Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:42, реферат
Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило. Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников.
Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.
Участники хоровода
поют, движутся, приплясывают и разыгрывают
действие. Пляска, припляс, игра и
песня в хороводе неразрывно
и органично связаны между
собой, также хоровод
Хоровод –
русский бытовой танец, в
нём существуют свои формы
и правила исполнения, определённые
отношения между участниками,
подчинённые известному и
Хоровод распространен
по всей России, и каждая
область вносит, что - то своё,
создавая разнообразие в стиле,
Русские хороводы распределялись по временам года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются со Святой недели и продолжаются все лето и осень. Весна и осень, два времени года, в которые поселяне более всего веселятся.
Первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединяются с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радонежские хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнка, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастбище и игры на полях. В этот день к хороводам присоединяются гудочники – люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.
Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразней весенних. Поселянки закупают наряды, платки и ленты. Троицкие хороводы продолжаются целую неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и Пятницкие хороводы отправляются почти в одно и тоже время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются с 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы. В городах и селах они отправляются на площадях и селах, вместе со всеми другими увеселениями.
Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Успенские хороводы начинают с 6 августа, когда начинают собирать фруктовые плоды.
Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают Покровские, и отправление их зависит от времени года. Кроме сих обреченных дней, русские хороводы отправляются на свадьбах, даже зимой.
Многочисленные песни, под которые водят хоровод, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, и хороводы разнообразны не только по своему построению и манере исполнения, но и по темпам. Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и тематику. По песне определяется тема или содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевания природы, любви. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Содержание это влияет на построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иному виду.
Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делится на два вида – орнаментальные и игровые.
Орнаментальные хороводы.
Если в тексте
песни, сопровождающей хоровод,
Неразрывная
связь народного
В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля».
Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые. Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего лишь из нескольких фигур, которые ограничено, переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.
Игровые хороводы.
Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются игровыми.
Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводно-игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимоотношения жены и мужа, любовная и сказочная темы. Драматическое воспроизведение в хороводе всех тем требовало не только талантливого актерского мастерства, умения перевоплощаться, но и дополнительных предметов, которые можно было бы обыгрывать и которые помогли бы раскрыть наиболее полно исполняемые образы. Так в игровой хоровод входят платочек, плетенка, лента, венок, палка, табуретка и многие другие предметы быта. Эти предметы кроме своего прямого назначения иногда служат и символами. Так, «плеточка шелковая» - символ силы или покорности. «Венок» символизирует брачный союз, «платок» заменяет перину, подушку, целую постель и т.д. Действующие лица в хороводе часто используют и такие выразительные средства, как пляска, игра на различных музыкальных инструментах, ряженье.
В игровых хороводах
может выделяться исполнитель,
играющий одну роль, а иногда
две или три роли, но чаще
всего в хороводе выделяется
несколько действующих лиц.
В отличие от орнаментального хоровода в игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу или линиями, или парами. В центре круга – фигуры наиболее часто разыгрывается сюжет, происходит действие. Круг движется или останавливается, участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В построении парами движение идет друг за другом «колонной» по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписывают «восьмерку» и т.д. Часто в игровых хороводах содержание песен влияет на рисунок хоровода, его построение.
В игровых хороводах роль «хороводницы» и «заводилы» изменяется, поскольку главным в игровом хороводе становится раскрытие содержания песни, а не разнообразие фигур. Поэтому большое значение приобретают артистическая одаренность «ведущего» и его вокальные данные, его способность передать характер различных персонажей.
В каждой области, в каждом регионе существуют свои отличительные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда. Эти особенности появляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме исполнения, и в содержании песен, под которыми идет хоровод, и главное в особой присущей только данной местности манере исполнения.
Фигуры могут образовываться одними девушками, или одними парнями, или парнями и девушками вместе , которые могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Руки, соединены при построении фигуры, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.
«Круг»
Эту фигуру в Смоленской
области называют «коло», «колесо»,
в Архангельской «шина». Число
участвующих в этой фигуре
не ограничено, однако их должно
быть не менее трех человек.
Парни и девушки повернувшись,
лицом к центру круга и
взявшись за руки, образуют замкнутый
круг. Руки свободно, без напряжения
отходят от корпуса под
«Два круга рядом»
Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки так и против ее движения. повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.
Парни и девушки двигаются такими же шагами, как и в продвижении по кругу.
«Круг в круге»
Один круг большой, а внутри него поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.
«Корзиночка»
В Ярославской области эту фигуру называют «переплетенный круг». Фигура образуется из двух кругов – круг в круге. Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, парни и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают соединенные руки девушек, причем партнерша находится справа от партнера. Образуется единый переплетенный круг – «корзиночка». Число пар, участвующих в построении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех.
«Корзиночка» движется различными шагами – или «гармошкой», или «припаданием» в любую сторону. Головы исполнителей в момент движения могут быть повернуты по ходу движения, к своим партнерам или же к центру круга. Руки исполнителей могут находиться не только внутри круга, но и с внешней его стороны, со стороны спины его участников. Такое перестроение происходит из образовавшейся уже фигуры – «корзиночка». Парни поднимают соединенные руки вверх и через головы опускают за их спины, на соединенные руки парней.
«Восьмерка»
Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. В хороводах Архангельской области фигуру «восьмерка» часто исполняют парами, составленными из девушек, которые не держатся за руки. Количество участников в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простыми или переменным шагом.
«Улитка»
В Московской области эта фигура называется – «улитка», в Рязанской – «капуста», «капустка», в Архангельской – «завивать кошечкой», в Пермской – «навивать нитку». Эта фигура образуется, или, как говорят, «навивается» или «завивается», из круга. Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности. Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения. Число кругов зависит от количества людей, участвующих в хороводе. «Капусту», «улитку» «завили». Теперь надо ее «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.