Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:58, контрольная работа
Краткое описание
Вопрос о происхождении религии – один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Со времен появления религиоведения собрано множество достоверной информации, убеждающей в том, что религия – это историческая категория культуры и ее истоки сосредоточены в земных религиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далекие времена, первобытная религия – порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.
Содержание
I. Вступление ………………………………………………….…………………..4 II. Основная часть ……………………………………………………………..5-19 1. Верования и ранние формы религии первобытной эпохи……….……5-8 2. Возникновение и значение мировых религий…………...……………9-16 3. Религия и нравственность…………………………………………….17-19 Заключение…………………………………………………………………….…20 Список используемой литературы……………………………………………….3
Христианская религия является одной из
самых распространённых в мире, объединяя
свыше миллиарда верующих. В значительной
степени благодаря христианству определяется
культурное развитие человечества в последние
две тысячи лет.
Христианство
возникло у иудеев в I в. н.э. Появление новой монотеистической
религии можно рассматривать как один
из «ответов» иудейской цивилизации на
кризис, в котором она оказалась, будучи
насильственно вовлечённой в орбиту античного
мира. После греко-македонского завоевания
Палестины на землях иудеев появляются
античные города, часть иудеев перенимают
язык, верования и образ жизни завоевателей.
Но в 130-х гг. до н.э. в результате успешного
восстания было восстановлено независимое
иудейское царство. Оживились надежды
на осуществление божественной миссии
народа Израилева. Однако в начале новой
эры религиозное инакомыслие в иудаизме
переживало трансформацию. Некоторые
приверженцы мессианизма покидали общины
и обращались с проповедью к непосвященным.
Одним из таких миссионеров был реально
существовавший Иоанн Креститель. Согласно
библейской легенде, именно он окрестил
Иисуса в водах реки Иордан. Вероятно,
проповедь Иоанна оказалась связующим
звеном между мессианским иудаизмом и
христианством. В основе образа Иисуса
Христа лежит реально существовавшая
личность. В первой половине I в. странствующий
проповедник из галилейского (на севере
Палестины) городка Назарет выступил призывами
к духовному очищению и раскаянию перед
скорым наступлением Божьего суда. Он
обращался к самым широким в социальном
отношении слоям населения. Христос не
стремился к созданию строгой организации.
Ученики почитали его как мессию, что,
по-видимому, и явилось главным основанием
для осуждения Иисуса, поскольку в глазах
иудеев мессия должен был стать царём
Израиля. Выросшее главным образом на
почве иудаизма, учение Христа испытало
влияние и других древневосточных религий,
а также античной философии. Особую эпоху
в истории христианства составляет
период деятельности апостолов («посланников»)
- I-II в. н.э. К этому времени уже складывается
христианская община, появляются «священные
книги христианства» - Евангелия (благие
вести) - предания о жизни, проповеди и
воскрешении Иисуса. В общине господствовал
дух уравнительности - общность имущества,
трапез и т. д. Основные вопросы решало
общее собрание верующих. Текущими делами
занималась коллегия пресвитеров («старцев»).
Им помогали диаконы («служители»), среди
которых встречались и женщины. В общинах
существовали постоянные учителя - дидаскалы,
а между общинами странствовали апостолы
и пророки.
Епископальный
период христианства (конец II - начало IV в.) отмечен ростом
популярности евангельского учения. Оно
распространяется в Египте, Сирии, Малой
Азии, Италии, северной Африке. Исчезают
апостолы и пророки, во главе территориальных
христианских объединений становятся
епископы (блюстители). Община разделяется
на клир (духовенство) и мирян. Наиболее
далеко процесс централизации общин зашёл
на Западе, где огромным влиянием пользовались
римские епископы.
Следующий этап
- IV-VIII в. можно определить как
попытку догматической и обрядовой унификации
христианства. На Церковных Соборах
утверждаются основные догматы христианского
учения: о триединой сущности Бога (Бог
Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), о боговоплощении
(Иисус Христос - одновременно Бог и человек),
об искуплении (своей жертвой Иисус
искупил грехи человечества). Утверждаются
семь главных таинств христианства:
крещение, причащение, покаяние, миропомазание,
соборование, священство, брак. Признание
поклонения святым вызвало почитание
икон. Процесс унификации христианства
был затруднён появлением ересей (религиозного
инакомыслия) и распадом в 395 г. единой
римской империи на два государства. Глубокие
цивилизационные различия между
Западом и Востоком Рима не только
вызвали распад государства, но и обусловили
складывание различных ветвей христианства.
Хотя объективно назревший раскол
на православие и католичество разразился
уже в 1054 г.
Христианство
делится на три основных направления:
православие, католицизм и протестантизм.
