Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:30, контрольная работа
Тема религии сегодня особенно актуальна, так как возрастает роль религии в современном обществе. Роль религии ощущается не только в политической жизни государства, но в экономике и спорте. Да, пожалуй, нет ни одной области, где бы не чувствовалось влияние церкви. Так, например, на государственном уровне решается вопрос о введении в российских школах нового предмета «Православная культура», в армии существует должность армейского священника. И я считаю, что совсем не обязательно исповедовать какую-либо религию, главное знать о ней. Нередко религиозные лозунги используются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко не религиозные цели.
Введение ………………………………………………………………………………… 3
1. Определение религии ………………………………………………………………. 3
2. Возникновение религии. Методы ее изучения ……..……………………………. 5
3. Функции религии ………………………………………..………………………….. 10
4. Секуляризация ………………………………………………………………………. 11
5. Роль религии в современном обществе ……………………………………………. 12
Заключение ……………………………………………………………………………… 12
Список используемых источников и литературы …………………………………. 13
Таким образом, осмысление религии совершалось в течении веков: возникали и развивались различные взгляды на религию. Одни из них так и остались несостоятельными, другие видоизменялись с учетом новых достижений человеческой мысли, третьи остаются доминирующими до сих пор. В этой многовековой борьбе мнений происходил отбор наиболее плодотворных идей, собирался материал для возникновения различных отдельных дисциплин, изучающих религию, таких, как «философия религии», «социология религии», «психология религии», «история религии», «религиоведение».
Размышления о религии в рамках философских учений получили наибольшее распространение в античном мире - в Древней Греции и затем вДревнем Риме. некоторые знания о религии сформировались и в Древней Индии и Древнем Китае.
Античные знания о религии содержались в трудах греческих и римских философов 6 в. до н.э. - 2 в. н.э. Античность преимущественно осмысливала политеизм - веру в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой, который отразился в мифах о богах и героях, в произведениях Гомера и Гесиода.
Разнообразные трактовки мифов привели античных ученых к тому, что религия имеет естественное происхождение. Многие античные философы считали религию прежде всего вымыслом. Однако, здесь следует отметить, что античная религия не являлась религией в полном смысле слова. Она сильно отличалась от всех религий, современных античному миру. В античности богов от людей отличало только бессмертие, все остальное для людей было достижимо - и сила, и ум, и красота. Боги сожительствовали с людьми, в результате чего рождались герои, совершавшие великие подвиги.
В Древней Греции широко был развит так называемый «античный атеизм». В частности, в учении Эпикура (342-271 до н.э.). Около 307 г. в Афинах он основал школу, получившую название “Сады Эпикура”. Основным положением взглядов Эпикура на религию было утверждение, что материальный мир существует независимо от сознания человека. Философ признавал вечность материи и материальное единство мира. Эпикур вслед за Демокритом доказывал, что Вселенная представляет собой соединение атомов и пустоты. В его представлении атомы являются вечными, неделимыми и неизменными материальными частицами. Все многообразие вещей есть результат различных сочетаний атомов. Эпикур отрицал существование нематериальной души.
«Атеизм» Эпикура состоял в том, что он ставил своей задачей освободить людей от боязни перед богами и от страха смерти для того, чтобы они могли наслаждаться радостями жизни. Таким образом, собственно существование богов Эпикур не отрицал, он учил, что человек вполне может обходиться и без богов. Согласно Эпикуру, чтобы жить достойной человека жизнью, человек должен освободиться от страха смерти, от власти суеверий. “Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить”. Человек должен понять главное: никто извне, “свыше”, не вмешивается в его жизнь. Он должен полагаться во всем на себя самого, стремясь к счастью в земной жизни, потому что никакой другой ему не дано. Смертно не только тело, но и душа. Бессмертие - лишь утешительная иллюзия. Она обесценивает в глазах человека его жизнь, которой он должен дорожить и разумно распорядиться именно потому, что другой у него нет.
Важнейшими причинами, порождавшими религию, Эпикур считал страх людей перед смертью и незнание ими законов природы. Он требовал изучения естественных закономерностей, для того чтобы покончить с религиозными суевериями.
Под непосредственным влиянием греков «античный атеизм» развивался и в Древнем Риме. С ним связаны имена Лукреция, Лукиана, неоплатоника Порфирия. Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» описывает свой взгляд на возникновение религии: «у кого не сжимаются члены в испуге, как содрогнется земля, опаленная страшным ударом молнии.... разве тогда не дает он обетов богам и, объятый страхом, не молит их о затишье?..». Страх перед неведомыми силами природы, страх перед смертью - вот два рода страха, заставляющие людей обращаться к богам за помощью, как это объясняет Лукреций. С другой стороны, у великого античного философа Платона, родилась мысль реформировать религию, усовершенствовать ее таким образом, чтобы люди поняли, что бог является причиной только блага.
У христианских философов первых веков методы изучения религии отличались от античных. Античное язычество рассматривалось с точки зрения христианства и считалось отклонением от истины. Христианские авторы ссылались на библейские авторитеты, в частности, на пророков. Используя античное наследие, античную критику религии, христианские мыслители, анализируя причины возникновения религии, называли факторы, находящиеся за пределами человеческого разума, необъяснимые логикой, мистические.
