Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:52, курсовая работа
Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.
Введение…………………………………………………………..3
1.Культура в первое
послеоктябрьское десятилетие…………………………………4
1.Условия развития культуры в годы НЭПа…………………...7
2.Образование и наука………………………………………...8
0.3Литература и искусство……………………………………..10
2 Культурная жизнь в конце 20-х 30-е годы………………….12
1.Образование и наука………………………………………...13
2.Литература и искусство……………………………………..15
3.Русское зарубежье……………………………………………18
Заключение………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………….22
Индустриализация конца 20-х начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирпев).
Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).
Вывод: В 20-30гг увеличилось число литературных объединений. В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз, ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. В искусстве появились новые композиторы, новые течения в музыке,
0.3 Русское зарубежье.
Составной частью отечественной культуры 20-х 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.
6В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.
Многие
представители эмиграции
Вывод:
Многие русские поэты, литераторы, учёные,
эмигрировали за рубеж. Находясь далеко
от родины, они пытались осмыслить место
и роль России в истории и культуре человечества.
Там были основаны несколько русских издательств.
Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой,
В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.
Заключение
Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.
Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой в полный голос зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Это массовая поэзия, близкая городским низам. Стихи понятны и конкретны - своеобразный отклик на реальные события.
Пролетарская
поэзия пронизана революционными призывами,
и это тоже соответствует духу
русского пролетариата. Стихи печатались
во многих журналах, в частности, в
журнале легального марксизма "Жизнь",
который стал массовым и достиг тринадцатитысячного
тиража. В русскую литературу приходит
целая плеяда крестьянских поэтов (С. Есенин,
Н. Клюев и др.). Таким образом, отечественная
художественная культура в эпоху революций
в России отразила всю сложность и противоречивость
переживаемого исторического периода.
Россия пыталась найти ответ на вопрос
о судьбах своей культуры. В этот период
Россия обладала богатейшим культурным
наследием, культурными ценностями мирового
уровня. Но отсутствие в российском обществе
достаточно широкого среднего культурного
слоя, который являлся основой многих
цивилизационных процессов, определило
одну из серьезных особенностей культурной
ситуации в России начала XX века. Она выражалась
в существовавшем разрыве между духовным
ренессансом и бушевавшей реальностью
жизни, в которую вовлекались широкие
народные массы. Эта особенность общественно-культурной
жизни России была одной из причин, определившей
отношение к культуре пролетарской власти
после Октября 1917 года. В качестве общего
вывода можно отметить, что период русских
революций в начале ХХ века кардинально
повлиял на судьбу страны и мира, явился
тем поворотным рубежом, который обозначил
новый исторический путь для России. Революционный
процесс, началом которого явилось падение
самодержавия, сложен, многогранен, включает
разные этапы. Здесь и мощные стихийные
движения, и верхушечная борьба за власть,
и тайные интриги, и перевороты, удавшиеся
и неудавшиеся. Есть все, как в любой другой
революции. Революция 1917 года была
русской революцией, революцией разных
народов, воспитанных в традициях русской
культуры. Она несет на себе яркий отпечаток
менталитета народа, демонстрирует трагическую
роль расколотости российского общества
со времен Петра I. Главное содержание
революции - стремление России к демократии,
социальному прогрессу. Страна в трудной
борьбе искала формы демократической
организации. В сложной и быстро меняющейся
социокультурной обстановке рубежа веков
культурно исторический процесс характеризовался
сомнениями, противоречивыми философскими
и религиозно-мистическими исканиями,
борьбой в различных сферах культуры,
трагичными событиями.
Список литературы
– М., 1990
Информация о работе Русская культура и революционные события 1917 года