Рыцарство как феномен культуры средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:02, реферат

Краткое описание

Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междуусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории. Но что же может привлекать нас, людей ХХ/ века, в той далекой и мрачно эпохе? Ответ на этот вопрос дан в названии моего реферата - это рыцарство, особое сословие людей, которое ассоциируется у нас самыми высокими нравственными понятиями.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Характерные черты рыцарства 4
1.1.Рыцарское сословие 4
1.2.Рыцарское воспитание 6
1.3.Обряд посвящения в рыцари 7
ГЛАВА 2. Рыцарские турниры 11
ГЛАВА 3. Рыцарский этикет 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культорологии.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССОИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Культорология»

«Рыцарство как феномен культуры средневековой Европы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

группы ФП-10-12

Уланов А.А.

Проверил: Покачалов М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                                      3

ГЛАВА 1. Характерные черты рыцарства                                                          4

1.1.Рыцарское сословие                                                                                           4

1.2.Рыцарское воспитание                                                                                      6

1.3.Обряд посвящения в рыцари                                                                           7

ГЛАВА 2. Рыцарские турниры                                                                             11

ГЛАВА 3. Рыцарский этикет                                                                                16

Заключение                                                                                                               19

Список использованной литературы                                                                  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  Эпоха средневековья   составляет   примерно   около   тысячи   лет человеческой  истории.  Этот  исторический  период  в  Европе   отметился колоссальными изменениями в  общественных  отношениях,  появлением  новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому  строю феодализма, междуусобными войнами, диктатом  Церкви  и  иными  событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории. Но что же может привлекать нас, людей ХХ/ века,  в  той  далекой  и  мрачно эпохе? Ответ  на  этот  вопрос  дан  в  названии  моего  реферата  -  это  рыцарство, особое сословие людей,  которое  ассоциируется  у  нас  самыми высокими нравственными понятиями. Эта эпоха  оставила  нам  в  наследство очень своеобразную культуру, воспевшую духовные ценности,  которые  имеют непреходящее и универсальное значение.  Понятия  долга,  чести,  верности многие из нас впервые узнали знакомясь с той эпохой,  читая  литературные  произведения или,  что  более  свойственно  современному  человеку,  видя ожившее средневековье на экранах телевизоров и кинотеатров.  Эти понятия существуют и в настоящее время, хотя само рыцарство ушло  с исторической арены достаточно  давно.   Рыцарская   этика   не   исчезла   вслед   за  средневековьем,  она прошла  через  эпохи,  сменившие  средние  века   и продолжает оставаться  эталоном,  который  должен  служить  примером  для современных людей.

       

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Характерные черты рыцарства

 

1.1 Рыцарское сословие

рыцарство феномен  мировоззрение средневековье

Средневековое общество было четко разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них  выполняло свое предназначение. Духовенству  надлежало обеспечивать всем общение  с Богом. Крестьянам – работать на всех. Рыцарству – за всех воевать  и править всеми.

И «однощитный» рыцарь, у которого не было ничего, кроме старого оружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежали к этому почетному сословию. Но равны друг другу не были. Если расставить рыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важности титула, – получится такая картина…

На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства. Ступенькой ниже – герцог, или князь. По знатности, древности рода они если и уступают королю, то совсем немногим – это потомки древних племенных вождей и старейшин. По наследству от предков им достались обширные впадения – герцогства.

Другое дело – графство. Изначально оно не от предков – от короля. Графом у франков назывался наместник короля в провинции. В пограничных провинциях – марках – правил маркграф, или маркиз. Порой он обладал даже большей властью, чем граф.

Во времена Франкского королевства графу полагался  заместитель, который выполнял обязанности  наместника в его отсутствие, – виконт.

Рангом ниже – барон. Он получал в управление и владение землю – бенефиций – от короля или другого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всех рыцарей-землевладельцев.

Барон, в свою очередь, давал небольшие бенефиции другим рыцарям. Они ставили на этой земле  замки и превращались в шатлэнов, то есть владельцев замка.

И в самом низу иерархии – простые рыцари, не имеющие  ни замков, ни земли. Их удел – служить  у баронов и шатлэнов за жалованье.

