Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:36, реферат
Целью данной работы является рассмотрение проблемы взаимодействия религии и нравственности.
В соответствии с данной целью необходимо выделить следующие задачи:
- рассмотрение сущности понятий «религия» и «нравственность» и проблемы их взаимодействия с различных точек зрения;
- изучение основы нравственного воспитания и возможности отделимости религии от нравственности в советском обществе;
Введение.........................................................................................................3
1. Понятие религии и нравственности и проблема их взаимодействия........................................................................................................5
2. Проблема отделимости нравственности от религии при социалистическом устройстве общества и нравственное воспитание.............10
3. Современное общество и нравственность............................................15
Заключение..................................................................................................19
Список литературы.....................................................................................20
Заметную категорию посетителей церкви в советское время составляли и люди нестарые, среднего или ниже среднего образования, с мещанской, обывательской шкалой духовных ценностей. Поход в церковь для таких являлся способом самовыражения на доступном им уровне. Это был неосознанный протест против господствующих официальных догм с одной стороны, и попытка продемонстрировать свою индивидуальность, независимость, «продвинутость» с другой. В силу своей интеллектуальной бедности они не могли подняться до уровня идейной диссидентности, но внешние формы религиозности делали их в глазах окружающих людьми интересными, оригинальными, имеющими свое мнение.
Немалую часть «верующих» в «позднезастойный» период, стала составлять и интеллигенция, особенно, т. н. «творческая» интеллигенция. По большей части их мотивы не отличались от предшествующей группы, хотя в их среде уже были и те, кто пытался всерьез приобщиться к религиозным духовным ценностям.
Несомненно, данный подход значительно субъективен, хотя и отражает основные направления данной проблемы.
Однако, не смотря на то, что большая часть населения не была религиозна, но общество считалось достаточно нравственным. Особенно это подчеркивается в сравнении с современным развитием страны. Нравственные ценности, нравственные устои были основаны на тех идеалах, которые были сформированы «сверху».
Нравственное воспитание было одной из важнейших составляющих всего развития человека начиная с Детского сада и заканчивая средними профессиональными, специальными, высшими учебными заведениями.
Проведенная диагональ «роста» от октябрят до комсомольцев и, наконец, вступления в партию была основой совершенствования человека. Причем она опиралась на догмы, принимаемые большинством. Была проведена четкая грань между тем, что «хорошо и что плохо».
Изначально, с младшего возраста, ребенку прививались те жизненные ценности, которые были основой развития всего общества. Задачи нравственного воспитания отражают потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами.
В советский период задачи нравственного воспитания дошкольников были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.
Однако, многие культорологи, религиоведы проводят параллель между религией и теми догмами, которые были установлены в советский период. Прежде всего, это основано на том, что человеку необходимо во что-то верить. Имена вера в какие-то идеалы и формирует основы поведения человека и его отношение к обществу.
С религиозной точки зрения, советское общество было глубоко безнравственным. При этом, то доброе, что еще сохранялось в советском обществе, было воспитано на основе православной традиционной нравственности.
Достаточно интересным, на наш взгляд, является рассмотрение с позиции взаимодействия религии и нравственности в советский период победы тогда еще советского народа во Второй мировой войне.
Так, например, Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор высказывает следующее: «Мы выиграли Великую Отечественную войну потому, что наш народ умел отдавать свою жизнь за общее благо. Но не забывайте, что те солдаты воспитывались еще в верующих семьях. Тогда православная нравственность еще существовала. А вот теперь выиграть войну нам будет трудно: и настоящей боеспособной армии у нас нет, и нравственных солдат нет. Наши новые солдаты неизвестно кем и как воспитаны, они не готовы умирать «за други своя». Вспомните о ста десантниках из-под Пскова, которые погибли в Чечне, но не пропустили двухтысячную дивизию боевиков. Так вот, оказывается, в Пскове при этой дивизии есть замечательный священник, который всех солдат воспитал в православии. Он всех исповедовал, причащал, они были верующими людьми. Вот в чем было дело!». Таким образом, несомненно, с религиозной точки зрения, именно религиозная, в данном случае православная, нравственность явилась основой победы в Великой Отечественной войне.
