Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:24, реферат
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
Во второй половине XVIII в. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано с именем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера был направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории - "Владимир и Рогнеда". В ней художник избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир "испрашивает прощения" у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Рогнеда театрально страдает, возведя глаза; Владимир также театрален. Но само обращение к русской истории было очень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIII столетия.
Историческую тематику в живописи разрабатывал Г.И. Угрюмов (1764 - 1823). Основной темой его произведений стала борьба русского народа: с кочевниками ("Испытание силы Яна Усмаря", 1796-1797, ГРМ); с немецкими рыцарями ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", 1793, ГРМ); за безопасность своих границ ("Взятие Казани", 1797-1799, ГРМ) и пр.
Наибольших успехов
В 1765 г. художник переезжает в Москву. Москва отличается большей свободой творчества, чем официальный Петербург. В Москве складывается особая, "рокотовская" манера живописи. Художник создает целую галерею прекрасных женских образов, среди которых самым замечательным является портрет А.П. Стуйской (1772, ГТГ) . Стройная фигурка в легком серо-серебристом платье, высоко взбитые пудреные волосы, длинный локон, ниспадающий на грудь, утонченный овал лица с темными миндалевидными глазами - все сообщает загадочность и поэтичность образу молодой женщины. Изысканная колористика портрета - зеленовато-болотный и золотисто-коричневый, блекло-розовый и жемчужно-серый - усиливает впечатление загадочности. В XX в. поэт Н. Заболоцкий посвятил этому портрету замечательные стихи:
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач
Удачное воплощение образа А. Струйской в портрете послужило основой для легенды, согласно которой художник был неравнодушен к модели. На самом деле, имя избранницы С.Ф. Рокотова хорошо известно, а А.П. Струйская была счастлива в браке со своим мужем.
Еще одним величайшим художником XVIII столетия был Д.Г. Левицкий (1735-1822). Левицкий-создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. Он родился на Украине, но с рубежа 50-60-х годов начинается петербургская жизнь Левицкого, навсегда отныне связанная с этим городом и Академией художеств, в которой он многие годы руководит портретным классом.
В своих моделях он стремился подчеркнуть незаурядность, наиболее яркие черты. Одним из наиболее известных работ художника является парадный портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ). Представитель известной семьи горнозаводчиков, Акинфий Петрович Демидов был баснословным богачом, странным чудаком. Так, в 1778 г. он устроил в Петербурге народный праздник, который, вследствие громадного количества выпитого вина, стал причиной смерти 500 чел. Его выезды удивляли всю Европу: лакеи и лошади - все в очках. Громадные богатства и доброе сердце сделали его одним из значительнейших общественных благотворителей. На оригинальном по замыслу парадном портрете Демидов изображен стоящим в непринужденной позе на фоне колоннады и драпировок. Он стоит в пустынной торжественной зале, по-домашнему, в ночном колпаке и алом шлафроке, указывая жестом на свои забавы - лейку и горшок с цветами, любителем которых он был. В его наряде, в его позе - вызов времени и обществу. Все смешано в этом человеке - доброта, оригинальничанье, стремление реализоваться в науке. Левицкий смог сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета: колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, на содержание которого Демидов жертвовал огромные суммы.
Среди лучших работ Левицкого
особенно выделяется серия - 7 портретов
- воспитанниц Смольного
Еще одним замечательным художником этого времени был В. Л. Боровиковский (1757-1825). Он родился на Украине, в Миргороде, учился иконописи у отца. В 1788 г. В.Л. Боровиковский был привезен в Петербург. Он упорно учится, оттачивая вкус и мастерство, и вскоре стал признанным мастером. В 90-е годы он создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве - сентиментализма. Все "сентиментальные" портреты Боровиковского-это изображения людей в камерной обстановке, в простых нарядах с яблоком или цветком в руке. Портреты пленяют благородством и гармонией линий, нежным, словно смягченным колоритом. Лучшим из них является портрет М.И. Лопухиной. Горделивая небрежность и изящество позы, своенравное выражение задумчивого лица - все построено на сложнейших цветовых нюансах, в основном голубого и зеленого, на игре сиреневых тонов. В итоге возникает совершенно чарующий образ, как бы слитый с природой.
Черты сентиментализма проявились
у В.Л. Боровиковского даже в изображении
императрицы. Теперь это не репрезентативный
портрет "законодательницы" со всеми
императорскими регалиями, а изображение
обыкновенной женщины в шлафроке
и чепце на прогулке в Царскосельском
парке. Такой ее представил В.Л. Боровиковский
на портрете 1795 г. (ГТГ; авторское повторение
- конца 1800-х годов, ГРМ).
В конце XVIII в. в русской живописи появляется
новый жанр - пейзаж. В Академии художеств
был открыт новый, пейзажный, класс, и первым
профессором пейзажного класса стал С.