Представители средневековой
западной философской школы - патристики
разоблачали язычество как
Для средневековья, когда
господствовали монотеистические религии
- христианство и ислам, характерна
теологическая трактовка
Период патристики сменился периодом схоластики - направления в среденевековой западной философии, давшего миру большое количество выдающихся ученых. Теология и философия в эпоху средневековья были неразделимы. Однако, существовала так называемая «теория двойственной истины», суть которой состояла в том, что существуют две независимые друг от друга истины - религиозная и философская. Эта теория приписывается мусульманскому мыслителю Ибн Сине. Она распространилась и по средневековой Европе и приобрела своих приверженцев в лице Сигера Брабантского, Дунса Скотта. О плодотворности философии в поисках истины говорил Пьер Абеляр, французский теолог и философ. Абеляр обосновывал право философа на свободный выбор аргументов в поисках истины, без обращения к авторитетам.
Противоречие между теологией
и философией разрешилось в трудах
выдающегося христианского
Интерес к проблеме происхождения религии и сущности религии не прекращается и в Новое время. Так, философская мысль Возрождения впервые поставила вопрос о возможности объединения различных религий на основе единой веры, которая имелась во всех существующих религиях. Эти вопросы возникали в связи с необходимостью установления мира на земле. Кардинал католической церкви и выдающийся мыслитель своего времени Николай Кузанский в сочинении «О мире веры» писал: «...по причине религии многие взаимно подняли друг на друга оружие и либо силой побуждают людей к отречению от давних обычаев и убеждений, либо причиняют им смерть». В действительности же религия и вероисповедание должны быть едины.К Богу разными путями стремятся различные вероисповедания, это объединяет их. Здесь Кузанским обозначается возможность общения между различными религиями в мирной форме, а не в виде религиозных войн, как это происходило ранее. Николло Макиавелли видел в религии идеологию и допускал возможность установления новой религии в соответствии с переменами в обществе. У Макиавелли религия представлена как феномен, формирующий человеческую психологию, он считал, что религия должна учитываться политиками для более успешного правления.
Одним из первых философскую концепцию религии создал Бенедикт Спиноза, в основе религиозного мировоззрения которого лежал пантеизм - философское учение, сближающее или полностью сливающее в единое целое Бога с природой. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза пишет о праве личности на свободу мыслей и суждений, о возможности диалога между людьми различных убеждений, о вреде религиозного фанатизма: «В любой церкви есть много людей честнейших. Много людей такого рода мы знаем среди лютеран, реформатов, меннонитов и энтузиастов, не говоря уже о других».
Представители деизма - убеждения
в невмешательстве Бога в дела
людей и в религиозные
Во Франции 18 века, когда происходили значительные социальные изменения, связанные, в том числе, с Французской революцией, сформировалась идеология, которую принято называть философией французских просветителей, среди них Дидро, Гельвеций, Гольбах и другие. Аристократия во Франции прочно опиралась на католическую церковь, поэтому, критикуя аристократию и церковь, французские проветители не обошли критикой и религию. Будучи материалистами, просветители считали, что религия - вымысел, созданный человеческим воображением. В основе этого вымысла они видели признание существования Бог, Бог, по мнению просветителей, - абстракция, слово, придуманное для обозначения природной силы. Религиозную веру просветители считали слепой и неразумной. В значительной мере тахой подход к религии у просветителей был вызван желанием дискредитировать духовенство.
В конце XVIII веке Кант обращался к анализу религии. Исходя из морального закона Кант сформулировал доказательство бытия Бога. Во многих своих произведениях исследовал проблемы философии религии Гегель. Гегель считает, что предметом философии и религии является вечная истина, Бог и объяснение Бога. По Гегелю, философия и религия тождественны, различие заключается в том, что у философии собственный метод, отличающийся от религиозного. Фейербах, анализируя религию и путь своего духовного развития, писал, что его первой мыслью был «Бог», второй «разум», третьей и последней - «человек». Маркс не создавал специально посвященного исследованию религии труда, онпридерживался материалистических позиций по отношению к религии и критиковал представителей немецкой классической философии: Канта, Гегеля и Фейербаха. Маркс и Энгельс высказывали гипотезу о том, что религиозное отражение действительного мира в будущем может исчезнуть по мере совершенствования человеческого общества в области процесса производства и управления.
Во второй половине XIX веке крупным философским течением на Западе становится «философия жизни». Немецкой классической философии было противопоставлен иррационализм и новейшие психологические изыскания. Рационализм был отвергнут, на первое место бла поставлена интуиция. «Жизнь» постигается интуитивно во всех ее проявлениях, в том числе и в религиозных переживаниях. Во многих работах проблемы религии затрагивал Ницше. Один из персонажей Ницше восклицает: «Где Бог?.. Мы его убили - вы и я! Мы все его убийцы!.. Бог умер!..» («Веселая наука»). Место Бога в концепции Ницше занял сверхчеловек. Однако, критически рассматривая существующее религиозное мировоззрение, Ницше приходит к религии вечного возвращения, где человек может утверждать свою волю.
Автор знаменитого «Заката
Европы» Шпенглер определял религию
как осуществление языка
Уже к концу XIX в. оформляется
религиоведение - научная дисциплина,
изучающая религиозное сознание
в его общих и конкретно-
Религиоведение изучает
религию в реальном социальном контексте,
в ее связи и взаимодействии с
другими областями жизни и
деятельности человека; изучает, как
и какой образ действительности
складывается в религиозном сознании,
каким образом религия