Религия в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

Тема религии сегодня особенно актуальна, так как возрастает роль религии в современном обществе. Роль религии ощущается не только в политической жизни государства, но в экономике и спорте. Да, пожалуй, нет ни одной области, где бы не чувствовалось влияние церкви. Так, например, на государственном уровне решается вопрос о введении в российских школах нового предмета «Православная культура», в армии существует должность армейского священника. И я считаю, что совсем не обязательно исповедовать какую-либо религию, главное знать о ней. Нередко религиозные лозунги используются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко не религиозные цели.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
1. Определение религии ………………………………………………………………. 3
2. Возникновение религии. Методы ее изучения ……..……………………………. 5
3. Функции религии ………………………………………..………………………….. 10
4. Секуляризация ………………………………………………………………………. 11
5. Роль религии в современном обществе ……………………………………………. 12
Заключение ……………………………………………………………………………… 12
Список используемых источников и литературы …………………………………. 13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

 

3. Функции  религии

 

В реальной действительности не существует “религия”, а существуют многие “религии”, в чем-то сходные, а в чем-то отличающиеся одна от другой и подчас достаточно существенно. Так, нельзя определить религию просто как  веру в Бога уже потому, что одним  религиям присуще единобожие, а другим - многобожие.

Однако любая религия - это прежде всего вера, которая и является ее сущностной характеристикой. Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредствомсоотнесения с реальной действительностью. Она поддерживается не доводами разума и не фактами, подтверждающими ее, а внутренним интуитивным опытом и силой традиции. Религиозная вера - это внутренняя уверенность в приобщении к “тайне”, к “невозможному”, т.е. выходящему за рамки причинно-следственных связей. Такая вера является переживанием, для которого в отличие от интеллектуального акта логика и доказательства не нужны.

Религия выполняет ряд  функций и играет определенную роль в обществе. Понятия “функция”  и “роль” связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии  в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Религия реализует определенный тип взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченной обыденности, поддерживает надежду на достижение “светлого будущего”, на избавление от страданий, несчастий, морального падения.

Религия также обеспечивает общение. Общение складывается как  в нерелигиозной, так и религиозной  деятельности и в отношениях. Оно  включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

С помощью определенных религиозных  идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний.

Религия, осуществляет в  рамках традиции передачу накопленного культурного наследия от поколения  к поколению. Религия способствует развитию определенных слоев культуры - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей культуры.

Религия способствует узакониванию некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает  высшее требование - максиму, в соответствии с которой дается оценка практически  всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается  обязательный и непреложный характер.

Результаты, последствия  выполнения религией ее функций (т.е. ее роль) бывают разными. Роль религии  очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль  жизни, мысли и действия, придает  им ореол святости или объявляет  их нечестивыми. Происходит наложение  религиозных отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния религии  связана с ее местом в обществе, а это место не является раз  и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного  сознания. Влияние религии может  возрастать или, наоборот, уменьшаться  вследствие самых различных процессов  внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций.

Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. Даже мировых религий три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная по отношению к какой-либо задаче или консервативная.

В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное и идеальное взаимопроникают  друг в друга: в материальной деятельности реализуются знания, цели, идеи, планы  людей, а идеальные продукты запечатлевают  свойства и отношения материальных объектов. Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навыками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях.

Осознание явлений культуры началось со сферы материального  производства и прежде всего обработки земли. Не случайно сначала употреблялся термин “агрикультура” (лат. agricultura - уход за землей), а впоследствии уже слово “культура” стало обозначать и городской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для обозначения явлений духовного порядка.

Религия и культура представляют собой сложное комплексное образование. Это совокупность всех способов бытия  человека, которые реализуются в  религиозной деятельности и представлены в ее продуктах. Центром религиозной культуры является культ, которому подчинены искусство, архитектура, письменность.

Известно, что очень многие великие художники, поэты, писатели, архитекторы вдохновлялись религиозными идеями и ценностями, обогатив мировую  культуру. Под влиянием религии складывались и складываются религиозная философия, мораль, право.

Необходимо, конечно, иметь  в виду, что религиозная культура не одинакова в разных религиях и  конфессиях и соответственно предстает  как культура родоплеменных религий, как индуистская, конфуцианская, христианская, исламская и прочая культура.

