Развитие творческих способностей младших школьников в условиях дополонительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования
1.1 Взаимосвязь понятий «творчество» и «развитие», «способности».
1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников.
1.3 Типология и характеристика учреждений дополнительного образования.
1.4 Творческое объединение как тип полифункционального досугового объединения.
Глава 2. Практические аспекты
2.1.Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников
2.2 Диагностика развития творческих способностей младших школьников в условиях творческого объединения
2.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Приложение
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ № 1.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

В процессе редактирования статьи прежде всего необходимо оценить выбор темы, уровень ее разработки и литературную отделку статьи. Это - три составляющие анализа как метода. Они тесно взаимосвязаны и в общем представляют собой целостный, триединый процесс, который в итоге выводит проблему статьи.

При оценке выбора темы необходимо обращать внимание на ее актуальность, учитывая при этом теоретическую и практическую значимость решаемой научной задачи (проблемы), оригинальность и новизну, а также соответствие профилю журнала.

Конкретность - одно из основных требований, предъявляемых  к теме научной статьи. Широкая, недостаточно конкретная тема затрудняет ее глубокую проработку, лишает возможности точно определить читательский адрес.

Анализ уровня разработки темы предполагает всестороннюю оценку содержания статьи с методических и научных позиций. Для оценки полноты и глубины разработки темы важно проанализировать состав смысловых аспектов, отражаемых в тексте. Соотнося фактический материал со смысловыми аспектами содержания, следует обратить внимание на объективность отбора фактов и их репрезентативность, что должно служить основанием для научно обоснованных выводов. Нужно выяснить, как автор подходит к рассмотрению фактов, событий, явлений; показывает ли он их в движении и развитии, в связях и взаимодействии, не проявляется ли в статье субъективизм и догматизм, виден ли его творческий подход, сумел ли автор проникнуть в сущность явления.

От редактора  требуется также оценить новизну, достоверность и истинность фактического материала. При этом факты должны пониматься не только как исходные элементы содержания, взятые за основу для рассуждений и объяснений, но и как аргументы, как результаты исследования. Следовательно, они должны быть обоснованы и доказаны.

Научная статья в области гуманитарных наук в  значительно большей степени, чем  статья научно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Фактографическую основу такой статьи обычно составляют данные из научных трудов, литературных источников, официальных документов, архивов, статистических сборников и т.п. Ее отличительной чертой является использование значительного числа цитат, которые могут привлекаться в качестве исходного, опорного материала для анализа или в качестве аргументов, подтверждающих точку зрения автора статьи.

При работе над  статьей подобного типа редактору приходится быть особенно внимательным и критичным. Выводы статьи, содержащие предварительные концепции, выдвинутые автором гипотезы, могут потребовать оценки рецензента

Целью методической статьи является выбор и обоснование метода из ряда возможных, поэтому анализ и оценка в них строятся на расчетах, сравнениях и сопоставлениях, на показе недостатков одних и преимуществ других методов, на обосновании метода, предлагаемого для использования. Важное значение имеют сведения, иллюстрирующие возможность применения предлагаемого метода, его точность и эффективность.

Свои особенности имеет обзорная статья. Она обычно опирается на обширную информацию, относящуюся к одному предмету или группе предметов исследования, объединенных различными взаимосвязями: единством темы, временем действия, функциональными отношениями, общностью целевого назначения, принципов устройства изделий и т.п. Назначение обзорной статьи не только в том, чтобы свести и показать события, явления и т.п., но и в том, чтобы проанализировать их, сопоставить, выявить наиболее важные и перспективные направления в развитии науки и техники, их отдельных отраслей, групп, единичных предметов, явлений, событий.

Обзорная статья может ретроспективно освещать события, привлекать внимание к проблеме, объединять различные точки зрения. Она, к  примеру, может быть посвящена рассмотрению серии каких-либо изделий, подведению итога развития соответствующей области. Наибольшую информационную ценность имеют содержащиеся в ней выводы и обобщения, сводные данные (их иногда представляют в форме таблицы). В статье проводится параллель между новыми и известными данными, отмечаются стороны или признаки, которые положены в основу сравнения предметов анализа.

Обзорная статья может иметь проблемный характер, освещая и сталкивая противоречивые взгляды на развитие научных знаний. Эти противоречия возникают между  сложившимися концепциями и новыми подходами, между различными оценками одних и тех же фактов и т.п. Проблемное обзорное исследование способствует тому, что потребитель информации активно включается в научно-информационный процесс.

Несмотря на жанровые различия аналитических статей, их содержание может иметь некоторые общие признаки, которые целесообразно использовать редактору для оценки структуры статей и их информативности. Такими признаками следует считать смысловые аспекты содержания, которые являются общими для статей одного жанра. Природа смысловых аспектов, обычно отражаемых в статьях, кроется в объективной действительности, которая служит прообразом для их содержания, вследствие чего эти аспекты (признаки) инвариантны формам и приемам изложения материала.

Ввиду разнообразия тематических и профильных направлений к результатам может относиться самая различная фактографическая информация, начиная с конкретных технических характеристик и кончая новыми теориями. Требования, выдвигаемые рыночными отношениями, обязывают серьезно оценивать экономическую эффективность получаемых результатов. Именно поэтому в статьях, особенно относящихся к области технических наук, должна находить место информация по экономическим вопросам.

Таким образом, безотносительно  к конкретному виду научной статьи и к области научного исследования, вырисовывается следующая структура смысловых аспектов:

1. Проблема, предмет  или тема исследования.

2. Научная (техническая)  область, в которой проведено  исследование.

3. Цель исследования.

4. Точка зрения  на предмет или сторона, с  которой он рассматривается.

5. Назначение  объекта исследования (разработки).

6. Вид исследования.

