Русская культура IX-XII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:31, реферат

Краткое описание

Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность.Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Но еще славяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного жара и не смывались дождем. В древних вендских могилах были найдены многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей, орлов и покрытые лаком; также копья, ножи и мечи, и кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправой и насечкою. Но все это было лишь предпосылками для образования настоящей, древнерусской культуры, которая начала свое существование в год 852 от Рождества Христова. Культура Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...…3

2. Влияние художественных традиций Византии на древнерусскую культур..4

3. Богатство фольклора. Возникновение героического былинного эпоса…….6

4. Древнерусская литература и её основные жанры. Летописание. «Повесть временных лет»……………………………………………………………………8

5. Деревянное и каменное зодчество Руси. Памятники Киева и Великого Новгорода………………………………………………………………………...10

6. Монументальная живопись……………………………………………...…...13

7. Заключение……………………………………………………………...……..14

8. Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Русская культура.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

6. Монументальная живопись.Древнерусская монументальность живопись складывалась на основе византийских традиций. Киев стал учеником Константинополя - столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» - так называли на Руси всех подданных Василева вне зависимости от их национальности.Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально просто и лаконично раскрыть перед молящимися основные положения христианского вероучения - о Боге как Творце и Судье мира, Христе как Спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смальты - небольших кусочков окрашенного стекла, она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми переливами, подобными мерцанию драгоценных камней. Для украшения киевских церквей мозаикой, была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета: ученые насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии 177 оттенков.В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке - фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, знавших все её тонкости, некоторые фресковые ансамбли, созданные много столетий назад, сохранились до наших дней. Конечно, произведения, исполненные в технике фрески, менее долговечны, чем мозаики, однако они также весьма устойчивы к разрушительному воздействию уходящих веков. Рецепты составления красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику - из поколения в поколение. Масляной живописи Русь не знала. Собор Святой Софии в Киеве - древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому она в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи.На фресках изображались картины из Евангелия. Но также среди фресок Софийского собора сохранилось несколько изображений не церковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок - охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

 

7. Заключение

В целом юная Киевская Русь, восприняв  византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать  искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры.

 

Список литературы

Мир русской культуры. Энциклопедический  справочник. - М.: Вече, 2000.

История России: учеб./ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - 3-е изд., М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

 


Информация о работе Русская культура IX-XII веков