Романский стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I: Романский стиль…………………………………………………...5
Глава II: Романский стиль в истории государств………………………….8
Глава III: Романский архитектурный стиль…………………………..…..12
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Романский стиль.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.) был похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна – маленькие и узкие, похожие  на бойницы. Суровость собору придают  величественные и грандиозные башни. 
      Скульптурные украшения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героев библейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.

     

В романское время  в Германии было создано множество  местных архитектурных школ, из которых  наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская. Несколько  центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. Для Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а для южных областей – византийских черт архитектуры.    К выдающимся памятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.     

В фасаде собора выделяются пять ордеров, нижний из которых составлен  из семи арочных ниш. Арки опираются  на пилястры и колонны с капителями коринфского ордена. Арочные ниши украшают круглые окна с многоцветной инкрустацией. Падающая башня была построена как колокольня собора. По мнению исследователей, причиной наклонения башни является неравномерная осадка аллювиальной почвы. Высота башни – ок.56 метров, наибольшее отклонение от вертикали – 4,54 м со среднем углублением основания в землю 2,25 м. Наклонение башни продолжается увеличиваться из года в год в среднем на один мм. Строительство башни начали в 1173 г. Первым архитектором являлся Джерардо ди Джерардо. Через пять лет вынуждены были остановить постройку на третьем этаже из- за осадки грунта. В период 1275по 1284 гг. ди Симоние воздвиг еще три этажа, пока наклонение не заставило его остановить работы. После нового перерыва ок. 70 лет, в 1350-1356 гг. постройку башни закончил Томмазо Пизано, который построил звонницу, где были установлены семь колоколов.  Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.     

Таким образом, основными  особенностями романского стиля  в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов

 

 
Фасад собора XII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на З. и В., иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый период - церковное зодчество прирейнских городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозные соборы [в Шпейере, Майнце, Вормсе]; здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В "оттоновский период" романовского стиля (2-я половина 10 - 1-я половина 11 вв.) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры - аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романовского стиля всё большее значение приобретает каменная и стукковая скульптура.

В Италии элементы романовского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник инкрустационный стиль.

В Испании, отчасти в  связи с Реконкистой, в романскую  эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей  и городских укреплений [например, в Авиле]. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским "паломническим" прототипам, но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура романовского стиля в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита.

Романовский стиль развивается  также в Англии (после норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами романовского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Белова О.Ю. История  искусств. М., 1997.

2.Дмитриева Н. Краткая  история искусств. М.: Искусство, 1991.

3.История искусств. Минск:  Литература, 1997.

4.Малая история искусств.  М.: Искусство, 1991.

5.Русское изобразительное  искусство.  М.: Просвещение, 1977.

6.Кочановский В.В. История  культуры Западной Европы. М., 1998.

7.Чернокозов А.И. История  мировой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

8.Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000.






Информация о работе Романский стиль