Православная
церковь наиболее близка традициям
раннего христианства. В ней, например,
сохранён принцип автокефалии - самостоятельности
национальных церквей (всего их 15). В трактовке
догмата о Троице основное внимание уделяется
Богу Отцу, и только от него признаётся
исхождение Святого Духа. Основными ритуалами
культа являются молитва, крёстное знамение,
обнажение головы перед иконой, коленопреклонение,
слушание поучений, участие в службе. В
Православной Церкви ритуал преобладает
над теологией. Великолепие и роскошь
храма, праздничность литургии нацеливают
на восприятие веры не столько разумом,
сколько чувствами. Идея православной
соборности предполагает единение мирян
и духовенства, приверженность традиции
и примат коллективного начала. Основной
праздник православия - Пасха.
Католическая (пер. с гр. - вселенская) церковь
является крупнейшей в христианском мире.
Основы веры католицизма составляют книги
Ветхого и Нового Завета (Священное Писание).
Догмат католичества, во многом близкий
православию, имеет некоторые особенности.
Под влиянием арианства утвердилось своеобразное
понимание Троицы: исхождение Святого
Духа признаётся не только от Бога Отца,
но и от Бога Сына. Отсюда повышенное внимание
к человеческому пути Иисуса, главный
праздник – Рождество, основной символ
– распятие. Такое понимание триединой
сущности Бога заложило в католицизм огромный
гуманистический потенциал, который проявляется,
в частности, и в возвышенном почитании
Богородицы Девы Марии.
Католицизм,
как и православие, признаёт семь
таинств христианства (крещение, миропомазание
(конфирмация), причащение,
покаяние, брак (венчание), соборование,
священство). Однако крещение здесь осуществляется
обливанием, а конфирмация отделена от
крещения и проводится по достижении ребёнком
7-8 лет. Языком литургии и «священных книг»
до последнего времени являлась латынь,
а теперь – национальные языки. Современный
католицизм уделяет серьёзное внимание
образованию детей и юношества – в мире
существуют около 30 тыс. католических
учебных заведений – от начальных школ
до университетов. Влияние католицизма
распространяется с помощью тысяч периодических
изданий, многочисленных телерадиостанций.
Он является одной из влиятельнейших духовных
сил современного мира.
Протестантизм – особенно пестрое по своей
структуре направление христианства.
В XVI в. Европу охватила Реформация – движение
за преобразование церкви в духе евангельских
идеалов. Распространившийся в части Европы,
Северной Америке и некоторых других регионах,
протестантизм стал вторым по влиянию
направлением в западном христианстве.
Несмотря на наличие в нём множества церквей
и конфессий, можно выделить общие для
всех особенности вероучения, культа и
организации. Библия признаётся у большинства
протестантов единственным источником
вероучения. Протестантизм ориентирует
человека на личное общение с Богом. Отсюда
право каждого человека читать и обсуждать
Библию. Уделяя большое внимание человеческому
воплощению Иисуса Христа, протестанты,
в большинстве своём, в качестве праздника
признают Рождество. Основные богослужения
– чтение Библии, проповедь, индивидуальные
и коллективные молитвы, пение религиозных
гимнов. Как правило, отвергается культ
Богородицы, святых, икон и мощей. Основной
организационной структурой является
община. Иерархия священнослужителей
не развита.
В Россию протестантизм
проник ещё с допетровских времён,
главным образом с заезжими иностранцами,
среди которых он не находил заметного
распространения. Со второй половины XIX
в. в стране резко усиливается пропаганда
баптизма, евангелизма, а позднее – адвентизма,
пятидесятничества, иеговизма и других
протестантских конфессий. Всех их отличает
особенно активное миссионерство среди
молодёжи и студенчества.
Христианская
вера сформировала картину мира древнерусского
человека. Важнейшая для христианской
веры идея личного спасения ориентировала
человека на самосовершенствование и
способствовала развитию индивидуальной
творческой деятельности. Принятие христианства
в России сыграло немаловажную роль в
развитии материальной и духовной культуры
древнерусского общества. Неправомерно
было бы отрицать, что церковь сыграла
вполне определенную положительную роль
в развитии на Руси письменности, зодчества
и живописи, возвышении Москвы, развитии
патриотического и национального самосознания
и нравственного возвышения русского
и других народов Руси и России. Не без
основания считается, что русское христианство
обогатило и европейскую культуру своим
вкладом: богословием, философией, литературой,
церковной архитектурой, иконописью и
т. д.
Как и
христианство, ислам тоже сыграл немаловажную роль в общественной
жизни разных стран, в их культуре и искусстве.
Ислам - одна из трёх мировых религий.
Название происходит от арабского ал-ислам,
что означает предание себя Богу, покорность.
Синоним ал-ислам является арабское муслим (отсюда
мусульманин, мусульмане). Религия родилась
в среде арабских племён Аравийского полуострова.
