Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 21:37, реферат
Солярные знаки (Солнечные знаки) - круговые и крестообразные изображения, символизировали Солнце, огонь. Одни из самых почитаемых символов. Громовой знак - шестилучевые розетки. Связаны с древним святилищем бога грозы и воинских дружин Перуна. Свастика - движущийся крест, знак движения Солнца. Конь - символ богатства, а так же восхода Солнца. Птица - символ счастья, успеха. Русалка - хранительница вод. Цветы - символ здоровья и успехов в делах. Единорог (индрик) - знак луны, целомудрия, женского начала. Древо жизни - Мать природа, единство всего сущего. Весь рисунок в целом - это пожелание успехов, здоровья, счастья, отображение картины мира.
Введение…………………………………………………………………3
Историческая справка………………………………………………5
Росписи Северной Двины………………………………………………….7
Пермогорская роспись………………………………………………….7
Борецкая роспись……………………………………………………….9
Ракульская роспись……………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………
Третий вид северной росписи — РАКУЛЬСКАЯ — тоже имеет очень глубокие самобытные традиции. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую и по художественным достоинствам в период своего расцвета нисколько не уступает прославленной белофонной росписи Пермогорья. Но популярностью она пользовалась на гораздо меньшей территории — только в одном Черевковском районе.
В характере орнамента ракульской росписи, особенно ранних произведений, датируемых серединой XIX века, имеются черты, которые позволяют говорить о их близости к миниатюрам поморских рукописей, исполненных на реке Выг. Так, например, на миниатюре XVIII века из сборника слов и повестей с изображением ангела, показывающего праведной душе «райские различные красоты», растительный орнамент очень близок к ракульским росписям середины XIX века периода расцвета промысла.
В росписях Ракулки в большинстве произведений главную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Колорит очень строг, спокоен, а в его сдержанной гамме есть своя прелесть и цветовая гармония. Орнамент очень крупный, в основном он состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали — усики, завитки, прожилки. (Приложение 3.)
Заключение.
Художественный
анализ произведений росписей говорит
о их ярких стилевых особенностях, которые
прослеживаются на протяжении всего XIX
века. Но вместе с тем этот анализ дает
возможность в отдельных самостоятельных
видах северной росписи выявить черты,
свидетельствующие о единых древних корнях,
лежащих в основе народных росписей Северной
Двины. Таким родником для крестьянского
искусства русского Севера и в XVII, и в XVIII,
и в XIX веках являлись древнерусская монументальная
живопись, иконопись, миниатюра и орнаментика
древних книг.
Декоративная
роспись северных центров XIX века обнаруживает
большие профессиональные навыки мастеров
в композиции, рисунке, живописи. В тонком
чувстве цвета, в характере самого орнамента,
в трактовке жанровых сцен сказались глубокие
традиции этого искусства, определенная
художественная „школа поколений» и блестящее
мастерство исполнителей.
Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом творцов этих изделий и рассказывают о духовной красоте русского человека.
Уже
к началу XX века в Архангельской губернии
существовало множество учебных заведений,
в которых преподавалось изобразительное
искусство: школы грамоты, церковно-приходские
школы, приходские училища, народные училища,
городские училища, гимназии, мужская
и женская, торгово-мореходное училище,
механико-техническое училище. В 1908 году
открывается учительская семинария, ставшая
в наши дни Поморским государственным
университетом им. М.В. Ломоносова, где
на факультетах начального и трудового
обучения преподаётся изобразительное
искусство.
В настоящее время
в г. Архангельске и области при центрах
народных промыслов существуют мастерские
с учебными классами подготовки юных мастеров.
В г. Архангельске работает ряд кружков
и студий по народным промыслам. В 1990 году
открыта "Школа народных ремёсел",
основанная мастером Бурчевским Н.М. Художественный
лицей и колледж культуры готовят мастеров
по народному декоративно-прикладному
искусству Русского Севера и преподавателей
изобразительного искусства для художественных
школ, студий, кружков. В педагогических
колледжах г. Архангельска и г. Каргополя
готовят учителей для преподавания предмета
"изобразительное искусство" в общеобразовательных
школах.
Список литературы.
Приложение 1. Пермагорская роспись.
Приложение 2. Борецкая роспись.
Приложение 3. Ракульская роспись.