Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:10, реферат
Эта мифологическая схема была одинакова значима как для славянофилов, так и для западников, как для радикальной интеллигенции, так и для консервативных популистов. Старая, допетровская Русь рассматривалась при этом как область "природы", а новая, послепетровская Россия — как область "культуры". Хотя преемственность в социальных и экономических процессах XVII и XVIII вв. была показана в многочисленных исследованиях, культурное сознание продолжало основываться на представлении о великом водоразделе, отделяющем органическое целое "древнерусской" или "допетровской" культуры, искусства, литературы от всего последующего развития.
Религиозное и литературное начало в XVII веке………………………………………………………………3.
Развитие культуры России……………………………………………………………………………………………….14.
Достижения русской культуры………………………………………………………………………………………..18.
Список использованной литературы………………………………………………………………………………19.
Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.С 1621 года в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись "Куранты" - нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных весьма узкому кругу людей, так и путем накопления практического, конкретного опыта в разных сферах деятельности. При невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с повседневной практикой - измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Практические знания в области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил.Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Распространялись переводные учебники и "травники" с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру.Общественно-политическая мысль. Бурные события начала столетия вызвали у современников стремление разобраться в происходящем и недавнем прошлом, оценить характер и причины происшедших потрясений.Из дворянской среды вышло проникнутое антибоярской тенденцией "Писание" о герое освободительной борьбы М. В. Скопине-Шуйском. В произведениях, посвященных бурным событиям начала века и написанных его участниками и очевидцами - дьяком Иваном Тимофеевым, келарем (управляющим хозяйством) Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным, - содержится осуждение народных движений и развивается мысль о том, что ослабление государственной власти и пренебрежение религиозными правилами и нормами явились причинами потрясений, поставивших страну на край гибели.В центре внимания некоторых мыслителей второй половины XVII века оказались вопросы экономической жизни и государственного устройства. В Москве над исправлением церковных книг работал Юрий Крижанич. В сочинении "Думы политичны" ("Политика") он выступил с широкой программой преобразований, включавшей развитие торговли и промышленности, реформу государственного управления и законодательства. В области международных отношений Крижанич выдвигал идею объединения славянских народов во главе с Россией, но под эгидой католической церкви.Видный государственный деятель П. Л. Ордын-Нащокин разрабатывал также обширные планы преобразований. Он считал необходимым всемерное содействие развитию торговли и купечества, требовал ликвидации привилегий иностранных купцов и освобождения внутреннего рынка от конкуренции с их стороны. По его инициативе был принят Новоторговый устав 1667 года.Литература. В литературе XVII века появляются новые веяния, возникают новые жанры. Усиливается внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям, переживаниям и действиям, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к феодальным верхам, а к служилым или посадским людям и даже к "голым и небогатым".Одним из ярких явлений в истории русской литературы стала демократическая сатира, вышедшая из народной, преимущественно городской среды, объектом которой были господа и властители, церковь и церковники. В первой половине века распространилось "Сказание о куре и лисице", в котором высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства. В "Калязинской челобитной" высмеиваются пьянство и распущенность монахов.В повести "О Шемякином суде" и повести "О Ерше Ершовиче - сыне Щетинникове" обличается несправедливость феодального суда с его продажными судьями, стоящими на стороне богатых. Повесть "О Фоме и Ереме" разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду. "Азбука о голом и небогатом человеке" содержит горький и гневный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов "ожечь дубиною по спине" своих разорителей.В литературе XVII века рассматривается тема взаимоотношений старого и молодого поколений, что характерно для того времени, когда "старые обычаи поисшаталися", "старина и новизна перемешалися". В "Повести о Горе-Злочастии" неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач этого "доброго молодца", который теряет личное счастье, богатство, свободу. Трагична и судьба героя "Повести о Савве Грудцыне" - тоже выходца из купеческой семьи, попытавшегося нарушить патриархальные порядки.Новым в литературе стало появление стихосложения. Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, служившую долгое время пособием для обучения детей грамоте. Он сочинил немало помпезных, со многими аллегориями стихов, славящих царей. В конце столетия в этом направлении работали стихотворцы Сильвестр Медведев и Карион Истомин.