Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных способов разрешения конфликта.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ проблемы разрешения конфликтов;
- разработка плана разрешения споров;
- анализ типичных ошибок возникающих в споре;
- рассмотрение способов предупреждения конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА І. КОНФЛИКТЫ.
1.1.Причины и функции конфликтов……………………………...5
1.2.Структура и уровни конфликта……………………………….9
1.3.Регуляция межличностных конфликтов……………………...18
ГЛАВА II. СПОР.
2.1. План разрешение споров ……………………………………….21
2.2. Типичные ошибки, возникающие в споре ……………………22
2.3. Предупреждение конфликтов в споре………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….33
- результаты спора могут разрешить ситуацию или завести в тупик. Но в том и в другом случае соперники должны на заключительной фазе подвести итог для себя и друг друга.
- результат спора дает возможность оценить информационную пользу общения, эмоциональное состояние, единство - разность позиций и отношений.
Для разрешения
конфликта в споре нужно
И главное условие — спокойный тон и самовнушаемая мотивация неизбежности сотрудничества. Естественно, что для всякого нормального человека выбор альтернативы «конфликт — сотрудничество» будет очевидным. И нельзя при этом думать, что партнер мыслит себе ситуацию иначе. Больше того, он может почувствовать рано или поздно «фон» сотрудничества, а не соперничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
И в заключение необходимо отметить:
1. Поддержание и укрепление
сотрудничества, отношений взаимовыручки
является центральной
2. Конфликт проходит три основных стадии:
3. Выделяют пять уровней конфликтов:
4.Важную роль в управлении конфликтами играют межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций, когда участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах: путь «борьбы», направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого; уход от конфликта и ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.
Таким образом, каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта: настойчивость(принуждение), уход (уклонение), приспособление(уступчивость), компромисс и сотрудничество(решение проблемы).
5.Для разрешения конфликта в споре существует пятнадцать правил, следуя которым можно сохранить хорошие отношения с оппонентом.
Тот, кто
первым скомандует себе: "Стоп!
Никакой грубости и
Разобраться
в причинах и источниках
Лучше видеть добрые намерения в каждой из конфликтующих сторон. Если же видеть их только с одной стороны, то другая будет обречена на роль ябедника.
Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. В такой ситуации психологи советуют, прежде всего, избавиться от внутреннего беспокойства или волнения. Растревоженное чувство - плохой советчик разуму. Для того чтобы хорошо овладеть собой в конфликтной ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, глубоко вздохнуть, встать, пройтись, либо перевести разговор на другую тему, либо перенести его на другое время.
С целью
овладения собственной речью,
эмоциями и поведением в
Чтобы легче найти индивидуальный подход в разрешении конфликта, полезно определить возможный тип взаимной реакции конфликтующих. Здесь полезно вспомнить о темпераментах. Холерик отличается повышенной возбудимостью, меланхолик - наоборот. Но зато последний дольше помнит и переживает обиду. Флегматик труднодоступен для убеждения, сангвиник легко успокаивается, но ему также бывает трудно сдерживать свои чувства.
Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую мы занимаем, от наших собственных интересов, а также от того, к каким средствам мы прибегаем, чтобы не допустить разрастания конфликта. В выборе этих средств мы не всегда достаточно свободны. В нашем распоряжении могут быть весьма ограниченные возможности противодействия начавшемуся конфликту. Необходимо считаться с реальными возможностями, конкретной ситуацией и общественным мнением, избегать как слишком слабых, так и слишком сильных средств воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение №1
Таблица 1
Модели развития конфликта
Прежний опыт взаимодействия участников конфликта |
Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешное преодоление |
Опыт непреодоленных разногласий и «недоговоренностей» |
Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального воздействия |
Отношение к новой ситуации |
Уверенность в возможности договоренности, стремления к поиску взаимопонимания |
Отсутствие уверенности в возможности договориться, поиск формального выхода из ситуации |
Нежелание договариваться, актуализация негативных чувств |
Взаимодействие |
Сотрудничество |
Кооперация |
Конкуренция |
Цель |
Договориться |
Решить проблему |
«победить» |
Изменение общения |
Интенсификация |
Ограничение |
Минимизация |
Неформальные компоненты в общении |
Позитивные неформальные компоненты |
«формализация общения» |
Негативные неформальные компоненты |
Восприятие противостоящей стороны |
Партнер |
Оппонент |
Противник |
Средства воздействия |
Использование неформальных компонентов – убеждения, аргументации, попытки договориться |
Использование формальных компонентов,
апелляция к формальному |
Использование средств борьбы – силовое давление, эмоциональные удары, «ловушки» |
Приложение №2
Таблиа2
Типичные ошибки в разрешении конфликта и пути их решения.
Ошибки |
Пути решения |
Обобщенность |
Конкретность |
- вспоминаются другие
спорные события, факты, - необходимо признать, что спор имеет причину; |
|
Непродуктивное общение |
Продуктивное общение |
- постоянное повторение одного и того же, нежелание посмотреть на спорный вопрос глазами другого; - "глухота" к высказываниям другого; - намеки, неясности в объяснении, двусмысленные высказывания; |
- четкое, ясное, открытое общение; - каждый говорит только сам за себя; - все говорится, как думается; каждый слушает не только себя, но и другого; |
Нечестный спор |
Честный спор |
- доказательства, факты не относятся к делу и направлены в слабое, чувствительное место соперника. |
- исключение "ударов ниже пояса" при отсутствии веских доказательств своей правоты; - учитывая, сколько соперник
способен спорить, не |
Приложение №3
Таблица 3
Четыре заключительные фазы спора.
Отрицательное значение |
Положительное значение |
Отрицательная информация |
Положительная информация |
|
- я узнал что-то новое по спорному вопросу и о собеседнике; - я научился чему-то новому |
Отрицательное эмоциональное состояние |
Положительное эмоциональное состояние |
|
- в результате спора пришло расслабление; - "обида" ушла, и наступило облегчение; |
Обособление |
Сближение |
- соперники еще больше
отдалились друг от друга, - возникло чувство еще
большего непонимания спорного
вопроса и, главное, друг |
- спор помог понять друг друга; - соперники почувствовали
собеседниками и даже |
Неразрешенность |
Исправление |
- ничего не решилось, все осталось по - прежнему; - никто не хочет исправляться; - никто не хочет прощать. |
- проблема, разделявшая соперников решилась, в пользу обоих; - появился опыт для будущего; - обязательное извинение и прощение обоих сторон. |