Ф. Щедрин. Он и стал родоначальником русского
пейзажа. Именно С.Ф. Щедрин первым отработал
композиционную схему пейзажа, которая
надолго стала образцовой. И на ней С.Ф.
Щедрин выучил не одно поколение художников.
Расцвет творчества С.Ф. Щедрина приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии.
Ф. Алексеев (1753/54-1824)
положил начало пейзажу города. Среди
его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид
Петропавловской крепости и Дворцовой
набережной" (1793) и "Вид Дворцовой
набережной от Петропавловской крепости"
(1794). Алексеев создает возвышенный и одновременно
живой образ большого, величественного,
индивидуального в своей красоте города,
в котором человек чувствует себя как
житель золотого века.
В 1800 г. император Павел I дает Алексееву
задание написать виды Москвы. Художник
увлекся старой русской архитектурой.
Он пробыл в Москве больше года и привез
оттуда ряд картин и множество акварелей
с видами московских улиц, монастырей,
предместий, но главным образом - разнообразные
изображения Кремля. Эти виды отличаются
большой достоверностью.
Работа в Москве обогатила мир художника, позволила по-новому взглянуть и на жизнь столицы, когда он возвратился туда. В его петербургских пейзажах усиливается жанровость. Набережные, проспекты, баржи, парусники заполняются людьми. Одна из лучших работ этого периода - "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" (1810-е годы, ГРМ). В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа и архитектуры. Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городского пейзажа.
Во второй
половине века работают замечат
Во второй половине 18 века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика - изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В начале XVII в. крестьяне гжельских деревень стали выделывать из местной глины кирпич, однотонную светлую поливную посуду, игрушки. В конце XVII в. крестьяне освоили изготовление "муравленой", т.е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью. О гжельских глинах стало известно в Москве, и в 1663 г. царь Алексей Михайлович повелел начать исследование гжельских глин. В Гжель была послана специальная комиссия, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве и Д.И. Виноградов. Виноградов пробыл в Гжели 8 меяцев. Смешав оренбургскую глину с гжельской (черноземной), он получил настоящий чистый, белый порцелин (фарфор). В то же время гжельские мастера работали на заводах А. Гребенщикова в Москве. Они быстро освоили производство майолики, и начали изготавливать у себя квасники, кувшины, кружки, чашки, тарелки, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневыми красками по белому полю. С конца XVIII в. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Меняется и роспись изделий - от многоцветной, характерной для майолики, к одноцветной росписи синей (кобальтом). Гжельская посуда была широко распространена по всей России, в Средней Азии, на Ближнем Востоке. В период расцвета гжельской промышленности работало око 30 фабрик по производству посуды. Среди известных фабрикантов были братья Бармины, Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Гусятниковы и др.
Но самыми удачливыми
были братья Терентий
и Анисим Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале
XIX в. в деревне Ново-Харитоново. От них
династия продолжала семейное дело до
революции, покупая все новые и новые заводы
и фабрики. Во второй половине XIX в. происходит
постепенное исчезновение гжельского
промысла с ручной формовкой и росписью,
остаются только крупные фабрики. С начала
1920 г. возникают отдельные гончарные мастерские,
артели. Подлинное возрождение гжельского
производства начинается в 1945 г. Была принята
одноцветная синяя подглазурная (кобальтом)роспись.
В 1766 году в селе Вербилки близ Дмитрова
под Москвой обрусевший англичанин Франс Гарднер
основал лучший из частных фарфоровый
завод. Он утвердил свой престиж первого
среди частных фарфоровых производств,
создав в 1778-1785 г. по заказу Екатерины II
четыре великолепных орденских сервиза,
отличающихся чистотой и строгостью декора.
Завод также выпускал фигурки персонажей
итальянской оперы. Начало XIX в. знаменовало
новый этап в развитии гарднеровского
фарфора. Художники завода отказались
от прямого подражания европейским образцам
и попытались найти свой собственный стиль.
Огромную популярность приобрели гарднеровские
чашки с портретами героев Отечественной
войны 1812 г. В 1820 г. началось производство
жанровых статуэток, изображающих народные
типы по рисункам К.А. Зеленцова из журнала
"Волшебный фонарь". Это были мужики
и бабы, занятые привычной крестьянской
работой, крестьянские детишки, городской
трудовой люд - сапожники, дворники, торговцы-разносчики.
Этнографически точно делались фигурки
народов, населяющих Россию. Статуэтки
Гарднера стали зримой иллюстрацией истории
России. Ф.Я. Гарднер нашел свой стиль изделий,
в котором ампирные формы сочетались с
жанровостью мотивов и цветовой насыщенностью
декора в целом. С 1891 г. завод принадлежал
М.С. Кузнецову. После Октябрьской революции
завод стал называться Дмитровским фарфоровым
заводом, а с 1993 г. - "Фарфор Вербилок".
В конце
XVIII в. в подмосковном селе
Информация о работе Русская культура второй половины 19 века