Раскол русской церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:25, реферат

Краткое описание

Вопрос о соотношении светской и церковной властей был одним из важнейших в политической жизни Русского государства XV-XVII вв. С ним была тесно связана борьба иосифлян и нестяжателей. В XVI в. господствующее иосифлянское направление в русской церкви отказалось от тезиса о превосходстве церковной власти над светской. После расправы Грозного над митрополитом Филиппом подчинение церкви государству казалось окончательным. Однако ситуация изменилась в годы Смуты. Авторитет царской власти из-за обилия самозванцев и череды клятвопреступлений пошатнулся. Авторитет же церкви, благодаря патриарху Гермогену, возглавлявшему духовное сопротивление полякам и принявшему от них мученическую

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Причины Церковной реформы …………………………………..……… 4
Содержание Церковной реформы …………………………………….... 7
Возникновение Раскола ……………………………………………..…. 10
Старообрядчество ………………………………………………...…….. 14
Заключение ………………………………………………………………..... 17
Литература………..………………………………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

Раскол русской церкви (Культурология).doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

     На этом прямые политические следствия Раскола заканчиваются, хотя раскольничьи смуты долго еще вспыхивают то тут, то там - по всем необъятным просторам русской земли. Раскол перестает быть фактором политической жизни страны, но как душевная незаживающая рана - накладывает свой отпечаток на все дальнейшее течение русской жизни.

     Трудно, да наверно и невозможно однозначно сказать, что же стало причиной раскола – кризис в религиозной или в светской сфере. Наверняка, в Расколе соединились обе эти причины. Так как общество не было однородным, то, соответственно, различные его представители защищали различные интересы. Отклик своих проблем в Расколе нашли разные слои населения: и крепостные крестьяне, которые обрели возможность выразить протест правительству, становясь под знамя защитников старины; и часть низшего духовенства, недовольная силой патриаршей власти и видевшая в ней лишь орган эксплуатации; и даже часть высшего духовенства, желавшая пресечь усиление власти Никона. А в конце XVII века в идеологии Раскола важнейшее место стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые идеологи Раскола, в частности Аввакум и его соратники, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и духовной власти за их действия.

     Словом, ни один историк пока не представил объективной точки зрения на Раскол, которая бы охватывала все тонкости жизни русского народа в XVII веке, повлиявшие на церковную реформу

     Последствия, отразившиеся на всем течении жизни  в России, их не волновали, главное для них было – сиюминутная власть! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА 
 

  1. Бушуев, С.В. История государства Российского / С.В. Бушуев. – М.: Просвещение, 2003. - 212 с.
  2. Демидова, Н.Ф. Первые Романовы на российском престоле / Н.Ф. Демидова, Л.Е. Морозова, А.А. Преображенский. – М.: Владос, 2006. – 63 с.
  3. Ключевский, В.О. Русская История / В.О. Ключевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 160 с.
  4. Лаппо-Данилевский, А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв /  А.С. Лаппо- Данилевский. – М.: Инфра-М, 1999. – 112 с.

Информация о работе Раскол русской церкви