Получая от короля или  землевладельца жалованье или землю, рыцарь становился его слугой – вассалом, а тот – сеньором, то есть господином.

Вассал давал клятву хранить верность сеньору, оказывать  ему помощь в борьбе с врагами, являться во всеоружии по первому  зову. Сеньор же обещал не обременять вассала  службой более 40 дней в году, защищать от врагов, а если рыцарь погибнет в бою – заботиться о его семье. Он вручал стоящему на коленях рыцарю меч или символизирующую его палочку – как знак власти над отданной в бенефиций вассалу землей.

Каждый рыцарь был  чьим-то вассалом или сеньором. Только король не имел сеньора в своей стране. Герцоги и графы считались вассалами короля, но он не мог вмешиваться в дела их впадений или требовать службу от их вассалов. Действовал нерушимый принцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Единственным исключением была Англия, где каждый рыцарь одновременно являлся вассалом и барона, и короля.

Итак, рыцарь – человек, стоящий  между «свободным» и «несвободным». Рыцарство стало подлинным феноменом  Средневековья именно благодаря  совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком, поскольку выполняет приказы своего господина – будь то король, командующий министериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господину по доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных.

Но еще более интересно деление  по другому признаку. «Воин –  безусловно, не особа духовного звания, поскольку его профессия – военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы». Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

 

1.2 Рыцарское воспитание

 

«Истинное рыцарство являлось путем  мистического единения души с Богом, для которого было необходимо, по словам М. Экхарта, «отрешиться от самого себя», – то есть человек должен был отказаться от любой собственной воли, которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истинности и справедливости. Путь рыцаря – это путь внутренней трансформации, основанный на служении «Богу, женщине и королю», проявлении сострадания и милосердия и руководстве во всех предприятиях долгом чести».

Так как же становились рыцарями? В раннее Средневековье рыцарем  мог стать каждый, кто получал  во владение землю, жил на доходы от нее и мог нести военную службу. Нередко выходили в рыцари и особо отличившиеся слуги крупных сеньоров. Большое количество простых воинов возвели в рыцарское достоинство после Первого Крестового похода. В боях с сарацинами погибло столь много рыцарей, что пришлось восполнить потери таким образом – иначе образованные после завоевания Ближнего Востока государства крестоносцев были бы населены сплошь министериалами и кнехтами.

Уцелевшим прирожденным сеньорам не очень дорого обходилось это снисходительное великодушие: с появлением новых государств они и сами повышали свой ранг, а наличие новых земель позволяло плодить даже баронов без ущерба для себя.

Но уже в XII веке в рыцарское  сословие не допускали людей из низов. Так, во Франции в 1137 году король Людовик VI издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари простолюдинов торжественно – на навозной куче – отбивали шпоры. С той поры рыцарского звания мог быть удостоен только сын рыцаря. Но прежде чем заслужить это, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания.

«Начиналась она, когда мальчику исполнялось  семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился дамуазо – учеником рыцаря. Первые семь лет он нес службу пажа. Жил среди челяди сеньора, прислуживал ему за столом, чистил его коня и при этом набирался опыта, познавал премудрости рыцарской жизни. За годы обучения дамуазо должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из пука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы. Только преуспев в этих семи искусствах, можно было стать полноправным членом рыцарского общества».

Паж своего рода послушник, задачей  которого было заставить «замолчать свои мысли и эмоциональные голоса, чтобы они не искажали реальной картины  окружающего мира». При успешном прохождении этого этапа пажа посвящали в оруженосцы специальным символическим обрядом, в котором ему впервые вручался боевой меч – продолжение его самого, орудие его воли и высшего духа. Оруженосец вступал на путь борьбы, где он должен был, прежде всего, победить силы хаоса внутри самого себя и внутернне измениться, чтобы обрести целостность и чистоту.

И тут мне становиться непонятным тот факт, что вовсе не обязательным считалось умение читать и писать. «Зачем оно отважному воину? Многие рыцари даже гордились своей неграмотностью. Им вполне хватало прочих достоинств, присущих собственно рыцарю, а не какому-нибудь стряпчему или писцу, больше ни на что не способному»!