Зодчество. В архитектуре на смену монументальным храмам приходят небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами. Шатровые колокольни украшаются резьбой, изразцами. "Дивной" была названа Успенская церковь в Угличе (1628) с тремя высокими, стройными шатрами. Изящна и нарядна церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637), украшенная цветными изразцами. В Москве в 1639-1642 годах был возведен храм Рождества Богородицы в Путинках, в 1635-1653 годах возведена церковь Троицы в Никитниках по заказу купца Г. П. Никитникова. В Кремле соорудили впечатляющий царский дворец, кремлевские башни украсили шатровыми надстройками. Шатровые башни, украшенные цветными изразцами, фигурным кирпичом и резным белым камнем, придали Московскому Кремлю торжественный вид.В последние десятилетия XVII века не без влияния усиливавшихся культурных связей с Белоруссией и Украиной в русском зодчестве распространился стиль московского (или нарышкинского) барокко с его идеей строгой пропорциональной композиции здания, организованных пространств и объемов наряду с пышной декоративной отделкой. В постройках 80-90-х годов большое внимание уделяется созданию ярусов, особенно колоколен (шестиярусная в Новодевичьем монастыре). Появились большие светские здания, как, например, палаты Троекурова и Голицына в Охотном ряду в Москве, выполненные в виде единого "блока", не расчлененного на разновеликие объемы. В этом стиле были выстроены новые большие трапезные в Новодевичьем, Троице-Сергиевом монастырях.Подлинными шедеврами нарышкинского стиля стали нарядные праздничные церкви: Покрова в Филях, собор в Рязани, церковь Спаса в Уборах под Москвой, построенные Я. Г. Бухвостовым.Живопись. Прикладное искусство. Церковь, боровшаяся против обмирщения искусства, пользовалась всеми средствами для пропаганды религиозных идей, особенно средствами живописи. Она не терпела никаких новшеств. В 1668 году патриархи, собравшиеся в Москву на собор для суда над Никоном, строго регламентировали темы и образцы церковной живописи.Живопись XVII века еще в рамках религиозного содержания начала проявлять внимание к человеческой личности. Так, работавший в царском дворе художник И. Владимиров в своих письмах спрашивал: "Где такое указание нашли любители священных преданий, чтобы писать всех святых на одно лицо, обязательно смуглыми и тощими?" Обращение к человеческой личности проявилось не только в индивидуализации религиозных персонажей, но и в изображении реальных лиц, в появлении так называемой парсуны. Обращение к изображению реальных персонажей, а не святых было событием большого значения. Но и в религиозной живописи была достигнута новая ступень проникновения в реальную жизнь и психологию человека. В широко известной иконе "Спас Нерукотворный" поражает прекрасная передача человеческого лица.Большое значение имела деятельность живописцев Ярославля, Костромы и других городов. В их фресках и иконах библейские сюжеты - только повод для изображения жизненных сцен. Изображения святых как бы нарочито обытовлены, приземлены.В области прикладного искусства было сильное стремление к декоративности. Это находит свое выражение в появлении богатых окладов икон, где серебро, золото и драгоценные камни закрывают почти все изображение, оставляя открытыми только лицо и кисти рук. Так закрыта в XVII веке "Троица" Андрея Рублева. Ювелирное искусство создало много великолепных художественных произведений - предметов обихода феодальной знати и культа. Столь же пышным стало шитье, украшенное драгоценными камнями.Большое распространение и высокое художественное развитие получила резьба по дереву, ею украшали и царские терема, и крестьянские и посадские избы, и домашнюю утварь. Резные наличники и карнизы крыльца, своеобразие приемов резьбы в разных местностях составляют характерную черту русской художественной культуры XVII века.Многие лучшие резчики были собраны в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Пышной фигурной резьбой отделывались царские, патриаршие, епископские места в соборах, спинки стульев во дворцах, кареты и другие предметы.Музыка и театр. Для народной музыки было характерно многоголосие, хотя "распевы" в разных местностях были различны. Оно все более проникало в церковную музыку (старообрядцы не приняли пения по партиям). Появились "канты" - произведения духовного содержания, но исполнявшиеся вне церкви. Возникла единая линейная запись нотного текста. Церковь, однако, по-прежнему занимала непримиримую позицию в отношении оркестровой музыки.Враждебно относилась церковь и к народному театру. Тем не менее развитие связей с западными странами побудило царя и его приближенных организовать придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 году под руководством пастора Грегори. Сначала пьесы - исключительно библейского содержания - шли на немецком языке, а затем их перевели на русский язык, наняли из мещан и подьячих русских актеров. Женские роли исполнялись мужчинами. Потом появились светские пьесы - "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". В 1675 году на подмостках русского театра впервые появился балет. После смерти царя Алексея Михайловича под влиянием враждебно относившегося ко всему иноземному патриарха Иоакима театр был закрыт.Развитие русской культуры XVII века отразило важнейшие процессы формирования русской нации и неразрывно связанного с ними начавшегося разрушения средневековой религиозно-феодальной идеологии, утверждения "мирских", светских начал в духовной культуре. Силой, тормозившей культурный процесс, выступала церковь в обеих ее разновидностях - официальной и старообрядческой. Глубокий кризис церковной организации, наступивший в XVII веке, был предвестием упадка влияния религии на культурное развитие страны.