Большинство аравийцев занимались скотоводством
и вели кочевой образ жизни, перегоняя
стада верблюдов по пустыням из одного
оазиса к другому. Их называли бедуины
(от арабского бадв – житель
пустыни). В этих условиях сформировался
особый духовный мир кочевников, замкнутый
кругом интересов своего рода и племени.
Господствующей религией был политеизм.
Они поклонялись Луне и Солнцу, верили
в всесилие божеств, которых насчитывалось
до 350. В языческий пантеон входили Аллах,
Узза, Манат. У многих племён Северной
и Центральной Аравии Аллах был верховным
божеством. Он воспринимался как далёкий
от людей создатель мира, не покровительствующий
какому-то конкретному племени. Его святилищ
почти не существовало. Супругой Аллаха
была Узза, дочерью – Манат, иногда обе
богини считались его дочерьми.
Наиболее
распространёнными среди арабов
– бедуинов были культы бетилов и предков. Культ
бетилов выражался в поклонении большим
камням, поставленным стоймя в форме жилища
(семитская бейт-эл – жилище бога), внутри
которого находились идолы – божества.
Вокруг бетила два раза в год устраивались
культовые процессии. Такой пантеон находился,
например, в Мекке. Его возглавлял бог
– покровитель рода Курейш Хубал. Душам
умерших родственникам совершались жертвоприношения.
С культом предков был связан обычай кровной
мести. Кочевники считали его своим религиозным
долгом, поэтому в Аравии велись постоянные
междоусобные войны. Среди арабов того
времени были и такие, кто осуждал межплеменные
распри, справедливо считая, что они ведут
к самоуничтожению родов.
В противовес
политическим верованиям бедуинов в
Аравии рождается другая культура – культура единобожия (монотеизма). Её основу составили
иудаизм, зороастризм и христианство.
Носителями этих религий были иноземные
купцы, проповедники – миссионеры, воины
соседних государств, неоднократно вторгавшиеся
в пределы Аравии. В среде арабов наблюдались
общественные и идеологические перемены.
Интенсивно велась торговля, что вело
к укреплению межплеменных связей и способствовало
общению арабов с другими народами. Вместе
с тем в VI – VII вв. наблюдается разложение
родовых отношений, усиление социального
неравенства. В сознании простого общинника
последнее зачастую объяснялось «неправильной»
верой. Поисками «истинной» религии занимались
многие. В то время на Аравийском полуострове
возникло так называемое «пророческое
движение».
Проповедники
Мусайлима, Саджжах, ал-Асвад, ибн Сайад,
которые убеждали язычников отказаться
от идолов и призывали к единобожию.
Чаще других фигурировали имена богов
Рахман и Аллах. Пророчица Саджжах
из племени талим действовала
исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии
она приняла ислам. Другие действовали
силой оружия. Мусайлима, например, пытался
установить свою власть в Йемаме, ал-Асвад
– в Йемене. Проповедников единобожия
называли ханифами (благочестивыми), а
их верования – ханифством. В 10-е гг. VII
в. начинает свою проповедническую деятельность
купец Мухаммед – основатель ислама. Аравийские
проповедники, несомненно, испытали влияние
иудео-христианской религиозной системы,
которая была им хорошо известна. Однако
они не копировали Ветхий и Новый Завет.
Это учение переносилось на арабскую духовную
почву, из которой произрастали оригинальные
религиозные учения, в том числе и ислам.
Таким образом
возникновение ислама связано прежде
всего с развитием духовного
мира аравийских племён I – VII вв. от политических
к монотеистическим религиозным воззрениям.
В исламе националистические
тенденции не имеют никакого основания.
Ислам распространился среди
наций, не только относящихся к различным
расам, но и не имеющих ничего общего
в плане языка, образа мышления, экономики,
среды обитания и исторического опыта.
Он расценивает эти внешние признаки как
не имеющие ни малейшей ценности и признаёт
все народы и всех людей равными. Под сенью
ислама человек может почувствовать
вкус свободы и независимости. Исламская
вера каждого жителя исламских стран является
лучшим залогом обретения свободы и независимости.
Религия и нравственность.
Религия и
нравственность – это близкие, взаимосвязанные
сферы культуры, их схожесть наиболее
заметна в духовных проявлениях.
Однако церковь несравненно сильнее воздействовала
на нравственность общества, нежели мораль
на религиозный культ и внутрицерковную
практику.
Моральное и
нравственное начало особенно выражено
в мировых религиях. Например, в
буддизме согласно Палийскому
канону, движение по пути спасения начинается
с соблюдения моральных заповедей. Затем
следует сосредоточение, в котором достигается
спасительное знание, неразрывно связанное
с освобождением. Для достижения состояния
сосредоточения необходимо обуздание
органов чувств, бодрствование духа и
постоянный самоконтроль. Этому и должно
способствовать соблюдение нравственных
заповедей, без чего просто невозможно
даже вступление на путь, ведущей к конечной
цели – нирване.