Развитие творческих способностей младших школьников в условиях дополонительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования
1.1 Взаимосвязь понятий «творчество» и «развитие», «способности».
1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников.
1.3 Типология и характеристика учреждений дополнительного образования.
1.4 Творческое объединение как тип полифункционального досугового объединения.
Глава 2. Практические аспекты
2.1.Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников
2.2 Диагностика развития творческих способностей младших школьников в условиях творческого объединения
2.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Приложение
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ № 1.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, творческие проявления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовало их, педагогу необходимо при его проведении ориентироваться  на следующие принципы:

1. Принцип  «пользователя».

Учитель должен пользоваться современными педагогическими  развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося  быть субъектом образовательной  деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.  Принцип  «принятия другого».

Согласно  данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как  индивидуальность, имеющую право  быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объект - субъектного взаимодействия.

3. Принцип  «проектирования и реализации»  образовательной среды, способствующей  раскрытию творческих способностей  учащихся.

4. Принцип  «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип  «сотрудничества».   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика  развития  творческих способностей  младших школьников в условиях творческого объединения

Личность каждого  ребенка  многогранна, неповторима. Младший школьный возраст является возрастом больших возможностей. Если же задачи  по развитию  личности решаются плохо, то из «возраста больших возможностей» он легко превращается в «возраст упущенных возможностей».

В настоящее  время в условиях дополнительного образования реализуется личностно-ориентированное обучение, в связи с чем педагогу, необходимо учитывать ряд условий:

- строить процессы обучения и воспитания в соответствии с нормами, характерными для данного возраста учащихся;

- осуществлять индивидуальный подход к школьникам на основе их дифференциации;

- способствовать максимальному раскрытию всех потенциальных возможностей, способностей учащихся в процессе их обучения и воспитания.

Залогом успеха работы педагога является эффективная диагностика уровня развития школьников, позволяющая увидеть положительную или отрицательную динамику в процессах формирования личности подопечных в целом.

Представленные  психолого-педагогические методики имеют целью всестороннее изучение личности младшего школьника, то есть возрастной диапазон применения инструментария — это 7-11 лет.

Сущность  диагностики учащихся

Диагностика —  это способы изучения личности человека путем использования стандартных процедур тестирования.

В качестве схемы  экспериментального психолого-педагогического исследования можно взять следующую последовательность процедур изучения младшего школьника:

1)Общие сведения:

- возраст ученика;

- класс;

- школа;

- состояние здоровья;

- внешность.

2)Изучение социальной ситуации развития учащегося и его окружения:

- состав семьи;

- профессии;

- возраст;

- краткая характеристика родителей и других членов семьи;

- взаимоотношения  в семье.

3) Особенности  младшего школьника.

а) Диагностика  познавательной сферы (характеристики познавательных процессов):

- восприятие (целостность, точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, наблюдательность);

- память (уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, влияние на успеваемость);

- воображение (воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, гибкость, беглость, самостоятельность, уровень развития творческого потенциала личности);

- внимание (виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям);

- мышление (уровень развития видов и операций; самостоятельность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость).

б) Диагностика развития способностей (общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются).

в) Диагностика темперамента (тип нервной системы, психологическая характеристика, проявления в поведении и общении).

г) Диагностика эмоционально-волевой сферы:

- самооценка как компонент самосознания;

- воля и волевые нарушения; уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек;

- наличие тревожности, страхов;

- депрессивность, эмоциональная расположенность или замкнутость.

д) Диагностика способности к общению и межличностных отношений (потребность в общении, общительность, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола).

е) Диагностика уровня развития учебной деятельности (готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивация учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие «школьной тревожности»).

ж) Направленность личности младшего школьника (доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности).

Самосознание (Я-концепция, самооценка: уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность).

4) Общие выводы:

- уровень психического развития учащегося;

- соответствие возрастным особенностям;

- необходимость психолого-педагогической коррекции и ее пути.

Диагностические методы

Исследователи выделяют следующие методы, позволяющие  осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности.

I Методы психологии.