7. Метод исследования.

8. Использованные  оборудование, материалы.

9. Условия, в  которых проводились исследования.

10. Конкретные  результаты.

11. Техническая  эффективность объекта, предложенного в результате исследования (разработки).

12. Экономическая  сторона исследования, стоимость  обоснованного (разработанного) объекта.

Разумеется, что  не в каждом тексте можно обнаружить все из перечисленных аспектов. По существу аспекты являются анкетными признаками, в чем можно видеть достоинство опоры на них в процессе редактирования. Схема, включающая перечень основных смысловых аспектов, может быть принята как принципиальная, поскольку названные аспектные признаки присущи почти всем научным статьям. Анкета позволяет формализовать структуру статьи, а также в известной степени стандартизировать ее, хотя естественно ожидать, что отдельные элементы содержания статьи не всегда будут подходить под анкетные признаки. И тем не менее использование при редактировании статьи анкетных признаков позволяет судить не только о том, что содержится в статье, но и о том, какие вопросы (аспекты) в ней не освещены.

 

 

 

 

Заключение

Универсальные творческие способности – это  индивидуальные особенности, качества человека, которое определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детское творчество специфично. Нередко оно является результатом ориентировочно-исследовательских  действий. В нем проявляется стремление ребенка выразить словами свое отношение к окружающему, свое мироощущение, передать в содержании рисунка, рассказа, конструкции и пр. свои впечатления, переживания, представления и т.д.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что современная система  дополнительного образования активно стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности. Творческая деятельность детей дошкольного и школьного возраста организуется так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Основываясь на ведущих положениях, раскрывающих сущность способностей и возможностей их развития, мы полагаем, что в условиях дополнительного  образования может быть обеспечено обогащение жизненного опыта каждого  ребенка с учетом его задатков в процессе разных видов деятельности, так как она:

- предоставляет ему свободу принятия решения о вхождении в образовательное пространство;

- обеспечивает возможность выбора деятельности по душе;

- обеспечивает диалоговые отношения со сверстниками и взрослыми.

Следствием  этого явятся более полное самовыражение  и самореализация детей, повышение  их творческого потенциала.

Но не смотря на большой положительный опыт деятельности в системе дополнительного образования  имеется ряд противоречий, которые нуждаются в разрешении. Самое важное на наш взгляд состоит в том, что с одной стороны, она значительно расширила свое образовательное пространство, развила новые направления деятельности и тем самым создала еще большие возможности для творческого развития учащихся.

 Учреждениями  дополнительного образования разрабатываются  стандарты, программы и учебные планы, которые систематизируют и структурируют образовательную деятельность. Но, с другой стороны, приоритетами системы дополнительного образования всегда были, прежде всего, - свободный выбор, а не стандартизация; личностная самоценность, а не образовательный фактор; ориентация на интересы и потребности личности а не на государственный заказ.

Только гармоничное  сочетание принципов системы  дополнительного образования как образовательного учреждения с одной стороны, и как досугового объединения- с другой, сможет обеспечить, на наш взгляд, эффективное развитие творческих способностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Алексеева Е.М. Учить детей творчеству./ Е.М.Алексеева //Дополнительное образование, 2003. - №7.
  2.   Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984.
  3. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007.
  5. Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования., Москва, 2003.
  6. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 180-181.
  7. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.
  8. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. — С. 120.
  9. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
  10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.
  11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -  М.: Педагогика, 1991.
  12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
  13. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. – 191с.
  14. Лиознова Е.В. Структура объекта общения в свете идей Б.Г.Ананьева о субъекте / Е.В.Лиознова // Вестник СПбГУ. 2008 Сер. 12 вып. 1
  15. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. Под ред. Давыдова В.В. – М., 1978.
  16. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988.
  17. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
  18. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: - Академия, 2006
  19. Русанова В.С. Словарь-справочник для специалистов СКД, Челябинск,  2010, 220 с.
  20. Семенова Н.Н. Оазис прекрасного./Н.Н.Семенова //Дополнительное образование, 2003. - №10
  21. Тимощук Е.И. Развитие творческой личности – новый взгляд на классическое гимназическое образование. Образование. 2006. Выпуск № 9 стр. 6.
  22. Трубайчук Л.В. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / - М.: Изд. дом "Восток", 2001. - 81 с.
  23. Ускова Г.А. Психолого- педагогическая диагностика младших школьников, Москва, 2004, 144 с.
  24. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.
  25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 432 с
  26. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.
  27. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
  28. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - №
  29. http://www.bestreferat.ru/referat-50633.html
  30. http://www.ref.by/refs/68/16073/1.html
  31. http://revolution.allbest.ru/psychology/00082754_0.html
  32. http://www.bestreferat.ru/referat-194936.html
  33. http://www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm#021
  34. http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_5.html#V2
  35. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00021657_0.html
  36. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00030885_0.html
  37. http://150-school-6.edusite.ru/p215aa1.html
  38. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5916
  39. http://www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeriodIzd/index.htm Центр дистанционного образования МГУП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

 

Оценочная нормативная таблица

Оцениваемые

показатели

Стандартное отклонение ниже

среднего

Среднее

Стандартное отклонение выше среднего

Суммарный балл

60-69

70-79

80-89

90-99

100- 110

111- 120

121+

Беглость

7

 

8-10

 

11

 

12

Гибкость

4

5

6-7

8

9

10

11

Оригинальность

16-18

19-21

22-25

26-27

28-30

31-32

33 +

Разработанность

7-9

10-13

14-17

18-21

22-25

26-30

31 +

Наззание

17-19

20-22

23-25

26-28

29-31

32-33

34 +

Суммарный балл

44-50

51-58

59-65

66-72

73-80

81-88

89 +


 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в условиях дополонительного образования