Выйдя
в Амурский лиман, Поярков не
рискнул идти на юг, а повернул
на север. С бортов был виден
берег Сахалина, где жили «волосатые
люди» (айны), но их Поярков
решил не трогать. Морское плавание
на утлых речных лодках —
дощаниках — продолжалось три
месяца. Экспедиция двигалась сначала
вдоль материкового берега Сахалинского
залива, а затем вышла в Охотское
море. Мореходы обходили «всякою
губу», почему и шли так долго,
открыв, по крайней мере, залив
Академии. Разразившийся шторм отбросил
их к какому-то острову —
скорее всего, к одному из
группы Шантарских. К счастью,
все обошлось благополучно, и
в начале сентября Поярков
вошел в устье реки Ульи. Здесь
казаки встретили уже знакомый
им «народец» — эвенков (тунгусов).
Поярков по своей привычке
захватил аманатов, обложил эвенков
данью и остался тут на третью
зимовку. Ранней весной 1646 года
отряд двинулся на нартах вверх
по Улье и, перевалив невысокий
водораздел, вышел к реке Мае,
принадлежащей уже к бассейну
Лены. А затем по Алдану и
Лене Поярков вернулся в середине
июня 1646 года в Якутск. В пути
погибло 80 человек, большей частью
от голода. Вернулись обратно
52 путешественника. Во время этой
трехлетней экспедиции Поярков
проделал около 8 тысяч километров.
Он прошел новым путем от
Лены на Амур, открыв реки Учур,
Гонам, Зею, Амурско-Зейское плато и Зейско-Бурейскую
равнину. От устья Зеи он первым спустился
по Амуру до моря, проследив около 2 тысяч
километров его течения. Поярков открыл
Амурский лиман, Сахалинский залив и собрал
некоторые сведения о самом острове Сахалин.
К его заслугам принадлежит то, что он
первым совершил исторически вполне доказанное
плавание вдоль юго-западных берегов Охотского
моря. Поярков собрал также очень ценные
сведения о народах, живущих по Амуру,
— даурах, дючерах, нанайцах, нивхах. Вернувшись,
он стал настойчиво убеждать якутского
воеводу Головина присоединить «амурские
страны к Руси». Несмотря на всю свою жесткость,
это был человек, мыслящий по-государственному.
Он мог много раз повернуть назад, но прошел
свой путь до конца.
Дежнев Семен
Иванович
Дежнев Семен
Иванович (около 1605 — в начале 1673), казачий
атаман, землепроходец и арктический мореход,
один из первооткрывателей пролива между
Азией и Северной Америкой, Чукотского
моря, северной части Тихого океана и Чукотского
полуострова.
Родился на
Пинеге в семье крестьян-поморов.
Сибирскую службу рядовым казаком
начал в Тобольске в конце 1630
года; затем перешел в Енисейск,
а в 1638 году — в Якутский острог.
В 1639 году и летом 1640 года собирал ясак
на Среднем Вилюе, а также на Татте и Амге,
левых притоках Алдана. Зимой 1640/41 года
служил в бассейне Верхней Яны в отряде
Д. Ерилы (Зыряна). Летом 1641 года получил
назначение в отряд М. Стадухина, добрался
с ним до острожка на Оймяконе (левый приток
Индигирки).
Весной 1642 года
на острожек напали до 500 эвенов, на помощь
пришли казаки, ясачные тунгусы и
якуты. Противник отступил с потерями.
В начале лета 1643 года отряд Стадухина, включая Дежнева, на построенном коче
спустился по Индигирке к устью, перешел
морем до реки Алазея и в ее низовьях встретил
коч Ерилы. Дежневу удалось склонить того
к совместным действиям, и объединенный
отряд во главе со Стадухиным на двух судах
двинулся на восток.
В середине
июля казаки достигли дельты Колымы, были
атакованы юкагирами, но прорвались
вверх по реке и в начале августа
на ее среднем течении поставили
острожек (ныне Среднеколымск). На Колыме
Дежнев прослужил до лета 1647 года. Весной
он с тремя спутниками доставил груз
пушнины в Якутск, по пути отбив
нападение эвенов. Затем, по его просьбе,
был включен в состав промысловой
экспедиции Ф. Попова в качестве сборщика
ясака. Однако тяжелая ледовая обстановка
1647 года вынудила мореходов вернуться
обратно. Лишь следующим летом Попов
и Дежнев с 90 людьми на семи кочах
двинулись на восток.
