Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:36, курсовая работа
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования
1.1 Взаимосвязь понятий «творчество» и «развитие», «способности».
1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников.
1.3 Типология и характеристика учреждений дополнительного образования.
1.4 Творческое объединение как тип полифункционального досугового объединения.
Глава 2. Практические аспекты
2.1.Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников
2.2 Диагностика развития творческих способностей младших школьников в условиях творческого объединения
2.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Приложение
Глоссарий
В процессе редактирования статьи прежде всего необходимо оценить выбор темы, уровень ее разработки и литературную отделку статьи. Это - три составляющие анализа как метода. Они тесно взаимосвязаны и в общем представляют собой целостный, триединый процесс, который в итоге выводит проблему статьи.
При оценке выбора темы необходимо обращать внимание на ее актуальность, учитывая при этом теоретическую и практическую значимость решаемой научной задачи (проблемы), оригинальность и новизну, а также соответствие профилю журнала.
Конкретность - одно из основных требований, предъявляемых к теме научной статьи. Широкая, недостаточно конкретная тема затрудняет ее глубокую проработку, лишает возможности точно определить читательский адрес.
Анализ уровня разработки темы предполагает всестороннюю оценку содержания статьи с методических и научных позиций. Для оценки полноты и глубины разработки темы важно проанализировать состав смысловых аспектов, отражаемых в тексте. Соотнося фактический материал со смысловыми аспектами содержания, следует обратить внимание на объективность отбора фактов и их репрезентативность, что должно служить основанием для научно обоснованных выводов. Нужно выяснить, как автор подходит к рассмотрению фактов, событий, явлений; показывает ли он их в движении и развитии, в связях и взаимодействии, не проявляется ли в статье субъективизм и догматизм, виден ли его творческий подход, сумел ли автор проникнуть в сущность явления.
От редактора
требуется также оценить
Научная статья в области гуманитарных наук в значительно большей степени, чем статья научно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Фактографическую основу такой статьи обычно составляют данные из научных трудов, литературных источников, официальных документов, архивов, статистических сборников и т.п. Ее отличительной чертой является использование значительного числа цитат, которые могут привлекаться в качестве исходного, опорного материала для анализа или в качестве аргументов, подтверждающих точку зрения автора статьи.
При работе над статьей подобного типа редактору приходится быть особенно внимательным и критичным. Выводы статьи, содержащие предварительные концепции, выдвинутые автором гипотезы, могут потребовать оценки рецензента
Целью методической статьи является выбор и обоснование метода из ряда возможных, поэтому анализ и оценка в них строятся на расчетах, сравнениях и сопоставлениях, на показе недостатков одних и преимуществ других методов, на обосновании метода, предлагаемого для использования. Важное значение имеют сведения, иллюстрирующие возможность применения предлагаемого метода, его точность и эффективность.
Свои особенности имеет обзорная статья. Она обычно опирается на обширную информацию, относящуюся к одному предмету или группе предметов исследования, объединенных различными взаимосвязями: единством темы, временем действия, функциональными отношениями, общностью целевого назначения, принципов устройства изделий и т.п. Назначение обзорной статьи не только в том, чтобы свести и показать события, явления и т.п., но и в том, чтобы проанализировать их, сопоставить, выявить наиболее важные и перспективные направления в развитии науки и техники, их отдельных отраслей, групп, единичных предметов, явлений, событий.
Обзорная статья может ретроспективно освещать события, привлекать внимание к проблеме, объединять различные точки зрения. Она, к примеру, может быть посвящена рассмотрению серии каких-либо изделий, подведению итога развития соответствующей области. Наибольшую информационную ценность имеют содержащиеся в ней выводы и обобщения, сводные данные (их иногда представляют в форме таблицы). В статье проводится параллель между новыми и известными данными, отмечаются стороны или признаки, которые положены в основу сравнения предметов анализа.
