Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:02, реферат
Цель моей работы – возрождение памяти о старинном и оригинальном виде декоративно-прикладного искусства как кружевоплетение и, в особенности ,о вологодском кружевоплетении.
В ходе работы я поставила следующие задачи:
-проследить историю вологодского кружевоплетения;
- отметить его отличительные особенности;
-познакомиться с деятельностью рыбинского кружка «Звонкие коклюшки»;
-отметить современное состояние кружевоплетения;
Введение ……………………………………………………………………………………………………
1.История вологодского кружева…………………………………………………………………………
1.1 История появления кружевоплетения в России………………………………………………………
1.2 Отличительные особенности вологодского кружка…………………………………………………
2.Рыбинский кружок «Звонкие коклюшку» и его мастерицы…………………………………………….
3.Современные состояние кружевоплетения ……………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………………………………….
Литература, источники…………………………………
Семянникова Л. А. по образованию инженер- строитель, с высшим техническим образованием, очень увлекалась молодости кружевоплетением. С 1978 года, как она вспоминает, ездила в город Киров, Елецк, Вологду – центры знаменитого русского кружка, чтобы лучше изучить приёмы кружевоплетения, училась у лучших мастериц.
В 1994 году на базе центра народного творчества и был создан кружок «Звонкие коклюшки», руководитель его стала Людмила Анатольевна, кружевница- самоучка, владеющая еще многими видами рукоделия.
Кружок назвала «Звонкие коклюшки», потому что при плетении кружев коклюшки – деревянные палочки с нитками- издают мелодичный звонкий перестук. В этом и мы сами убедились, наблюдая за работой мастериц.
С момента образования кружка, вспоминает Людмила Анатольевна, желающих учиться кружевоплетению было так много, что приходилось организовывать несколько групп по 20 человек. Курс обучения для каждой группы составляет 3 месяц. Все учились у Семянниковой Л.А., которая покоряла всех своими оригинальными изделиями. ( Приложение 6)Когда обучение закончилось, многие кружевницы ушли из кружка и стали заниматься индивидуальной деятельностью. Но часть мастериц осталось верной своему кружку до сих пор.
К сожалению, в силу многих причин Центр народного творчества распался, но кружок остался. С помещением для него возникли проблемы. Заседания кружка часто проводились в разных местах, что было очень неудобно. И только с 2010 года кружевницы доброжелательно приютил Дворец Культуры «Вымпел», где они собираются по пятницам и где мы с ними познакомились и беседовали.
Сегодня кружок «Звонкие коклюшки» насчитывает около двадцати человек. (Приложение 7) Его посещают и молодые женщины, и постарше. Такие рукодельницы, как Копеина Алина Юрьевна, Николаева Ирина Борисовна, Кудрявцева Людмила Николаевна посещают кружок уже более 15 лет. Все они люди разных профессий: педагоги, юристы, предприниматели, экономисты, но их здесь объединяет, прежде всего, любовь к своему увлечению, имя которого- кружевоплетение. Здесь они обмениваются опытом друг с другом, создают свои эксклюзивные изделия, которые с полным правом можно назвать шедевром, кто- то еще учится, да и просто хотят пообщаться друг с другом.
Некоторые мастерицы приводят иногда сюда своих внучек. Хотя, как видно, молодежь здесь не задерживается- уж очень кропотливое и усидчивое занятие- плести кружево.
Среди членов кружка, в основном, любительниц- самоучек, оказался и единственный дипломированный специалист- это Соллогубова Наталья Валерьевна, которая посищает кружок уже 10 лет.(Приложение 8)
Побеседовав с ней я узнала , что она родилась в Рыбинске. Еще в детстве от своей мамы приняла интерес к рукоделию. Ей все давалось легко. После школы она поступила в ПУ №15 г. Вологды. Ей очень нравилось учиться, она успехом осваивала новый для нее вид рукоделия - знаменитое на весь мир вологодское кружевоплетение.
Первая самостоятельная
В 1991 году Соллогубова Н.В. успешно заканчивает училище по профессии- кружевница ручного кружевоплетения.
Наталья Валерьевна, как профессионал, познакомила нас с необходимыми инструментами и материалами для плетения кружев.
Валик- основное приспособление для плетения кружева. ( Приложение10) В старину валик еще называли кутузом. Чехол из прочной ткани примерно 75*45 см набивают туго соломой или сеном, затягивают шнурком. Валик обтягивают белой хлопчатобумажной тканью. Чтобы удобно было работать, валик надо класть на подставку – пяльца. Валик может быть маленьким, в зависимости от размера изделия. ( Приложение 11)
Коклюшки- это деревянные палочки с щейкой, на которую наматываются нитки. Верхняя часть коклюшки называется головкой, нижняя- конусом. Наиболее употребляемые коклюшки размером 170 мм. Допустимы отступления от этих величин как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Лучше, если коклюшки сделаны из тяжелых пород дерева-ели, вереска. При работе коклюшки издают мелодичный перестук, и чтобы усилить этот звук, палочки кипятят в солёной воде. Коклюшки можно сделать сами, приобрести на рынке, заказать мастеру. Минимальное количество коклюшек, которое может быть понадобиться мастерице составляет 35 пар, т. е 70 штук, максимальное количество коклюшек может достигать 170-200 штук! При плетении кружев в каждой руке находиться по одной паре коклюшек.
Для заключения переплетенных ниток в кружеве используют декоративные булавки.
Сколок- рабочий рисунок кружева.( приложение 12) Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Сколок служит канвой для плетения кружева. При изготовлении сколка требуется точность и аккуратность, от этого зависит качество исполнения кружева. Сколки разрабатывают талантливые художники, мастера кружевоплетения.
Колотельная игла - это деревянная круглая палочка со вставленной в неё швейной иглой. С ее помощью узор кружева с кальки перекалывают на цветной картон. (Приложение 13)