1)Метод наблюдения:

- опосредованное и непосредственное (по контакту);

- естественное и экспериментальное (по условиям деятельности);

- случайное и целенаправленное (по целям);

- констатирующее и оценивающее (по фиксации результатов);

- произвольное и структурированное (по упорядоченности);

- открытые и скрытые (по характеру взаимодействия с объектом).

2)Психологический эксперимент.

3)Тестирование (тесты интеллекта, тесты достижений).

4)Метод опроса:

- интервью;

- опросники-анкеты (биографическая анкета-опросник, опросник интересов, личностные опросники).

5)Проективные методы:

- методика чернильных пятен Роршаха;

- методика фрустраций Розенцвейга.

II Методы педагогики.

1)Методы предварительного изучения личности учащегося:

- изучение личных дел и классного журнала;

- беседы с руководителем школы;

- беседы с врачом, классным руководителем;

- посещение семей, совещаний учителей.

2)Методы последовательного изучения учащихся:

- посещение уроков; рейд, хронометраж;

- сочинение учащегося;

- характеристика на друга;

- педагогический консилиум;

- анализ состава коллектива;

-анализ дневниковых записей, самохарактеристик, взаимохарактеристик;

- беседы с учащимися;

- социометрия и анкетирование.

 

 Исследование творческих способностей

Тесты креативного  мышления П. Торренса (обработка Е.Е. Туник)

Цель: выявить особенности креативного мышления учащихся.

Возраст испытуемых-. 7-11 лет.

Оборудование: бланк, принадлежности для рисования.

Инструкция. Учащиеся дорисовывают фигуры бланка до целого изображения таким образом, чтобы ни у кого подобного не было. Можно использовать цветные карандаши. Каждый рисунок нужно подписать.

Обработка полученных данных. Анализируем данные по пяти показателям, выраженным в сырых баллах:

- беглость (Б);

- гибкость (Г);

- оригинальность (О);

- разработанность (Р);

- название (Н).

Беглость определяется путем подсчета количества рисунков сделанных ребенком.

Гибкость —  это число изменений категорий рисунка, счиая от первого рисунка.

Ниже представлены четыре возможные категории:

- живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

- механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

- символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

- видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.

Оригинальность  определяется по местоположению (внутри - снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок:

- вне стимульной фигуры — 1 балл;

- внутри стимульной фигуры — 2 балла;

- внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла.

Каждый квадрат  содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для испытуемых. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

1балл — рисуют только снаружи.

2балла — рисуют только внутри.

3балла — рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой  балл по оригинальности (О) равен сумме  баллов по этому фактору по всем рисункам.

Критериями  разработанности являются симметрия  — асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок ассиметричным:

- симметрично повсюду — 0 баллов;

-асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл;

- асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла;

- асимметрично внутри и снаружи — 3 балла.

0баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл — асимметрично вне замкнутого контура.

2 балла — асимметрично-внутри замкнутого контура.

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой  балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

Название означает богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках.

0баллов — название не дано.

1 балл — название, состоящее из одного слова без определения.

2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой  балл за название (Н) будет равен  сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок. (см. прил. 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития  творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования.

Профессиональным методом, используемым редактором при подготовке статьи к печати, является анализ. Этот метод дает редактору возможность провести всестороннюю оценку рукописи, выявить и устранить имеющиеся в ней недочеты и подготовить ее к публикации. Для педагога дополнительного образования так же необходимо владеть этими знаниями, чтобы выявлять проблемы по данному вопросу, повышать свое самообразование.

В общем случае анализ - это операция расчленения  предмета, явления, свойства или отношения  между предметами на составные элементы, выполняемая в процессе познания и практической деятельности. Анализ предмета дает возможность раздельно  изучать его свойства, части отношения. Он протекает в единстве с синтезом и непосредственно связан с операциями абстрагирования и обобщения, для которых анализ - необходимое условие и предпосылка.

Аналитическая статья - это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода. Ее целевая направленность - всесторонний анализ достаточно репрезентативных фактов, выводящий на решение научной задачи. Она отличается обстоятельностью разработки темы; в ней присутствуют оценки взаимосвязей, взаимозависимости и значимости фактов, аргументированные доказательства и обоснования, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в условиях дополонительного образования