Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:49, реферат
С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконопи
1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.
развитие в народной скульптуре XVIII – XIX вв.
Возрождение декоративно-
время было
осложнено тем, что многие
навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное
искусство.
Оклад «Евангелия боярина
фигурами в многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый
потир работы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы»,
воспроизводящие формы шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши,
литой с
чеканкой панагиар
тектоническую ясность формы и орнамента, подчеркивающего строение
предмета.
В XVI в. чеканка и скань
развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия.
Московская
и сольвычегодская финифть,
цельности
колористической гаммы,
оттенков,
соперничая с блеском
в Сольвычегодске
изготовляются предметы «
яркими
сказочными цветами по белой
грунтовой эмали. Появляются
изображения,
носящие отпечаток
применяется
чернь с ясным красивым
изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость,
распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается
более строгий орнамент. Большое распространение получает басма,
покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV
вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный
из византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые
растительные
узоры приобретают чисто
в. пышной
орнаментикой приводит к
особенности
при украшении предметов
которых
компонуются узоры, прежде
эволюцию
испытало литье из цветных
металлов – от Царь-пушки
Чохова
до бронзовой сени Дмитрия
Сверчкова в московском
и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из
железа
наблюдается увлечение
церкви
Георгия Неокесарийского,
Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.
В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного
стиля»
в ажурном орнаменте. В «
художественного
музея сказались удлиненно-
Дионисия. В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в
Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в
травах».
Особенно хороши
растительным орнаментом.
До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв.
Таков острый
по силуэту Людогощинский
сложным
орнаментом и изображениями
деревянных
изделий, среди которых
выделяются работы мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу
проникают
элементы восточного искусства.
плоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова
на Ишне
близ Ростова, выполненных
шатром
и резными историческими
вв. при
относительно дробном узоре
сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная резьба
напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москву приезжает
ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые вводили
западноевропейские барочные формы. «Белорусская резь» получила
распространение
в иконостасах, поражающих
деталей.
Ее формы были также
декоре. Если
разнообразные деревянные
отличались
мягкой пластикой округлых
геометрическим орнаментом, то в мебели использовались крупные ажурные
растительные
мотивы. Геометрическая
ларцы, свечные
ящики, столики. Нередко в
заимствованные из архитектурного декора. Резные изделия часто пестро
раскрашивались.
Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру
она долгое
время сохраняла связь с
появляется «золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как
хохломская. Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной
декор в
интерьере. Нередко
поверхность
предметов. Эти мотивы
вплоть
до последнего времени. В XVII
в. на мебели и посуде
«битийное письмо» - бытовые сцены, сказочные существа и т. д.
Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI
в. применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется
геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур.
Многие
изделия воспроизводят
влияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные
терракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-
охряной глазурью, включаются в декор фасадов. В XVII в. изготовляются
для убранства
зданий зеленые изразцы с
сценами. С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные
изразцы
для собора Ново-
Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в
XVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких
вышли две
большие плащаницы,
характеристики
персонажей и безупречной
Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными
мотивами, восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят
восточные
и западные орнаменты
в. появляется трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв.
существовало
высокоразвитое узорное
паволока иконы «Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает
распространение
золотное кружево с
либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг,
серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторые узоры XVII в.
дожили в нитяном льняном кружеве до XX в.
В XIV-XVII вв. искусство в России
развивалось под большим
церкви. В
архитектурных памятниках
живописи – иконы. Также было сильно влияние византийских мотивов на
развитие Руси в это период. Лишь часть ремесел не подверженная этому
влиянию развивалась самостоятельно. Выход русского искусства из под
влияния церкви начался лишь в конце XVI – начале XVII вв., что дало
мощный
толчок для развития.
Список использованной
1. Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия.
2. Грибушина Н. Г. «История
3. Энциклопедический словарь
4. Ильина Т. В. «История