 

1.3 Обряд посвящения в рыцари

 

Знаком утверждения победы оруженосца над самим собой становился обряд посвящения в рыцари. Обряд посвящения в воины пришел в средневековую Европу от древних германцев. С давних времен у них был принят этот ритуал: юноше, достигшему зрелости, вручали оружие торжественно, в присутствии старейшин племени и воинов. Обычно обряд совершал вождь племени отец будущего воина или кто-то из старших родственников. Позже ритуал посвящения перешел к франкам. Известно, например, что в 791 году Карп Великий опоясал мечом своего сына Людовика. Впоследствии это событие обставлялось все более пышно. Посвящение происходило, когда дамуазо достигал совершеннолетия – 21 года. Само торжество приурочивали к церковным праздникам Пасхи-то есть весной – или пятидесятницы – в начале лета. К нему готовился как сам посвящаемый, так и вся его семья. Накануне юноша нес «ночную стражу» – проводил ночь в церкви алтаря в сосредоточении и молитве.

Этот поэтический обычай проводить  целую ночь под сводами храма  развился и господствовал во Франции  и с древних времен имел место  при судебных поединках, при единоборстве обидчика с обиженным. «Так, водной латинской хронике, оканчивающейся на 1029 г., рассказывается о подобном поединке. При этом сообщается, что победитель отправился пешком поблагодарить одного святого, именно в тот храм, в котором провёл всю ночь, предшествующую поединку. Потом обычай этот приурочился к обряду посвящения в рыцари».

Утром юноша стоял обедню. Перед  церковной службой ему надлежало  возложить меч на алтарь. Это означало, что будущий рыцарь отдает свое оружие на служение Богу. Священник освящал меч и давал юноше причастие. Затем посвящаемый принимал ванну, и его облачали в особые одежду из полотна и шелка.

Сначала надевали белую рубаху, а  поверх нее – алое сюрко: длинную безрукавку. На ноги коричневые чулки. И сама одежда, и расцветка ее – все было обусловлено устойчивой символикой. Белый цвет олицетворял чистоту юноши, алый – цвет крови, которую рыцарь прольёт за веру и добро, коричневый – цвет земли, в которую возвращается каждый смертный, исполнив свой жизненный путь.

Главная часть посвящения – опоясывание  рыцарским поясом и вручение меча. Обряд совершал сеньор будущего рыцаря либо его самый уважаемый родственник. Сыновей крупных баронов – вассалов короля – обычно посвящал сам король.

Старые рыцари подвязывали юноше золоченые шпоры, которые, так же как и меч, мог носить только рыцарь. Простолюдины за это просто карались.

В конце обряда новый  рыцарь получал от сеньора алапу – удар по шее или по щеке. Алапа – единственный удар, который рыцарь мог оставить безответным. Иногда удар рукой заменялся ударом по плечу клинком меча – естественно, плашмя. По-разному трактовали этот обычай. Сначала – как символ того, что, посвящая своего слугу в воины, сеньор дает ему свободу. Потом – как испытание смирения рыцаря перед сеньором.

Ритуал завершался демонстрацией  ловкости юного рыцаря. Чаще всего  это был комплекс обычных турнирных  упражнений. К примеру, следовало, не касаясь стремян, вскочить в седло  и на скаку поразить копьем расставленные мишени. Празднество заканчивалось пиром.

В идеале такая система воспитания должна была стать «настоящим путём духовного поиска, где многочисленные испытания веры, преданности любви и мужества приводили к полному преображению человека».

В дальнейшем своем пути рыцарь должен был руководствоваться  кодексом чести или рыцарским уставом, дававшим критерии Добра и зла, устанавливавшим иерархию ценностей и нормы поведения, которые рыцарь клялся соблюдать.

Кодекс рыцарской чести  включал следующие положения:

    • Рыцарь должен искать подвиги;
    • Бороться с врагами христианской веры;
    • Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
    • Быть справедливым и галантным;
    • Трусость – самый страшный порок;
    • Честь – дороже жизни.

Информация о работе Рыцарство как феномен культуры средневековой Европы