Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:45, доклад
XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.
В русском классицизме 30-50-х годов XVIII в. огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Защите "учения", пользе наук посвящались и оды, и сатиры. Само слово "просвещённый" означало не просто образованного человека, но человека - гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. "Невежество" же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.
Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе имела место защита принципа веротерпимости, иногда атеизма, то русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований. В России была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но русские классицисты не ставили требование равенства всех сословий перед законом.
М.В. Ломоносов, А.Д. Кантемир (1709-1744), А.П. Сумароков (1717-1777) решали не только задачу создания нового направления, но и осуществляли реформу литературы. Творческий метод классицизма строился на основе рационалистического мировоззрения. Для каждого жанра существовали четкие правила, которые нужно было выполнять (“чистота жанра”). Высокие жанры - это ода, эпическая поэма, похвальная речь; низкие жанры - комедия, басня, эпиграмма. Трагедия тяготела к высоким жанрам, сатира - к низким.
В высоких жанрах изображались "образцовые" герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания (Петр I-самый популярный). В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной "страстью". Выделялись различные типы человеческих страстей и добродетелей: скупец, ханжа, щеголь, хвастун. Категорически запрещалось объединять в одном характере разные страсти, тем более порок и добродетель.
В 80 - 90-е годы XVIII в. под благотворным влиянием просветительских идей наступает новая ступень в развитии русского классицизма, для которой характерен более глубокий и смелый общественный пафос литературных произведений. Особое развитие получил жанр комедии. В комедиях обличались не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников. Эти тенденции ярко воплотились, а творчестве Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792). Его пьеса "Недоросль" (1782) - первая социально-политическая комедия на русской сцене.
На конец XVIII в. - начало XIX в. приходится поэтическое творчество Гаврила Романовича Державина (1743-1816). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: смелое обличение фаворизма при дворе, праздности, пьянства среди вельмож, прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.
На рубеже XVIII - XIX вв. в русской
литературе формируется сентиментализм
- направление, отмеченное эмоциональным
восприятием окружающего мира, повышенным
интересом к человеческому
Достижения русской литературы
создавали благоприятные
Изобразительное искусство во второй половине XVIII века развивалось на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения. Художники и скульпторы доступными им средствами стремились решить важные общественные проблемы. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. Первым русским историческим живописцем былАнтон Павлович Лосенко (1737-1773), создавший несколько выдающихся полотен ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой").
Самостоятельным жанром изобразительного искусства стал пейзаж. Наиболее талантливые мастера этого жанра - С.Ф. Щедрин (1745-1804), Ф.Я. Алексеев (1753-1824) - запечатлели на своих полотнах живописные уголки Москвы и Петербурга, Павловска, Петергофа.
В развитии портрета во второй
половине XVIII в. проявлялись две тенденции:
повышение художественного
В XVIII веке формируется новый для России вид искусства -скульптура. Одним из наиболее ярких памятников скульптуры явилась конная статуя Петра I, выполненная Э.М. Фальконе (1716-1719). Непревзойденной глубиной психологической трактовки модели отличались работы Ф.И. Шубина (1740-1805). Они стали вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. (портретные бюсты А.М. Голицына, П.А. Румянцева, М.В. Ломоносова).
Архитектура классицизма составляет одну из замечательные страниц нашего культурного наследия. Основоположниками русского классицизма были Василий Иванович Баженов (1737-1799) и Иван Егорович Старов (1745-1808), создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях (Дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Петербурге). С именем Матвей Федорович Казакова (1738-1812) связано появление замечательных архитектурных памятников в Москве (здание Сената в Кремле, университета, Голицинской больницы и др.). Особенностью градостроительства того времени было развитие ансамблевой застройки, сооружение зданий государственного и общественного назначения (учебные заведения, больницы, театры и пр). По разработанному проекту перестраивались провинциальные города. В каждом губернском городе на центральной площади помимо собора возводились присутственные места и торговые ряды, ставшие приметами новой общественно-политической и экономической жизни. Город становился средоточением новой культуры, здесь возникли новые социокультурные учреждения (школы, музеи, библиотеки, театр).
Литература
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990. Т.2.
3. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990.
4. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987.
5. Лотман Ю. М, Избранные статьи. В 3-х тт. Таллинн, 1992-1993 (T. I- Слово о языке в культуре Просвещения; Т. II -Руссо и русская культура XVIII - нач. XIX веков).
6. Очерки русской культуры XVIII века: В 4-х т. M., 1990. T.4.