По общепринятой версии, до Берингова
пролива дошли только три судна
— два погибли в шторм, два
пропали без вести; в проливе
потерпело крушение еще одно. Уже
в Беринговом море в начале октября
очередной шторм разделил два
оставшихся коча. Дежнева с 25 спутниками
отбросило к Олюторскому полуострову,
и только через десять недель они
смогли добраться до низовьев Анадыря.
Эта версия противоречит свидетельству
самого Дежнева, записанному в 1662 году:
Берингов пролив прошли шесть судов из
семи, а в Беринговом море или в Анадырском
заливе в "морскую непогоду" погибло
пять кочей, включая судно Попова.
Так или иначе,
Дежнев и его товарищи после пересечения
Корякского нагорья добрались до
Анадыря "холодны и голодны, наги
и босы". Из 12 человек, отправившихся
на поиски стойбищ, возвратились лишь
трое; кое-как 17 казаков пережили на
Анадыре зиму 1648/49 года и даже смогли
построить до ледохода речные суда.
Летом, поднявшись на 600 километров против
течения, на Верхнем Анадыре Дежнев
основал ясачное зимовье, где
встретил новый, 1650 год. В начале апреля
туда пришли отряды Семена Моторы и
Стадухина. Дежнев договорился с
Моторой об объединении и осенью
совершил неудачную попытку достичь
реки Пенжина, но, не имея проводника, три
недели проблуждал в горах.
Поздней осенью
Дежнев направил часть людей в
низовья Анадыря для приобретения
продовольствия у местных жителей.
В январе 1651 года Стадухин ограбил
этот продуктовый отряд и избил
заготовителей, сам же в середине
февраля ушел на юг — на Пенжину.
Дежневцы дотянули до весны, а летом
и осенью занимались продуктовой
проблемой и разведкой (безуспешной)
"соболиных мест". В итоге
они ознакомились с Анадырем и
большей частью его притоков; Дежнев
составил чертеж бассейна (пока не найден).
Летом 1652 года он на юге Анадырского
лимана обнаружил на отмели богатейшее
лежбище моржей с огромным количеством
"заморного зуба" — клыков умерших
животных.
В 1660 году Дежнева
по его просьбе сменили, и он с
грузом "костяной казны" посуху перешел
на Колыму, а оттуда морем на Нижнюю
Лену. После зимовки в Жиганске
через Якутск добрался в сентябре
1664 года до Москвы. За службу и промысел
289 пудов (чуть более 4,6 тонны) моржовых
клыков на сумму 17 340 рублей с Дежневым
был произведен полный расчет. В
январе 1650 года он получил 126 рублей и
чин казачьего атамана.
По возвращении
в Сибирь он собирал ясак на реках
Оленёк, Яна и Вилюй, в конце 1671
года доставил в Москву соболиную
казну и заболел. Умер в начале
1673 года.
За 40 лет
пребывания в Сибири Дежнев участвовал
в многочисленных боях и стычках,
имел не менее 13 ранений, включая три
тяжелых. Судя по письменным свидетельствам,
его отличали надежность, честность и
миролюбие, стремление исполнить дело
без кровопролития.
Именем Дежнева
названы мыс, остров, бухта, полуостров
и село. В центре Великого Устюга
в 1972 году ему установлен памятник.
Ерофей Павлович Хабаров
Ерофей Павлович
Хабаров остался в истории
как один из первых исследователей
Приамурья; он пришел в эти земли
следом за Василием Поярковым, чтобы
«послужить государеву делу» и принести
«прибыль великую» русскому царю.
Слухи
о богатствах «Даурской землицы»
дошли до Хабарова в то время,
когда он, обосновавшись в устье
реки Киренги, успешно торговал
солью, одновременно занимаясь
хлебопашеством и очень выгодным
пушным промыслом.
