Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:36, курсовая работа
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования
1.1 Взаимосвязь понятий «творчество» и «развитие», «способности».
1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников.
1.3 Типология и характеристика учреждений дополнительного образования.
1.4 Творческое объединение как тип полифункционального досугового объединения.
Глава 2. Практические аспекты
2.1.Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников
2.2 Диагностика развития творческих способностей младших школьников в условиях творческого объединения
2.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Приложение
Глоссарий
В законе
«Об образовании» дополнительное
образование рассматривается
Дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Зачастую дополнительное образование рассматривают только как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных стандартов.
Для того чтобы сформулировать достаточно емкое и четкое определение дополнительного образования, необходимо рассмотреть его концептуальные основы.
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях.
Речь идет о возможности выбора направления деятельности
(художественной,
технической, спортивной, экологической
и др.), темпов продвижения ребенка
по конкретной программе, форм
представления результатов
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Дополнительное
образование не зря называют образованием
личностно-ориентированным в от
В дополнительном образовании ситуация иная: предмет или сфера деятельности «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей.
Основное образование (как образование, заданное «сверху») не может обеспечить такое отношение к каждому ребенку. Дополнительное же образование как раз дает возможность ребенку самому строить собственные границы, но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как «безграничное пространство», таким образом возможно расширение полюса социализации до уникальности. Вот почему дополнительное образование — это принципиально образование одаренных детей.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
С предыдущим тезисом связано утверждение, что дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, в какой сфере лежат его пристрастия и увлечения. Это очень важно, так как зачастую ребенка упрекают в пассивности и равнодушии к любым делам, организуемым в образовательном учреждении, и не понимают, что причина кроется в неумении ребенка осознать собственные желания и устремления. Когда же у ребенка пробуждается интерес, то поначалу он находится на уровне «хочу» - знать, общаться, играть. Педагог должен создать условия для его развития и осознания с тем, чтобы добиться его реализации в личностно и социально значимых сферах.
Самоопределение и самореализация предполагают интеграцию двух процессов: обеспечение «свободы от» (защита ребенка от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов) и воспитание«свобода для» (создание максимально благоприятных условий творческой самореализации).
4. Единство обучения, воспитания, развития.
Сегодня данный принцип поддерживается большинством педагогов, однако зачастую он остается лишь декларацией, что неудивительно, ведь для его реализации требуется коренная перестройка всей системы образования, и, прежде всего, на содержательном уровне. Пока все эти процессы развиваются параллельно, причем в основном образовании естественно доминирует обучение, которое было и будет предметно-дисциплинарным. Ему присуща нормативность знаний, умений, навыков.
Что касается воспитания, то оно в основном образовании занимает отнюдь не равное с обучением положение. К нему учителя зачастую относятся как к некоему «излишеству». Это связано не только с недооценкой, но и сложностью осуществления настоящего, а не мероприятийного воспитания. Ведь в основе воспитания — межличностные отношения, живые события и явления окружающей действительности, способные вызвать чувственно-эмоциональные переживания у человека. В воспитании преобладает ценностно-ориентационный, моти- вационный, поведенческий, эмоциональный компоненты. В процессе воспитания человек обретает опыт, принимает нравственно-эстетические отношения и способы поведения как объективные нормы, общепринятые стандарты.
В этом смысле можно сказать об обучении как системе трансляции средств, способов решения интеллектуальных и технологических задач, а о воспитании как процессе влияния на становление характера человека. Такое разделение допустимо, но только для какого-то уровня научного анализа. Оно совершенно неприемлемо для педагогической практики и, особенно, для практики дополнительного образования детей. Впрочем, исторически именно в этом типе образования сохранялась и поддерживалась его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. Основой стало признание участников образования в качестве равноценных субъектов деятельности и общения. Устранение дистанции между обучением и воспитанием достижимо тогда, когда отсутствует простой перенос содержания предмета, а организуется совместно значимое построение образовательной области, ее содержания и разных позиций в способах ее освоения.
Что касается развития, то ему в последние годы уделяется больше внимания. Но чаще всего речь идет о развивающем образовании, суть которого в приоритетном внимании к решению психологических задач над дидактическими (в процессе обучения должны ставиться задачи психологического развития учащихся, а дидактическое содержание занятий должно использоваться в качестве средства развития разных сторон личности ребенка). В системе дополнительного образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности. Кроме того, в дополнительном образовании достижение учебных результатов не является самоцелью, а формированию личностных качеств уделяется большое внимание.
5. Практико-деятелъностная основа образовательного процесса.
Дополнительное образование всегда было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Если в основном образовании преимущественное внимание уделяется знаково-символическим, искусственно схематизированным объектам, то в дополнительном образовании ребенок имеет возможность знакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определенных объектов в Их можно получить только благодаря воспитанию. Материал, на котором строится дополнительное образование, имеет для этого больше возможностей (чем основное образование).
2.1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников
Современная
педагогика уже не сомневается в
том, что учить творчеству возможно.
Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит
лишь в том, чтобы найти оптимальные услови
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов".
Придерживаясь
позиции ученых, определяющих креативные
способности как
- творческое мышление,
- творческое воображение,
-применение
методов организации
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- рассматривать систему в развитии;
- делать
предположения прогнозного
- выделять
противоположные признаки
- выявлять и формулировать противоречия;
- разделять
противоречивые свойства
- представлять пространственные объекты;
- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
- представлять
объект на основании
- преодоление психологической инерции мышления;
- оценивание оригинальности решения;
- сужение поля поиска решения;
- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
- мысленное
преобразование объектов в
Названные умения составляют основу способности системного
диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
- перенос
ранее усвоенных знаний в
- самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
- комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.
Анализ
основных психологических
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание - "...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания".
Преобразование
- творческая деятельность учащихся, являющаяся
обобщением опорных знаний, служащих
развивающим началом для
Создание
- творческая деятельность, предполагающая
конструирование учащимися
Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.
Все это позволяет определить понятие "творческая деятельность младших школьников": продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Индивидуальность
понимается как уникальность, неповторимость
каждого человеческого
Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само ее появление есть уже появление чего-то нового, и реализация уникальности каждой человеческой индивидуальности - это и есть творческий акт.