Достижения русской литературы в XVII веке.
Росту грамотности
способствовало появление рукописных
и печатных учебников – 1634 г. первый
Букварь В.Бурцева; в 1648 г. Грамматика
М.Смотрицкого: в 1687 г. «Считание удобное»
– таблица умножения. Школы устраивались
в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве
при Печатном дворе было открыто училище
с двумя классами; в одном изучали славянские
языки, в другом – греческий. В 1687 г. была
открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская
академия, выпускники которой получали
служебные чины.
Архитектура второй половины XVII в. отличается
декоративностью, используются различные
украшения, яркая раскраска, фигурный
кирпич, цветные изразцы как снаружи, так
и внутри зданий. Эта пышная архитектура
получила название московского барокко.
Характерные черты этого стиля – четкость
и симметричность композиции, многоярусность,
тщательная проработка деталей, декоративная
резьба по белому камню, раскраска фасадов,
подчеркнутая устремленность здания вверх.
Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно
бурно: происходит становление и развитие
реалистической направленности, появляется
интерес к человеческой личности. Развивается
бытовой жанр, портретный – парсунная
(изображение персон) живопись. Это направление
возглавил С.Ф. Ушаков, парсуны и миниатюры
которого сочетают в себе традиционные
и новаторские приемы. («Спас Нерукотворный»).
До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли
народные обряды – свадьбы, праздники,
колядки, на которых выступали скоморохи
– плясуны, акробаты, канатоходцы, музыканты,
кукольники. Лишь в XVII в. в Москве при царе
Алексее Михайловиче появляется настоящий
придворный и школьный театр (1672 г.). Пьесы
по евангельским и житейским сюжетам ставились
учителями, а играли в них учащиеся.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических
и навига-ционных наук – первое светское
государственное учебное заведение. В
1724 г. открывается Академия наук со своим
университетом и гимназией. М.В. Ломоносов
становится первым русским академиком,
до него это звание носили только иностранцы.
В 1755 г. по инициативе Ломоносова открывается
Московский университет.
Широкая книгоиздательская деятельность
во многом ускорила развитие литературы.
Русские нравы и обычаи выразил в своих
социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль»
Д.И. Фонвизин. Поэзия представлена творчеством
крупнейшего поэта Г.Р. Державина. В его
одах («Фелица») есть пейзажные и бытовые
зарисовки, философские размышления, сатира
на вельмож.
Прославленными русскими архитекторами
были В.П. Баженов и М.Ф. Казаков, которые
смело сочетали западный и русский стили
(Михайловский замок и Петровский дворец).
При строительстве новой столицы – Петербурга
приглашались иноземные архитекторы:
швейцарец Д.Трезини (Петропавловская
крепость), итальянцы Б. Растрелли (оформление
Петергофа) и В.В. Растрелли (Смольный монастырь
и Зимний дворец). В конце XVIII в. создается
одна из богатейших художественных коллекций
мира – Эрмитаж (с фр. «место уединения»).
В его основе приобретенные Екатериной
II частные собрания картин западноевропейских
мастеров. В Эрмитаже устраивались также
спектакли, музыкальные вечера.
Список использованной литературы.
Основная литература:
1. Габитов Т., Муталипов
Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001,
с. 255-268
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс
лекций по культурологии /А., 2003, с. 49-55
3. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой
А.Н./ М., 2002
4. Полищук В. Культурология / М., 1999
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы,
1994
Дополнительная литература:
1. Адушкин Г.С.
Нравственные уроки русской
2. История культуры России / М., 1993
3. История русского искусства. В 3-х т./
М., 1991
4. Культурология. Под ред. А.Д. Попова /
М., 1994
5. Соловьев С.М. История России (с древнейших
времен). Соч. в 18 кн./ М., 1994
6. Очерки русской культуры XVII-XVII вв. / М.,
1969-1970
7. Анисимов Е.В. Время петровских реформ
/ Л., 1989
8. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность
/ М., 1993
9. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии
/ Алматы, 2004