Благополучие
Хабарова на устье Киренги
продолжалось недолго — якутский
воевода наложил руку и на
это его хозяйство. За отказ
ссужать деньгами воеводскую
казну Хабарова в 1643 году бросили
в якутскую тюрьму, где подвергали
жестоким пыткам. В тюрьме Хабаров
просидел около двух с половиной
лет — выпустили его во второй
половине 1645 года.
После
выхода на свободу Хабаров
вместе с братом и племянником
с еще большей энергией и
настойчивостью принялся за восстановление
разоренного киренгского хозяйства.
Устье Киренги снова ожило,
хозяйство расширилось, у Хабарова
появился приказчик, ведавший
хозяйством, наймом работников и
постройкой мельницы.
Ерофей
Хабаров прожил в новой заимке
до 1649 года, когда внимание его
привлекло другое, более важное,
как ему казалось, дело — открытие
Приамурья Василием Поярковым
и его людьми. Легендарные слухи
о несметных богатствах этого
края пробудили огромный интерес
среди землепроходцев. К тому
же возможность новых преследований
со стороны якутских воевод
заставляла Хабарова и его
ближайших товарищей задуматься
над своей дальнейшей деятельностью
в якутской земле.
Эти обстоятельства
привели к окончанию 17летнего
периода жизни Хабарова на
Лене. Мирная жизнь хлебопашца
сменилась беспокойной, опасной
жизнью походного атамана.
В XVII веке
Даурией называли страну, расположенную
в верхнем и среднем течении
Амура. Основным населением этого
края были дауры, которые жили
по Амуру, от слияния Шилки
с Аргунью до нижнего течения
реки Сунгари включительно. Далее,
вниз по Амуру, до устья реки
Дондон, а также по Уссури жили
дючеры. По нижнему течению Амура — натки
(ачаны) и гиляки (нивхи).
Основным
занятием дауров и дючеров
являлось земледелие — сеяли
пшеницу, рожь, овес, ячмень, гречиху,
просо, коноплю и горох. Из
хлеба умели курить вино, из
конопли — жать масло и выделывать
ткани и веревки. Сравнительно
высоко было развито огородничество:
возделывались арбузы, дыни, бобы, чеснок,
огурцы, мак и табак. В садах
росли груши и яблони. Большое
место в хозяйстве дауров и
дючеров занимало скотоводство,
разводили лошадей, крупный рогатый
скот, баранов, свиней и кур.
Население Приамурья знало охоту
и рыболовство.
Жили
дауры и дючеры родовыми группами
— «улусами», как называли
их русские. Улусы возглавляли
князьки. Каждый улус имел укрепленный
центр городок, обнесенный стеной
с башнями и окруженный рвом
и валом. Некоторые городки
имели по две стены, пространство
между которыми заполнялось землей,
с «подлазами» — подземными
ходами. Внутри крепостей располагались
деревянные на каменном фундаменте
дома. Население улусов находилось
в постоянных экономических сношениях
с Китаем: ежегодно китайские
купцы привозили камки, кумачи,
металлические изделия и другие
товары и меняли их на пушнину.
Натки и гиляки — «непашенные»
народы — занимались рыболовством
и охотой. Из домашних животных
держали одних собак, которых
использовали для езды. Китайцы
называли натков и гиляков
«жителями северных стран, одевающимися
в рыбью кожу» потому, что одежда
их изготовлялась из рыбьих
кож.
Впервые
о Приамурье сообщили русским
тунгусы, кочевавшие в верховьях
рек Витима, Олекмы и Алдана. В
1637 году томские казаки, собирая
ясак с алданских тунгусов, узнали
о племенах, живущих по рекам
Зее и Шилкару (Шилке).
Более
подробные сведения были получены
енисейскими казаками во время
похода во главе с Максимом
Перфильевым в верховья Витима
в 1639 году. Возвращаясь в Енисейский
острог, они 27 июля 1640 года на реке
Тунгуске встретили якутских
воевод П. Головина и М. Глебова
и сообщили им важные подробности
о племенах, обитавших «по Шилке
на границе Китайского государства».
