Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:41, тест
Основной вопрос, с которым исследователь обращается к историческому изучению книжной культуры, – это вопрос о тематике и типах книг, общем их количестве и среде их распространения в изучаемый период. Как материальный носитель духовных ценностей книга заключает в себе достижения науки, литературы, искусства своего времени. Древнерусская рукописная книга демонстрирует нам уровень развития, достигнутый древнерусским обществом, позволяет сравнить его достижения с успехами науки и литературы в европейском регионе в это же время. По тому, книги какой тематики были распространены в то время, мы можем судить об интересах людей той эпохи
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
1. «Отречённые» книги................................................................................ 4
1.1. Апокрифические произведения.......................... ........................ 5
2. Русские ереси........................................................................................... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 18
"Некто бо бысть человек
гнусных и скверных дел
Новый подъем еретического движения в России падает на конец 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород. Иосиф Волоцкий называл основателем этого вида Е. некоего "жидовина Схарию", приехавшего в 1471 в Новгород из Литвы, а самих еретиков "жидовомудрствующими", произвольно вменяя им приверженность к иудаизму. Наименование новгородско-московских еретиков конца 15 - начало 16 вв. "жидовствующими", бытовавшее в дореволюционной литературе, отвергнуто современными историками. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие настроения, а некоторые придерживались уже антитринитарских взглядов, подвергая критике с рационалистических позиций основной догмат православия о троичности божества.
Наконец, в 1487 г.
новгородским архиепископом
Еретичество, вероятно, не противоречило
все же самой идее церковного служения
или было хорошо законспирировано:
прибывший в Новгород в конце
1479 г. Иоанн III взял Алексея и Дениса
в Москву: первый стал протопопом Успенского
собора, только что отстроенного и
бывшего кафедральным собором московких
митрополитов, второй - собора Михаила
Архангела. Даже учитывая большое к
ним княжеское расположение, при
откровенном еретичестве
Вернемся к.истории ереси. В результате деятельности Геннадия в начале 1488 г. в Москве был собран первый собор против новгородских еретиков, в котором принимали участие великий князь, митрополит, епископы. Трое новгородцев были признаны виновными в ереси, лишены санов (два священника и дьяк), отлучены от церкви и подвергнуты гражданскому наказанию ("градской казни"), т.е. биты "на торгу кнутьем", после чего отправлены в Новгород. По прочим делам бьио предложенр провести доследование. Приговор, как мы видим, достаточно по тем временам мягкий - пострадало всего три человека, а призыв Геннадия "жечи и вешати" услышан не был, что, вероятно, объяснялось существованием в московских верхах сильного еретического "лобби". Неудовлетворенный Геннадий возбудил в Новгороде новое дело против еретиков. В одном из посланий он даже высказывает впечатление, что "Новгород с Москвою не едино православие", намекая на московский либерализм в отношении еретиков. В результате в октябре 1490 г. последовал новый собор, куда Геннадий приглашен не был, но основные участвовавшие иерархи были его сторонниками, а непроизнесенную свою речь он прислал в виде послания. Это был тот самый собор, где Нил Сорский и Паисий Ярославов выступили против казней еретиков. Приговор тоже был не очень жестоким, но несколько человек было сослано в заточение, в том числе известный нам Денис (Алексей к тому времени умер), других отправили в Новгород, где не решившийся самовольно казнить Геннадий расправился с ними уже известным нам "смеховым" способом. Но и это не подорвало распространившейся ереси: как писал Иосиф Волоцкий в одном послании (около 1503 г.), "еретиков умножилося по всем городам". Движение перестало быть исключительно новгородско-московским и захватило, вероятно, отчасти и сельское население; участвовали в нем представители всех сословий: бояре, купцы, духовные лица, простые горожане.
Но ослабела московская партия.
В 1495 г. был смещен митрополит Зосима.
Между 1500 и 1504 гг. умер влиятельный Курицын,
по словам Геннадия, "у еретиков главный
заступник". Впрочем, он еще успел
ходатайствовать о назначении архимандритом
новгородского Юрьева монастыря (фактически
второе лицо после Геннадия) еретика
монаха Кассиана. Впоследствии в его
кельях происходили тайные собрания,
разоблаченные недремлющим
Ересь, вероятно, долго еще
тлела в дальних скитах, перестав
быть реальной силой. Во всяком случае,
обвинение в ереси стало в XVI
в. почти стандартным для
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы видим теперь, что практически все антицерковные выступления в Древней Руси и Московском царстве носили рационально-критический характер, не отличаясь принципиально от таких же на Западе. Традиционных, языческих мотивов со времен волхвов и, по некоторым археологическим намекам, стригольников не наблюдается. В то же время в простом народе широко бытовали отреченные книги и устные языческие сказания, часто дуалистического характера. Однако они не стали "идейной базой" для какой-то организованной ереси. Еретиками становились те, кто зашел в своих духовных поисках дальше других (или дальше других отошел от истока, потеряв, возможно, духовные ориентиры, соблазненный самовластием разума).
Примеры библиографического описания позиций списка
использованных источников
Книги
Юдин А. Русская народная культура. Русское разномыслие: духовные искания.
Ресурс Интернет
Режим доступа: (http: //www.google.ru );
Информация о работе Русское религиозное разномыслие: «отреченные» книги и русские ереси