Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:18, реферат
Цель моего реферата – показать, какую роль религия играет в культуре, является ли она основой культуры.
Для достижения моих целей необходимо раскрыть следующие задачи:
определить понятие «религия» и ее взаимосвязь с культурой;
определить связь между религией и наукой;
определить связь между религией и моралью;
определить связь между религией и искусством.
1 Введение
2 Понятия религии и культуры
3 Религия и наука
3.1 Религия и наука. Общие черты и различия
3.2 Религиозная вера в жизни ученых
4 Религия и мораль
5 Религия и искусство
5.1 Религия и литература
5.2 Религия и музыка
5.3 Религия и архитектура
5.4 Религия и живопись
6 Заключение
7 Список литературы
Однако именно в христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована. Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый. В ипостаси Бога Отца, Он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына, Он приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них. Лаконичная формула «Бог есть любовь» особенно выразительно передает моральную суть этой мировой религии.
Мир морали подобен своеобразному храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Среди возвышаемых религией ценностей также находятся верность и незлобивость, терпимость и трудолюбие, сорадование и независтливость. Многие из них имеют общечеловеческий характер — таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др. Как и в религии, эти святыни обычно свободны от рассудочного отношения и расчета. Любовь и дружба, например, требуют, казалось бы, неразумного самоотвержения. Религиозная мораль побуждает к милосердию и доброжелательности как естественному, добровольному и бескорыстному устремлению души.
Идея Бога выводит верующего из рутины повседневности, заставляет подавить в себе низменные побуждения и ведет к идеалу добра и справедливости, ставит перед лицом Всемогущего, от которого не сокрыто ничто потаенное. Страх загробного наказания за явные и сокрытые прегрешения — важный психологический фактор восприятия мира религиозным человеком.
Таким образом, религиозная мораль органично содержит в себе возвышенный идейный потенциал подвижничества, который стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько побуждает к высшим образцам морального самоотвержения, какие показали известные всему миру последователь индуизма М. Ганди и баптистский пастор М. Л. Кинг, тюремный лекарь Ф. П. Гааз и хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука), лауреаты Нобелевской премии А. Швейцер (миссионер, музыкант и врач) и монахиня мать Тереза. Делая добро, верующий, как правило, испытывает не только чисто религиозное, но и мирское, гражданское удовлетворение. Если же его побуждает к высоконравственному поступку один лишь «страх Божий» или расчет на собственное спасение, то это признак нарушения его внутренней моральной гармонии.
Исследования психологов, социологов, специалистов по этике свидетельствуют, что нет прямо пропорциональной зависимости между отношением человека к религии и его поведением в обществе. Чисто формальная религиозность не удержит неустойчивую личность от аморальных поступков. Ни одна религия и ни одна церковь не в состоянии противостоять соблазнам, греховным побуждениям, несправедливости, злобе и агрессии, которые порождены реальными противоречиями социальной жизни. Различия в отношении к религии не должны усугублять нравственное отчуждение между людьми. Взаимопонимание и единение верующих различных религий и неверующих — важное условие социальной гармонии и нравственного оздоровления общества.
5 Религия и искусство
Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Оно органически связано с духовными ценностями, созданными человечеством, и составляет одну из основополагающих сфер его культурных достояний. Как искусство, так и религия способствуют духовному раскрытию человека и развитию его творческого потенциала. Искусство и религия на протяжении многих веков тесно взаимодействовали. Большую часть своей истории искусство по преимуществу существовало в рамках, устанавливаемых религией. Процесс постепенного разделения искусства и религии – его секуляризации – начался сравнительно недавно – в эпоху западноевропейского Возрождения. В России этот процесс зародился значительно позже – только в XVII в. Во многих же странах Востока (как исламского, так и буддийского) искусство продолжало развиваться в религиозных формах и на протяжении XIX – XX вв.