Отношение же к данному явлению подавляющей части общества того времени, а также и приверженцев социалистического устройства государства вполне прозрачно и едино. По их мнению, данные результаты войны были достигнуты благодаря советскому государству и тем принципам, устоям, ценностям которые уже сформировались к тому времени у советских людей.
Кроме данных противоположных мнений можно выделить и другие, которые в по другому трактуют данное явление.
Так, достаточно интересно рассматривает эту проблему А. Бузгалин. Он пишет, что сейчас модно объяснять подвиг советских людей патриотизмом. В этом лишь половина правды. Ведь, и французы любили свою родину, и поляки были не меньшими патриотами, и немцы… Вторая половины правды в том, что патриотизм был советским. И борьба шла не только за свою землю, за свой народ, но и за справедливость, во имя человека, в интересах всего человечества. Среди немецких солдат, наверное, тоже были свои герои, но они отдавали свои жизни за благо только для своего народа, так как они его понимали, поэтому исторически были обречены на поражение. И сейчас, когда я слышу слово «святой», оно ассоциируется у меня не с выцветшим ликом на иконе, но с поколением людей отдавших свои жизни за справедливость, за свободу для всего человечества. Святой, в моем понятии, это человек, который смог подняться над своим мелким частным интересом ради общего дела, преодолеть свой страх ради жизни на земле. У советского народа есть все основания гордиться своей историей, Великой Социалистической революцией, Великой победой, и своими святыми, отдавшими жизни за свободу всего человечества.
Таким образом, что и естественно, нет единой точки зрения относительно отделимости нравственности от религии применительно к советскому периоду существования нашего государства.
С религиозной позиции советское общество было глубоко безнравственным, все доборе, что воспитывалось в людях основывалось на религии.
Приверженцы советской эпохи утверждают, что данное общество было, наоборот, истинно нравственным. Здесь, естественно, нравственность рассматривается отдельно от религии.
И, наконец, с позиции, если можно так выразиться, личностного подхода, нравственность вполне может основываться и не на религии или догмах социалистического общества, которые в сущности представляют собой страх, который «руководит» человеком. Истинно нравственные ценности заложены в самой личности и способности преодолеть себя.
3. Современное общество и нравственность
В современном обществе проблема нравственности является чуть ли не самой основной. Это касается как всего мира, так и конкретно нашей страны. В развивающихся странах религия выступает прочным фундаментом всех взаимоотношений. Как уже выделялось, особенно сильно ее влияние в мусульманских странах. Однако, именно они и являются наиболее слабо развитыми, что, опять же, во многом порождено религией.
Достаточно много работ, исследований посвящено вопросу терроризма. Вполне очевидным является что, террористы-смертники исповедуют ислам. Также бесконечные войны вполне оправданы данной религией. Таким образом, с точки зрения мусульманина «святая война с неверующими» является вполне нравственным явлением, соответствующем учению Аллаха.
Однако, если рассматривать данную проблему глубже, то исследователи ислама вовсе не отмечают, что «борьба с неверными» должна происходить в таких формах. Здесь, опять же, религия выступает как метод давлении и управления в целях отдельных людей. Причем, основы религии трансформированы в более удобную форму.
В нашей стране, как итог переходного периода, практически все религиоведы, культурологи, религиозные деятели, историки и т.д. отмечаю нравственный кризис. Так, С.М. Дударенок отмечает, что радикальный слом всех основных институтов экономической и социальной жизни вызвал мощный кризис базисных реперных точек едва ли не каждого человека: спекулянт и мафиози превратились в героев, а честный, но не нацеленный на рыночный успех труд стал презираем. Государство стало символом зла. Доверие к нему в 90-е годы упало (вспомним, что Ельцину накануне президентских выборов 1996 года доверяли всего несколько процентов россиян), новые институты, пользующиеся доверием, не возникли. Ценности социальной справедливости оказались дискредитированы, а ценности предпринимательства для большинства чужды и недоступны.
