Роль монастырей в культуре России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:06, реферат

Краткое описание

Монастыри были и остаются духовно-религиозными центрами исключительной важности, значимыми центрами служения, яркими очагами культуры, образования, религиозного искусства. А в прошлом они нередко выполняли еще ответственные военно-оборонительные функции, если того требовали жизненные обстоятельства.

Содержание

1) Введение 2
2) Роль монастырей в культурной жизни Руси 3 – 8
3) История возникновения монастырей на Руси 8 – 11
4) Троице – Сергиев монастырь 11 – 13
5) Новодевичий монастырь 13 – 15
6) Соловецкий монастырь 15 – 19
7) Заключение 19
8) Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

Каменные дамбы ограждали садки  для разведения рыб. Из шкур животных в монастыре шили нарядные и прочные  одежды.

С Соловецким монастырем связаны многие страницы русской военной истории. Монастырь-государь, как его называли, ведал обороной русского Севера, наблюдал за тем, чтобы карельские и иные племена  «жили за государем неизменно», а  потому и льготы монастырю давались исключительные. Светская же власть, особенно в правление Ивана Грозного, не только снабжала Соловки порохом, пищалями и ядрами, но и жертвовала в монастырь  деньги, церковные ценности, иконы  и книги.

Иконное собрание монастыря начало складываться в XV в. Первые иконы, по преданию, были завезены на острова Савватием. На протяжении XV-XVI столетий в монастырь поступило множество икон, пожертвованных князьями, царями и митрополитами. 

Сохранились сведения, что Филипп приглашал мастеров из Новгорода, которые  написали многие иконы для Преображенского  собора, церкви Зосимы и Савватия и других храмов. Приглашали, как предполагают специалисты, и московских мастеров. Работали мастера на Соловках подолгу, обучали своему мастерству монахов; так постепенно утвердилась в монастыре своя иконописная школа. Простым иконописцем в этой палате начинал и будущий патриарх Никон.

Соловецкая иконописная школа в основном сохраняла традиции Новгорода и Москвы. В духе этих традиций, своеобразно переплетавшихся в соловецком искусстве, созданы многие иконы. Широкую известность обрели, например, два лика, написанных мастерами XVI столетия: «Богоматерь Тихвинская» и «Богоматерь Камень Нерукосечной Горы».

На Севере были особенно чтимы основатели монастыря преподобные Зосима и  Савватий. Их лики были запечатлены на многих иконах.

Еще одно знаменательное культурное начинание соловецких монахов было связано с собиранием книг. Священоинок (впоследствии игумен) Досифей собирал библиотеку, писал жития Зосимы и Савватия, привлекал к созданию и редактированию рукописей наиболее эрудированных литераторов того времени. Будучи в Новгороде, Досифей заказывал переписывать книги и посылал их на Соловки. Среди книг собранной Досифеем библиотеки – произведения отцов Церкви разных эпох, от Василия Великого и Иоанна Златоуста до Иоанна Дамаскина. Хорошо была представлена в собрании и русская литература, начиная со «Слова о законе и благодати».

Досифей впервые на Руси стал помечать книги монастырского собрания особым знаком – экслибрисом. Он содействовал и развитию книжной миниатюры. Создание библиотеки стало делом жизни игумена, внесшего немалый вклад в становление отечественной книжной культуры.

 

Заключение

Наши  монастыри и вправду оказали  большое влияние на развитие культуры нашей земли. Благодаря им у нас  стала развиваться культура: живопись, архитектура и так далее. Наши художники стали рисовать красивые иконы, архитекторы – воздвигать красивые монастыри, дабы сделать их самыми прекрасными, как выше мною перечисленные. Так же туда приходили люди за кокой  то моральной и духовной поддержкой.

Минус монастырей в том, что они выступали  в роли второстепенных правителей Руси, так собирали дань с феодалов за откупление грехов например.

Плюс  их в том, что вокруг себя они сосредотачивали, укрепляли и развивали культуру Руси, давали народу новые познания, которые, я уверен помогли дальнейшему развитию государства.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горимов М.М., Ляшенко Л.М. «История России. От Древней Руси к императорской России», Общество «Знание», 1994
  2. Горичева Т.М «Христианство и русская культура». СПб, 1994
  3. Еремина Т.С. «Мир русских икон и монастырей: история». 1997.
  4. Логунова Е.П. Монастырь в русской культуре: опыт духовного воспитания. СПб., 1994.
  5. Миронов Г.Е  «История государства Российского», Москва, Изд. «Книжная палата», 1998.
  6. Низовский А.Ю. «Самые знаменитые Монастыри и Храмы России». 2000.
  7. Кондаков И.В. «Введение в историю русской культуры». 1994.
  8. http://lib.pravmir.ru/library/cat/600
  9. http://www.serafimsaro.ru/publ/soloveckij_monastyr/istorija_soloveckogo_monastyrja/1-1-0-11
  10. http://kraspalomnik.narod.ru/index/0-4

1 Г. Е. Миронов - автор-составитель интересной хрестоматии «История государства российского».

2. В.Г Брюсова – автор, доктор искусствоведения, профессор, академик Международной славянской академии.

3 Митрополит Волоколамский и Юрьевский – наш современник, писал в работе «Опыт народного духа»

4 Кондаков И.В. «Введение в историю русской культуры». 1994

5Низовский А.Ю. «Самые знаменитые Монастыри и Храмы России». 2000.

6Миронов Г.Е  «История государства Российского», Москва, Изд. «Книжная палата», 1998.

 


Информация о работе Роль монастырей в культуре России