Однако и после возникновения двух относительно самостоятельных форм существования культуры – религии и искусства – процесс их постоянного взаимодействия – взаимодополнения и взаимообогащения – продолжался. Одна из этих форм, религия, сохранила тесную связь с традиционными искусствами. В то же время другая, светская форма, собственно искусство, сохранила тенденцию к постоянной модернизации, но и обновленное светское искусство сохраняло связь с искусством религиозным в своих символах и образах, темах и проблемах, сюжетах и мотивах. Длительная секуляризация не порывает взаимосвязи и взаимодействия религии и искусства.
5.1 Религия и литература
Литература связана с религией сложными и многообразными связями. Литература – это искусство слова. Исследователи отмечают характерное уже для первобытной культуры сакральное отношение к слову. Именно со Словом сочетается в мифологии и во многих религиях акт творения мира. Слово в мифологических и религиозных представлениях всегда активно. Оно подчиняет себе действительность и заново творит мир. Обычно совокупность религиозных и собственно литературных текстов называют словесностью. Литература и религия имеют единую историю: любая религия в зрелой форме выражает себя через религиозные тексты. Литература, как правило, тоже возникает на основе религиозных текстов. Древние религиозные тексты становятся основой большинства национальных культур и ложатся в основу национальной литературы. Из них в дальнейшем складываются «священные книги», первые по времени книги человечества. В качестве величайших произведений словесности можно рассматривать индуистские Веды, буддийскую Трипитаку, творения величайших китайских религиозных мыслителей древности Лао-цзы и Конфуция, мусульманский Коран, священная книга христианства Библия.
Расцвет религиозной словесности во многих странах приходится на эпоху средневековья. Многочисленные хроники, летописи, жития, проповеди постоянно перечитывались и переписывались людьми того времени. Для древнерусского человека книга была подлинным средоточием духовности, а «книжник» − переписчик древних рукописей − центральной фигурой древнерусской духовной жизни. Переписыванием книг занимались многие русские святые, например Сергий Радонежский.
Иное отношение к книгам и слову несла литература Нового времени. Слово постепенно теряло свое сакральное содержание и становилось светским, в котором все большую роль начинала играть идеология, вытеснявшая этическое содержание. Тем не менее новая и новейшая литература отнюдь не порвала с религиозными сюжетами, персонажами и идеями, общечеловеческие ценности религии явным или неявным образом продолжают пронизывать светскую литературу и поныне.
5.2 Религия и музыка
Отнюдь не случайно во многих религиях музыка лежит в основе главных ритуалов. Введение музыки в мистерию богослужения всегда способствовало лучшему усвоению верующими словесного содержания священной гимнографии.
Что отличает церковную музыку от светской? Во-первых, церковная музыка является частью богослужения и выполняет в нем определенные функции культа. Во-вторых, в ее основе лежит строго канонический текст (молитвы, псалмы). В-третьих, ее исполнение предназначено раскрывать смысл вероучения и богослужения, а не решать чисто музыкальные задачи. Православная музыка – всегда хоровая и исполняется а'капелла, т. е. без инструментального сопровождения. Эту музыку характеризует особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. В противном случае нарушается гармония музыкальной ткани, выражающая гармонию души.
Новое время и современность породили множество шедевров музыки, свободных от религиозного содержания. Но и в этих светских музыкальных произведениях (особенно в тех, которые следуют великим классическим традициям) нетрудно обнаружить глубокое их родство с религиозными истоками. Знаменательный факт последних десятилетий – резко возросшее внимание ведущих композиторов мира к религиозной тематике.
5.3 Религия и архитектура
На всем протяжении исторического развития человечества создано огромное количество разнообразных типов сооружений, являющихся архитектурным наследием различных эпох и народов. В эпоху средневековья огромное значение имели культовые здания, церкви, соборы, аббатства – в Западной Европе, мечети, минареты – в странах мусульманского Востока.
Важный этап в развитии архитектуры – зодчество Византии. Создавались грандиозные сооружения: храмы, дворцы, укрепления. Зодчие Византии усовершенствовали искусство возведения купольных зданий, создав самобытный архитектурный стиль, особенно в церковных сооружениях, крупнейшим из которых был храм Софии в Константинополе.