Обзорная статья
может иметь проблемный характер,
освещая и сталкивая
Несмотря на жанровые различия аналитических статей, их содержание может иметь некоторые общие признаки, которые целесообразно использовать редактору для оценки структуры статей и их информативности. Такими признаками следует считать смысловые аспекты содержания, которые являются общими для статей одного жанра. Природа смысловых аспектов, обычно отражаемых в статьях, кроется в объективной действительности, которая служит прообразом для их содержания, вследствие чего эти аспекты (признаки) инвариантны формам и приемам изложения материала.
Ввиду разнообразия тематических и профильных направлений к результатам может относиться самая различная фактографическая информация, начиная с конкретных технических характеристик и кончая новыми теориями. Требования, выдвигаемые рыночными отношениями, обязывают серьезно оценивать экономическую эффективность получаемых результатов. Именно поэтому в статьях, особенно относящихся к области технических наук, должна находить место информация по экономическим вопросам.
Таким образом, безотносительно к конкретному виду научной статьи и к области научного исследования, вырисовывается следующая структура смысловых аспектов:
1. Проблема, предмет или тема исследования.
2. Научная (техническая) область, в которой проведено исследование.
3. Цель исследования.
4. Точка зрения на предмет или сторона, с которой он рассматривается.
5. Назначение объекта исследования (разработки).
6. Вид исследования.
7. Метод исследования.
8. Использованные оборудование, материалы.
9. Условия, в
которых проводились
10. Конкретные результаты.
11. Техническая эффективность объекта, предложенного в результате исследования (разработки).
12. Экономическая сторона исследования, стоимость обоснованного (разработанного) объекта.
Разумеется, что не в каждом тексте можно обнаружить все из перечисленных аспектов. По существу аспекты являются анкетными признаками, в чем можно видеть достоинство опоры на них в процессе редактирования. Схема, включающая перечень основных смысловых аспектов, может быть принята как принципиальная, поскольку названные аспектные признаки присущи почти всем научным статьям. Анкета позволяет формализовать структуру статьи, а также в известной степени стандартизировать ее, хотя естественно ожидать, что отдельные элементы содержания статьи не всегда будут подходить под анкетные признаки. И тем не менее использование при редактировании статьи анкетных признаков позволяет судить не только о том, что содержится в статье, но и о том, какие вопросы (аспекты) в ней не освещены.
Заключение
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которое определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детское творчество
специфично. Нередко оно является
результатом ориентировочно-
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что современная система дополнительного образования активно стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности. Творческая деятельность детей дошкольного и школьного возраста организуется так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Основываясь на ведущих положениях, раскрывающих сущность способностей и возможностей их развития, мы полагаем, что в условиях дополнительного образования может быть обеспечено обогащение жизненного опыта каждого ребенка с учетом его задатков в процессе разных видов деятельности, так как она:
- предоставляет ему свободу принятия решения о вхождении в образовательное пространство;
- обеспечивает возможность выбора деятельности по душе;
- обеспечивает диалоговые отношения со сверстниками и взрослыми.
Следствием этого явятся более полное самовыражение и самореализация детей, повышение их творческого потенциала.
Но не смотря
на большой положительный опыт деятельности
в системе дополнительного
Учреждениями
дополнительного образования
Только гармоничное сочетание принципов системы дополнительного образования как образовательного учреждения с одной стороны, и как досугового объединения- с другой, сможет обеспечить, на наш взгляд, эффективное развитие творческих способностей учащихся.
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Оценочная нормативная таблица
Оцениваемые показатели |
Стандартное отклонение ниже среднего |
Среднее |
Стандартное отклонение выше среднего | ||||
Суммарный балл |
60-69 |
70-79 |
80-89 |
90-99 |
100- 110 |
111- 120 |
121+ |
Беглость |
7 |
8-10 |
11 |
12 | |||
Гибкость |
4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Оригинальность |
16-18 |
19-21 |
22-25 |
26-27 |
28-30 |
31-32 |
33 + |
Разработанность |
7-9 |
10-13 |
14-17 |
18-21 |
22-25 |
26-30 |
31 + |
Наззание |
17-19 |
20-22 |
23-25 |
26-28 |
29-31 |
32-33 |
34 + |
Суммарный балл |
44-50 |
51-58 |
59-65 |
66-72 |
73-80 |
81-88 |
89 + |