 

4. Секуляризация

Религиозные традиции, как  и все в этом мире, тоже изменяются со временем. Изменяется и место  религии в обществе. Уже в прошлом  было отмечено, что изменения, происходящие в религии на протяжении Новой  истории, начиная с XV-XVI вв., выражают общую тенденцию уменьшения влияния  религии на общество и на жизнь  отдельного человека. Религия становится как бы менее нужной. В ответ она стремится приспособиться к новой культурной ситуации. Для обозначения явлений такого рода применяются два понятия - секуляризациямодернизация (изменение самой религии в соответствии с нуждами текущего времени, не затрагивающее основывероучения). (процесс обмирщения различных областей жизни и культуры, переход к образу жизни, когда деятельность человека становится не связанной с религией) и

Секуляризация - освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния церкви, то, что было принадлежностью веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. Этот процесс особенно активно начинает происходить в эпоху Просвещения в XVIII в., которая противопоставила религии самостоятельный и независимый от нее человеческий разум. Просвещение и в теории, и на практике подрывало влияние религии, утверждая самостоятельность мира: человек не нуждается в опеке со стороны религии и церкви. Широко распространился атеизм - мировоззрение отрицающее существование сверхъестественных сил и ставящее целью это доказать. Французская буржуазная революция фактически осуществила принцип свободы совести - права человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Тем самым был брошен вызов христианским церквям, стремившимся сохранить свои позиции.

Секуляризация была одной  из главных сил, которые сформировали современную культуру и общество. Она утверждала тот светский дух, который присущ современному человеку. Сегодня мы живем в секулярном обществе. Понятия светского государства, светской школы отражают тот факт, что отношения между людьми в обществе перестают быть религиозно обусловленными.

 

5. Роль религии в современном обществе

 

Положение религии в современном  обществе достаточно противоречиво  и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания. Однако секуляризация определяет общую тенденцию, которая не исключает возможного усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов.

Сильнее всего в современном  мире, пожалуй, влияние ислама. В 35 странах  мусульмане составляют большинство  населения, а в 29 странах последователи  ислама представляют собой влиятельные  меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной религией. Государственная религия - это религия, господствующее положение которой в той или иной стране закреплено законодательными актами. Следовательно, ислам влиятелен и в мировой политике. Так же велика роль в общественной жизни своей страны - Израиля - иудеев, и не только своей страны, но и тех стран, где велика еврейская диаспора. Можно говорить об определяющем влиянии индуистов на общественную жизнь Индии и некоторых христианских церквей на европейские государства.

В современном мире появилось  много так называемых нетрадиционных религий, альтернативных религиозных течений, которые как раз и делают акцент на универсальность и внутреннее единство всех, в том числе и мировых, религий. Для них характерны синкретизм христианской идеологии с элементами буддизма и других восточных культов, проповедь универсального Космического разума и его единой религии, мистического пути освобождения.

Наиболее известные и  крупные нетрадиционные культы - “Общество  сознания Кришны”, Аум Синрике, Церковь Унификации, Сайентология, Свидетели Иеговы. “Религии XX в.”, как правило, жестко организованы в “тоталитарные секты”, имеют строгую иерархическую структуру во главе с харизматическим лидером, отличаются экстравагантностью культа. Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется техника психологического манипулирования, психотерапия. Организации религий “Нового века” действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом во многих странах мира.

Несмотря на процессы секуляризации, роль религии в современном обществе продолжает оставаться серьезной. Наука, решив многие проблемыпознания мира и овладения человеком силами природы, вынудив религию встать на рискованный для нее путь модернизации, отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее, проблемам, более сложным по философской глубине. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку наглядного мира. Возникающие “ножницы” между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума “тайной” - все это дает новый шанс для религиозного мировосприятия, не говоря уже о том, что сама гигантски возросшая мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и, стало быть, его нравственной состоятельности.

 

Заключение

 

Роль религии в жизни  конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях актуализируются, выступают на передний план те или другие: религиозные лидеры, мыслители, группы могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это впрямую связано и с социально-политическими ориентациями; история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко придерживаются какой-то определенной. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется, прежде всего, тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей.

Как остроумно заметил  Н.Бор, “человечество сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть, второе — что Бога нет”. И, возможно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своём самоопределении в мире, а важно найти ту дорогу, которая приведёт нас к Храму.

 

 


Информация о работе Религия в жизни общества