В странах феодального Ближнего Востока, а также в Испании, находившихся в зоне арабской экспансии, сложились своеобразные типы культовых сооружений, отражающих черты национальной культуры и мусульманского культа – мечети, мавзолеи, караван-сараи. Интереснейшим памятником такой архитектуры является Мавританская мечеть в Кордове (Испания).
Своеобразные архитектурные типы буддийских и брахманских культовых зданий были созданы в Индии: хранилище реликвий – ступа, пещерные и надземные храмы – чайшья, монастыри – вихара, высокие башнеобразные храмы – шикхара и вимана (например, храмы в Каджурахо и Танджоре). В Китае зданиями культового назначения были башнеобразные пагоды, состоящие из большого числа одинаково устроенных этажей с загнутыми концами крыш (пагода «Красота дракона»), а также храмы.
Из культовых памятников романского стиля во Франции известны собор в аббатстве Клюни, церковь Святого Стефана в Кане, в Италии – собор в Пизе, церковь Сан-Миниато во Флоренции. Выдающимися памятниками церковной готической архитектуры являются созданные в XII –XIV вв. соборы Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже, церковь аббатства Сен-Дени. Готический стиль в эту эпоху был ведущим не только во Франции, но и в других странах. Так, в Германии это соборы в Кельне, Ульме; в Англии – собор в Линкольне, в Италии – собор в Милане.
Одно из ведущих мест в мировом архитектурном наследии культовых памятников занимает русская архитектура. Наиболее значительный памятник эпохи Киевской Руси – собор Софии (XI в.). Выдающимися памятниками не только русского, но и мирового зодчества являются церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире (XII в.), храм Вознесения, собор Василия Блаженного. В XVII в. московские зодчие создают ансамбли укрепленных монастырей – Новодевичий, Донской, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский.
5.4 Религия и живопись
Огромный вклад в религиозную культуру внесли художники эпохи Возрождения, ибо сюжетами их произведений продолжали оставаться библейские темы. Творчество итальянских художников сравнительно короткого по времени «золотого века» Возрождения пронизано верой в творческие силы человека, его высокое предназначение. Художники обращаются к проблемам гражданской ответственности, высоких нравственных норм, гармоничного развития человека. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело создали величайшие произведения, в которых через религиозную тему раскрыли вечные человеческие вопросы любви и ненависти, преданности и предательства, самоотверженности и корыстолюбия. Это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Сотворение мира» и «Страшный суд» Микеланджело. Замечательные произведения – памятники религиозной культуры – оставили человечеству А. Ван Дейк (1599 – 1641): «Распятие св. Петра», «Отдых на пути в Египет», «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», Альбрехт Дюрер (1471 – 1528): «Мария с младенцем». «Четыре апостола»,»Поклонение Троице», «Поклонение волхвов»; Лукас Кранах (1472 – 1553): «Распятие», «Алтарь св. Екатерины»; Рембрандт (1606 – 1669): «Снятие с креста», «Христос, исцеляющий больных», «Святое семейство»; Пауль Рубенс (1577 – 1640): «Водружение креста», «Снятие с креста», «Страшный суд». Среди русских иконописцев известны Андрей Рублев – автор иконы «Троица», отличающейся глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью, А. А. Иванов, создавший монументальное полотно «Явление Христа народу», основная идея которого – надежда на духовное возрождение человечества.
6 Заключение
Взаимосвязь религии
и культуры является одним из важнейших
явлений в общественной жизни. Сложилось
много концепций рассматривающи
Во взаимодействии религии и науки существует постоянная конфронтация, что является, следствием их намерений на подчинение себе различных форм культуры, в том числе и «жизненного мира» человека. Религия претендует на решение познавательных задач, тогда как наука, опираясь на рационалистический метод, претендует на «практически-духовное» освоение природы и человеческого бытия, что изначально было подвластно искусству, морали, религии.
Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. В то же время утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире. Таким образом религия неразрывно связана с моралью, но среди и верующих, и атеистов были и есть безнравственные и высоконравственные люди.
Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, интуитивно, путем озарения.
Имея функциональный характер, многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, мастера фресковой живописи, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще.