Русская культура XIII – XV веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:20, реферат

Краткое описание

Культура - не обособленная грань общественной жизни, а одно из её проявлений, теснейшим образом связанных со всеми другими. Уровень и характер развития культуры зависит как от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культурного наследия.
В русской культуре с XIII–XV веков началось возрождение культуры, и в эти века отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII–XV веков явилась Куликовская битва (1380 год).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.55 Кб (Скачать файл)

Памятки письменности, дошедшие до нас от XVI века, свидетельствуют, что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно бытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основными формами словесного искусства; упоминаются также скоморохи как люди, забавляющие народ, потешники. Они принимали участие в свадьбах, выполняли роль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных весельях, рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления.

Сказочный репертуар того времени включал в себя волшебные сказки. Немец Эрих Ляссота, будучи в Киеве в 1594 году, записал сказку о чудесном зеркале. В ней рассказывается о том, что в одну из плит Софийского собора было вделано зеркало, в котором можно было видеть то, что происходит далеко от этого места. Существовали также сказки о животных и бытовые сказки. XVI век - время больших исторических событий, которое наложило свой отпечаток на народное творчество. Стала обновляться тематика произведений фольклора, в качестве героев в них вошли новые социальные типы и исторические лица. Вошел в сказки и образ Ивана Грозного. В одной сказке Грозный обрисован как проницательный правитель, близкий к народу, но суровый по отношению к боярам. За подаренные ему репу и лапти царь хорошо заплатил крестьянину, но когда дворянин царю хорошего коня подарил, царь разгадал злой умысел и одарил его не большим поместьем, а репой, которую получил от крестьянина. 

Другим жанром, широко бытовавшим в устной и письменной речи в XVI веке, была пословица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся на исторические события и социальные процессы. Время Ивана Грозного и его борьба с боярством получили впоследствии часто сатирическое отражение, ирония их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки", "Царские милости в боярское решето сеются". Дают пословицы оценку и бытовым явлениям, в частности положению женщины в семье, власти родителей над детьми. Многие из такого рода пословиц создавались в среде отсталых и темных людей и на них сказалось влияние морали церковников: "Баба да бес - один у них вес". Но создавались и пословицы, в которых воплощается народный жизненный опыт: "На жене дом держится".

Важные изменения произошли и в былинах. Прошлое - предмет изображения былин - получает в них новое освещение. Так, в период борьбы с Казанским и Астраханским царствами былины о битвах с татарами получают новое звучание в связи с подъемом патриотических настроений. 

К этому времени относят и возникновение новых былин. В этом столетии были сложены былины о Дюке и Сухмане, о наезде литовцев, о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих былин - широкое развитие социальной темы и антибоярской сатиры. Дюк представлен в былине трусливым "молодым боярином", который не решается сразиться со змеем, боится Ильи Муромца, но поражает всех своим богатством. Дюк - образ сатирический. Былина о нем - сатира на московское боярство. Былина о Сухмане, старая по происхождению, характерна усилением в ней отрицательной трактовки образов бояр, князей и Владимира, который вступает в конфликт с богатырем, не примиряющимся с князем. Былина о наезде литовцев содержит в себе яркие следы времени. Двое братьев Ливиков из земли Литовской замышляют набег на Москву. Былина о Вавиле и скоморохах и их борьбе с царем Собакой, царство которого они разоряют и сжигают, произведение особого рода. Оно иносказательно и утопично, так как выражает вековую мечту народных масс о "справедливом царстве". Былина отличается сатирой и веселой шуткой, которые вошли в нее вместе с образами скоморохов.

Несмотря на популярность в XVI веке былин, сказок, пословиц, баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени  были исторические песни. Зародившись раннее, они стали в это столетие  важнейшим жанром, так как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и расцвет этого жанра в XVI веке был обусловлен рядом факторов: подъемом национального сознания народных масс и углублением их исторического мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления первого к земле. Исторические песни делятся на 2 основных цикла, связанных с именами Ивана Грозного и Ермака. Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе с крымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного на сына, смерти самого царя. Песни о Ермаке  - сюжеты о Ермаке и казаках, походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казаками царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в турецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет-Гирея на Москву в 1571-1572 года и оборона Пскова от войск Батория в 1581-1582 года песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова". Большие исторические события и важные социальные процессы XVI века определяли глубокую связь песен с живой действительностью, уменьшили элементы условности в повествовании и способствовали широкому отражению характерных для времени явлений и бытовых деталей.

В своем творчестве народ гордится сильной Русью, его сыновья – крестьяне и ремесленники – начинают осознавать себя не только безликими «людьми Божьими», но и реальными людьми, с земными заботами, радостями и горестями.

К XVII веке относятся первые записи произведений устного народного творчества — былин, исторических песен, заговоров, пословиц, а с другой стороны, достоянием фольклора становятся сатирические повести и сказки. Преодолевается разрыв между устным народным творчеством и письменной литературой.

 Просвещение, книжное дело, научные знания. 

Значительно возросла потребность и государства и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551 года было принято решение о создании в городах «книжных училищ». Помимо духовных лиц учителями выступали светские «мастера грамоты», открывавшие своеобразные частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты  и открывало возможности дальнейшего самообразования, главным образом путем чтения книг. В XVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.

Более широкое распространение получила рукописная книга. Упростился и ускорился процесс письма. Скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали некоторые светские феодалы. Владельцами книг все чаще становились также посадские люди и даже крестьяне, которые покупали книги на рынке.

Крупным событием культурной жизни страны явилось начало книгопечатания. В 1553—1555 году в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание «Евангелия» и «Триоди постной». Но подлинный подъем книгопечатного дела в России связан с именемИвана Федорова. В 1564 году в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол», отличавшуюся высоким уровнем типографского искусства. Иван Федоров был не только издателем, но и редактором книг. При не совсем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вскоре уехал во Львов, но печатание книг в Москве продолжилось силами его учеников.

В XVII веке просвещение охватывает все более широкие слои населения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителей. Появляются и получают широкое распространение первые единообразные учебные пособия — букварь, составленный Василием Бурцевым (1634 год), «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648 год), «Считание удобное» — таблица умножения (1682 год), «Большой букварь» и энциклопедия «Полис» Кариона Истомина (1694 год). В конце XVII века читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотным оставалось в массе своей крепостное крестьянство.

В 1665 году при Заиконоспасском монастыре открывается школа грамматического учения под руководством просветителя Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. А в 1687 году по инициативе Сильвестра Медведева открывается первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (с 1701 года  
академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки.

Рост образованности населения обусловил повышение книжного спроса. В течение XVII века Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимает литература светского содержания. В 60-е  годы в Москве открывается первая книжная лавка. Растут собрания частных библиотек. В XVII веке при Аптекарском приказе открывается первая в России научная библиотека.

В 1621 году при царском дворе появилась рукописная газета «Куранты», содержавшая переводы иностранных известий.

В XVI -  XVII веке идет активный процесс накопления научных знаний без теоретического осмысления и попыток их систематизации, поскольку эти знания носили в основном прикладной, сугубо практический характер. Новым для XVII века является появление письменных руководств, содержащих сведения в области практической геометрии, математики, физики, химии. Так, насущная потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств по исчислению площадей, определению качества земельных участков.

 В артиллерии и пушкарском деле, помимо математических расчетов, необходимо было знание определенных физических явлении и химических свойств веществ, и в 1621 году Онисим Михаилов (Родышевский) на основе зарубежного и отечественного опыта составил «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», содержащий практические сведения в этой области. В XVI веке в России умели уже производить все четыре арифметических действия, в том числе с дробями.

Прикладным характером отличались и медицинские знания, в основе которых лежал многовековой опыт народной медицины. В 1543 году появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника «Вертоград».А в 1581 году в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая нужды царской семьи. Потребности Широких слоев населения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные «Травники» и «Лечебники», оригинальные и переводные.

Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.

XVII столетие стало веком великих русских географических открытий, внесших большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов в деле изучения Азии. Они составили карты и описания огромных территорий Сибири и дальнего Востока. В 1633—1638 году казаки Илья Перфильев и Иван Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за этим Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы Семен Дежнев и Федот Алексеев в 1648 году открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В. Д. Пояркова (1643—1646 год) и Е. П. Хабарова открыли путь по р. Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казачий пятидесятник В. В. Атласов в 1697—1699 годах обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные списки (отчеты) русских посольств. Богатые сведения о Китае были собраны во время посольств И. Петлина (1618—1619 год) и Ф. Байкова (1654 год). Составленные русскими дипломатами подробные описания этой страны получили известность не только в России, но и в Западной Европе. Особенно большое значение имела поездка в Пекин русского посольства во главе с Николаем (Милеску) Спафарием (1675—1678 год), обогатившая мировую науку ценнейшими сведениями о землях Сибири и Китая. 

На рубеже XVI -  XVII веков была составлена Сводная карта Русского государства («Большой чертеж»), которая не сохранилась. В 1627 году в Разрядном приказе была создана «Книга Большому чертежу» — указатель и комментарий к сводной карте. Во второй половине столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. К 1701 году С. Ремезов завершил работу над «Чертежной книгой Сибири», ставшей подлинным событием в географии и этнографии.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В связи с историческими событиями, которые происходят в России в период с тринадцатого по семнадцатый век  русская культур идет на подъем.

Борьба с монголами, частые войны описываются в былинах, сказаниях, исторических повестях. Восстанавливается народное хозяйство в  связи с этим требуется большего объема деловых записей, поэтому дорогой пергамент и береста заменяются бумагой, появляется скоропись. В народном творчестве появляются пословицы, небылицы в которых отражается быть и жизнь людей.

Строятся великие архитектурные строения, многие из которых сохранились до наших дней.

Возросла потребность государства в грамотных людях, поэтому стали создаваться книжные училища, широкое распостранение получила рукописная книга. В целом, русская наука отставала от западноевропейской из-за низкого уровня теоретических разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2.Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство, 1993.

3.История мировой и  отечественной культуры: Учебно-методическое  пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

4.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

5.Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская культура XIII – XV веков