого подхода к типологии учреждений дополнительного образования детей сегодня не существует (как в прочем, нет единого подхода и к типологии учреждений общего образования), не проводился мониторинг имеющихся видов.
Система
образования в Российской Федерации
представляет собой совокупность подсистем
преемственных образовательных
программ и государственных
Подсистемой
федеральной образовательной си
В свою
очередь, образовательные учреждения
все вместе и каждое в отдельности
– подсистемы территориальных
Столь сложная, многоступенчатая зависимость показательна не только для масштаба образовательного учреждения, но и для ответственности каждого образовательного учреждения за свою роль (качество и эффективность деятельности) в системе образования.
В условиях становления вариативной системы образования возникло и продолжает увеличиваться большое количество различных типов и видов образовательных учреждений.
Процесс стихийного субъективного варьирования затронул систему дополнительного образования детей. Широкое распространение получило создание различных комплексов, объединяющих программы различного уровня образования или направления социально-педагогической деятельности.
Номенклатура видов учреждений дополнительного образования детей не может проводиться простым методом перечисления примеров самоопределения (самоназвания) или субъективной модификации внешкольных объединений. Методы продуктивной самоидентификаци:
Для получения обоснованных выводов анализ надо проводить по всем показателям учреждения как объекта - управлению, функциям, содержанию, организации, технологиям образовательного процесса, характеру взаимодействия субъектов образовательного процесса, результатам образовательной деятельности и способам их фиксирования, ресурсному обеспечению жизнедеятельности и пр. Только специально организованная форма такого исследования или мониторинг образовательных систем может обеспечить сегодня адекватную оценку деятельности видов учреждений дополнительного образования детей и составить прогноз развития педагогических систем дополнительного образования.
В рамках разработки «Российского стандарта общего образования» предложены всего три основания для дифференциации образовательных учреждений:
1)
по характеру используемых
2) по
характеру имеющегося в
3) по экономической базе учебного заведения.
Используя эти три основания, можно построить матрицу,
которая вполне
применима к учреждениям
Обращает на себя внимание в предложенном подходе справедливое вынесение на первое место значения образовательных программ (образовательной программы). Именно образовательной программой определяется уровень подготовки (уровень образования личности), способ формирования контингента, применяемые организационные формы и методы, методическое, психолого-педагогическое, материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение.
Реализация образовательных программ - общее или типовое требование для всех образовательных учреждений, а составленная совокупность (набор, комплекс, интеграция) конкретных программ учреждения - выражение особенного, видового.
Образовательная программа - прежде всего нормативный документ, в котором определены цели и ценности образования, пути их достижения. С учетом этого смысла образовательной программы и ее фундаментального значения для идентификации образовательного учреждения можно предложить следующие развернутые определения основных видов учреждений дополнительного образования детей.
Центр – многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей деятельности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, само реализации личности.
Это самодостаточное учреждение дополнительного образования с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исхода из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Это учреждение, в структуре которого заложен механизм обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или (и) углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть – Театр, Студия, Мастерская, Станция, Клуб, Школа, Музей и пр.
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:
- Уровню
(коррекционные, базовые,
-Ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
-Профилю (единого деления программ по профилям нет, а есть только многочисленные предположения. Например: физико–математический, биолого–химический, гуманитарный и т.д.).
Школа
в системе дополнительного
Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения; учебного плана, учитывающего пожелания детей и родителей по вопросам факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-х, 5-летние и более программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленной культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Клуб – добровольное объединение детей и педагогов в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а так же для отдыха и развлечения. Главные принципы клуба – самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в тоже время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное – клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) – постоянным местом самоутверждения, отдыха, развития.
В дополнительном
образовании клуб может стать
видом образовательного учреждения
при условии наличия в нем
длительных, многоуровневых программ
профессионального
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традицию наименований учреждений внешкольной деятельности (Станция, Детский парк, Музей, Детский лагерь и пр.), сегодня уже не отличаются целостностью и системной определенности в статусе образовательного учреждения. Они не обладают должным потенциалом для организации и обеспечения и содержания образовательной деятельности. Программы этих учреждений чаще всего можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Поэтому они могут стать: относительно самостоятельным самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; наименованием филиала Центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
Тем более, что Закон «Об образовании» утверждает, что образовательное учреждение вправе создавать образовательные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций. Указанные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своим уставами (ст. 12). Порядок регистрации и деятельности данных образовательных объединений регулируется законом. Такие объединения в дополнительном образовании детей могут образовывать комплекс программ долговременного или кратковременного сотрудничества разных или (и) однородных видов учреждений.
1.4. Творческое
объединение как тип
В настоящее время нет устоявшегося определения дополнительного образования, что говорит о продолжающихся интенсивных исследованиях данного феномена. С момента появления термина «дополнительное образование» не стихают споры по поводу правильности такой формулировки. Одни в ней видят недооценку дополнительного образования, отношение к нему как второстепенное; другие опасаются выпадения его из единой системы образования; третьи полагают, что все дело ограничивается переименованием учреждений внешкольного воспитания.