В идейно-политической сфере разлом оказался еще более значимым, причем большинство, разочаровавшись в прежних светских идеологических ценностях, новых светских идеологических ценностей не обрели. Идеи прав человека, демократии и общечеловеческих ценностей были дискредитированы за 90-е годы не меньше, чем идеи социальной справедливости и равенства за 80-е. Общественная мораль радикально упала.
И самое главное - многократно доказанная в 90-е едва ли не каждому гражданину нашей страны его полная социальная и гражданская ничтожность. Ты - никто. Ты - щепка в стихийном море жизни. Тебя обманывало, обманывает и еще не раз обманет государство (обесценивание сбережений, блеф с ваучерами, невыплата пенсий и зарплат, дефолт 1998-го), тебя третирует криминал...
Результат - утеря самоидентификации и социальных опор, жизнью подтверждаемых ценностей, ощущение беззащитности и никчемности бытия. Где и в чем можно было найти опору? Ответ очевиден: либо в сопротивлении, создании альтернативных социальных и гражданских структур (но это стало уделом меньшинства), либо в той или иной форме религиозного бегства от проблем этой жизни.
Первоначально этот исход был стихиен.
Однако за полтора десятилетия
Весьма распространённым и авторитетным в наши дни ответом на вопрос о причинах этого кризиса является указание на атеистическое (советское) прошлое нашей страны. Такой ответ, разумеется, поддерживается религиозными кругами. Этот ответ основывается на убеждении, согласно которому религия – это фундамент нравственности. Его сторонники исходят из того, что без религиозной поддержки нравственность деградирует, слабеет, умирает. Как видим, этот ответ на вопрос о причинах нынешнего нравственного кризиса исходит из определённого понимания взаимоотношений религии и нравственности. Этот же ответ содержит в себе рецепт преодоления сегодняшнего нравственного кризиса, рецепт, указывающий на необходимость религиозного возрождения России.
В современной России Церковь (и это касается всех основных конфессий нашей страны, но прежде всего господствующей - православной) объявлена едва ли не единственным выразителем нравственных начал, духовности и т.п. Более того, Православная церковь превратилась в мощную структуру, тесно сращенную со всеми ветвями государственной машины, со всеми основными партиями. Она контролирует огромные материальные ресурсы. Активно влияет на общественное мнение.
И если влияние на общественное мнение есть нормальная функция Церкви, то все большее ее проникновение во все поры общественной жизни, и особенно сращивание с государством, - уже симптомы клерикализации. И в данном случае не важно, кто в большей степени инициирует и укрепляет унию Церкви и государства: президент или патриарх. Важно, что они сращиваются. Не так важно, кто - Министерство образования или соответствующие институты Церкви - инициирует внедрение «Основ православной культуры» в школьную программу: важно, что этот процесс активно разворачивается в нашей стране.
Естественно, что с
Востребованность религиозности в России связана прежде всего с наследием периода трансформационной нестабильности, породившей первый импульс массовой религиозности вследствие описанных выше причин. И этот результат оказался «зафиксирован». Далее он стал воспроизводиться «традиционными» причинами религиозности, характерными для всякого общества, где господствуют олигархически-феодальный рынок и полуавторитарная политическая власть. Наконец, в современной России к этому добавилась гремучая смесь из традиций высокой культуры и повышенного внимания к духовно-нравственным вопросам, идущая и от классической культуры, и от советской эпохи, с одной стороны, и массированной атаки масскульта, разрушающего эти традиции, - с другой. Поскольку ни государство, ни бизнес, ни гражданское общество не создали в нашей стране общедоступных и общераспространенных институтов светской культуры, постольку в качестве альтернативы навязываемой тоталитарным рынком бездуховности выступила религиозность.
Вторая большая группа причин растущей религиозности населения - сознательная деятельность по ее внедрению, ставшая особой отраслью современного массового духовного производства, - отраслью, особенно культивируемой в России.
Однако, существующее мнение, что человек может оставаться в стороне от религии но при этом признавать какие-то высшие идеальные силы также выступает одним из путей дальнейшего развития общества.
Таким образом, в современном мире проблема нравственности является одной из ключевых. Значительно она обострена и в России.
Вполне очевидным является то, что в нашей стране, после распада советского государства, должны быть выработаны иные ценности, которые бы легли в основу нравственности общества.