В 1641 году П.
Головин направил письменного голову
Еналея Бахтеярова с 51 служилым человеком
«на Витим реку для ясачного сбору
и прииску новых землиц, и серебряной
руды и медной и свинцовой, и хлебной
пашни».
Однако
открыть реку Амур и плавать
по ней пришлось не Еналею
Бахтеярову, а Василию Пояркову
в 1643—1646 годах.
Экспедиция
Василия Пояркова имела огромное
значение. Удалые землепроходцы,
проплыв по Амуру почти от
верховьев до устья, своими
глазами увидели этот заветный
край и проверили достоверность
рассказов тунгусов о богатствах
Даурии. Перед ними действительно
предстал совершенно другой край,
по сравнению с тем, что они
привыкли видеть в Сибири. По
берегам Зеи, Амура часто встречались
городки, вспаханные поля, сады, табуны
лошадей, стада коров. Местные
жители подтвердили изобилие
пушных зверей — стоит туземцу
день поохотиться, как он приносят
десять и больше соболей. Василий
Поярков удостоверился, что у
дауров и дючеров имеются всевозможные
металлические, серебряные изделия,
дорогие камни, кумачи... но оказалось,
что они не местного, как говорили
тунгусы, а китайского происхождения.
Поход Василия Пояркова подтвердил
слухи о богатствах Даурии.
Тем временем
был открыт более короткий
путь на Амур, чем тот, по
которому прошел отряд Пояркова.
Разведали его в 1645—1648 годах
якутские служилые и промышленные
люди, обосновавшиеся в бассейне
реки Тунгира. Проходил этот
путь по реке Олекме и ее
притоку Тунгиру, затем волоком
через хребет к верховьям рек
Урки и Амазара и по ним
к Амуру.
В 1649 г.
Ерофей Хабаров обратился к
якутскому воеводе с челобитной,
в которой писал, что знает
на Амур более короткий и
верный путь, чем тот, которым
ходили раньше, просил дать ему
150 человек и брался снарядить
их за свой счет. Вскоре пришел
ответ «наказ» воеводы Францбекова:
«...велели ему, Ерофейке, идти
и с ним охочим, служилым и
промышленным людям ста пятидесяти
человекам, или сколько может
прибрать, которые похотят без
государева жалования идти, по
Олекме и по Тунгирю рекам...».
В походе предписывалось действовать
мирными средствами.
Собрав
отряд в 70 человек, Хабаров
выступал с ним из Илимского
острога в конце марта 1649 г.
Путь был долгим и нелегким.
Почти год добирались до р.Урка,
впадающей в Амур (в наши дни на берегу
этой речки расположена крупная железнодорожная
станция Ерофей Павлович). С этих мест
начиналась Даурская земля владения князя
Лавкая. Дальше, вниз по Амуру, располагались
улусы других даурских князьков. Лавкаев
городок, построенный на реке Урке, вызвал
восторженные отзывы, но в то же время
и настороженность. Обширные и светлые
дома с большими окнами находились за
крепостной стекой с башнями, подземными
ходами и тайниками, ведущими к воде. В
многочисленных ямах хранились большие
запасы хлеба. Но, к удивлению прибывших,
городок оказался покинутым жителями.
Безлюдными были и другие на пути Хабарова
городки: оказалось, что князьки, получив
сведения о походе против них якобы многочисленного
русского войска, покинули свои улусы
вместе с подчиненным им населением. Ерофей
Хабаров попытался вести с Лавкаем переговоры,
говоря, что он прибыл с мирными целями
— для сбора ясака и ведения торговли,
однако Лавкай оказался несговорчивым
и ускакал обратно. В погоне за ним Хабаров
с отрядом через день добрался до четвертого,
тоже оставленного жителями городка. В
надежде найти населенные места отряд
продолжал путь дальше, и на следующий
день достиг пятого городка, на берегу
Амура. В нем оказалась только одна старуха.
При допросе она подтвердила все сказанное
Лавкаем о бегстве населения улусов. Кроме
того, старуха много рассказала про «Богдойскую»,
то есть Китайскую страну, про ее изобильные
богатства и города.