Религия и наука в контексте культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 22:38, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития общества. Говоря о структуре культуры следует обозначить две сферы ее существования - материальную и духовную. Такие проявления культуры связаны с двумя сферами человеческой деятельности: материальной и духовной. В них, с одной стороны, происходит выражение человеческих сил, с другой стороны, их формирование и совершенствование.

Содержание

Введение. 3
1. Причины многообразия подходов, направлений и школ в понимании
культуры.. 4
2. Структура и функции культуры. 10
3. Массовая и элитарная культура: анализ соотношения и взаимовлияния. 14
Заключение. 16
Список используемой литературы. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос №2

«Структура и функции культуры»

 

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные  элементы, которые опредмечиваются  в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс  культурной деятельности, различные  ее стороны и аспекты. Культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.

Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходимом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходимость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Различают исходные, или первичные, потребности человека,  которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, которые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творческой, а может быть и пустыми хлопотами.

То, что имеет  какое-то значение для человека и  пробуждает интерес,  преобразуется  в ценности. Мир ценностей и их производство – является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующая цепочка понятий: потребности — интересы — ценности — культура.

Каждое понятие  содержит в себе предшествующее, а  устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования  культуры. Роль традиции в том, что  она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры».

Однако традиции иногда могут восприниматься как  пережитки, то есть как препятствия  дальнейшему развитию культуры. Они  могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Традиции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, для данного общества или группы людей.

Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к  родителям, к женщине, являются всегда современными.

Не смотря на то, понятие культура имеет множество  значений, любая культура вбирает  в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых  человеком. При таком подходе  культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: материальной культуры и духовной культуры.

Материальная  культура — одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средст­ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная  культура — одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по­ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

Стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Функции культуры

- Основная (человекотворческая). Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

- Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

- Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

- Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- Нормативная (регулятивная  или защитная функция) - является  следствием необходимости поддержания  определенного сбалансированного  отношения человека и окружающей  среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- Знаковая. Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

- Ценностная (Аксиологическая). Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

- Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №3

«Массовая и элитарная культура: анализ соотношения и взаимовлияния»

 

Массовая культура формирует  иную, ту, что называют высокой, или  лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной  культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около  одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни  общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.

Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей  и иерархия персон. Взвешенная система  оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.

Массовая культура — это  часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством  потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.

Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной  культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой.

Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую (см.: массовая культура). При этом народная культура находится практически  в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес.

Элитарность и массовость имеют равное отношение как к  феноменам Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под  воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в  Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства.

Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации  традиционных видов искусства и  появлении новых. К последним  относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимосоединения и комбинации.

Я полагаю, что традиционное противопоставление народной и элитарной  субкультур с точки зрения осмысления их социальных функций является совершенно неубедительным. Оппозицией народной (крестьянской) субкультуре представляется городская (буржуазная), а контркультурой по отношению к элитарной (культуре эталонов социального порядка) видится  криминальная (культура социального  беспорядка). Разумеется, невозможно население  какой-либо страны полностью "расписать" по тем или иным социальным субкультурам. Определенный процент людей по разным причинам всегда находится в промежуточном  состоянии либо социального роста (перехода из сельской субкультуры  в городскую или из буржуазной в элитарную), либо социальной деградации ("опускаясь" из буржуазной или элитарной "на дно" в криминальную).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Взаимодействие  различных видов и форм культуры является основой происходящего  на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах.

На  формирование и развитие культуры конкретного  общества или отдельных его групп  влияют самые разные факторы. Так  каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности  жизни, зависит от природных и  климатических условий, а также  от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп  рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и  ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры.

В глобальном понимании культура включает в себя все достижения человечества в мировых  масштабах. Этот синтез лучших достижений всех национальных культур различных  социальных групп и народов,  населяющих нашу планету, называется мировая культура.

Совокупность  ценностей, верований, достижений, традиций, которыми руководствуется большинство  членов конкретного общества,  называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Список используемой литературы.

 

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для ВУЗов. – изд. М.: Высшая    школа, Юрайт. - 2010. - 495 с.

2. Вебер М. Наука как призвание и профессия, / Избранные произведения. – М., 1990. 

3. Гуревич П.С. Культурология: Учебник-5-е перераб.-КноРус.- 2011.-448с.

4. История религии: В  2т. /Под общ. Ред. И.Н. Яблокова. – Т.1.-М., 2004.

5. Качан М.С., Солонин Ю.Н. Культурология. Учебник для ВУЗов.- изд.М.:     Высшая школа, Юрайт.- 2011. – 560 с.

 

 


Информация о работе Религия и наука в контексте культуры