Северное Возрождение. Основные идеи Реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

С эпохи Возрождения начинается становление современной науки, прежде развитие естественнонаучного знания. Были своеобразные источниками научного процесса эпохи Возрождения. Во-первых, античная культура, философия, идеи античных материалистов - натурфилософов, а во-вторых, восточная, в частности арабский, философия, наука, которая в XII-XVIII вв. обогатила Западную Европу знаниями в естественной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1 Северное возрождение и реформация…..…………………………………..3
2 Архитектура, живопись, скульптура Северного Возрождения……………5
3 Гуманизм Северного Возрождения………………………………………….8
4 Реформация. Основные социальные, политические и религиозные идеи реформационного движения…………………………………………………...11
Выводы…………………………………………………………………………..18
Литература………………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Культурология"

 

на тему:_«Северное Возрождение. Основные идеи Реформа

 

   Выполнил: студент

Ефимова Н.В.

Группы 1071-03С  

  Вариант №3

  Преподаватель

Зайцева Т.А.

 

Псков 2012

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..2

1 Северное возрождение и реформация…..…………………………………..3

2 Архитектура, живопись, скульптура Северного Возрождения……………5

3 Гуманизм Северного Возрождения………………………………………….8

4 Реформация. Основные  социальные, политические и религиозные  идеи реформационного движения…………………………………………………...11

Выводы…………………………………………………………………………..18

Литература………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным периодом в развитии европейской эстетики была эпоха Возрождения. В зависимости  от исторических условий конкретной страны ренессансные процессы проявлялись с определенными отличиями.

С эпохи Возрождения начинается становление современной науки, прежде развитие естественнонаучного  знания. Были своеобразные источниками  научного процесса эпохи Возрождения. Во-первых, античная культура, философия, идеи античных материалистов - натурфилософов, а во-вторых, восточная, в частности арабский, философия, наука, которая в XII-XVIII вв. обогатила Западную Европу знаниями в естественной сфере.

Эстетика Возрождения, как  и философия этого периода, обусловленная  развитием товарного производства, торговли, расцветом городской культуры на грани XIV-XV вв. Эпоха Возрождения начинается в Италии, а позже охватывает большинство стран Европы.

Важно понять ценность идей, которые нашли свое художественное воплощение в литературе, которая вошла в историю мировой культуры как Северное Возрождения.

Реформация - это широкое  антифеодальное и антикатолическое движение в I половине XVI в., которое положило начало протестантизму. Реформация означала движение за необходимость совершенствовать церковь, светские порядки, правовые институты. Если Возрождения главным было признание человеческого достоинства, то ведущей тенденцией Реформации было стремление восстановить чистоту христианской религиозности. Для Реформации очень показательна обязательность жесткого подчинения человека обществу.

Лидером Реформации был М. Лютер, выступавший не только против усиления папской власти, но и за уменьшение власти церкви вообще. В 1517 г., став свидетелем продажи индульгенций, он прибил к дверям храма в г. Виттенберг свое произведение "95 тезисов", призывая к публичной дискуссии. Ведущим мнением тезисов была недопустимость превращения продажи индульгенций в средство обогащения церкви за счет духовного развращения верующих.  М. Лютер разоблачал корыстолюбие тогдашней верхушки католической церкви, ставил под сомнение законность всех наказаний и платежей, которые церковь накладывала на верующих. Хотя диспут над тезисами был запрещен, они способствовали объединению различных слоев граждан в борьбе за религиозную и национальную независимость Германии.

1. Северное возрождение и реформация.

В период, когда  культура Италии достигло апогея расцвета (Высокое Возрождение, XV в.), Ренессансные настроения охватили и Европу, так  началось Северное Возрождение. Гуманистические идеи получили широкое распространение и популярность в других странах только после 100 лет своего господства в Италии. Однако мгновенно гуманистическая идеология получила в интеллигенции Франции, Англии, Нидерландов, Германии признание, поскольку убеждала в новых возможностях человека. Впервые Европа могла объединиться на почве не ортодоксально-религиозных идей, а на основе общечеловеческих, гуманистических идеалов. 

Так вошло Возрождения  в эпоху мировой культуры. Оставаясь христианами, не отрекаясь от Всевышнего, а только пытаясь прояснить его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный итальянский, а потом и во весь европейский мир труда, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.

На втором этапе  ренессансной эпохи в творчестве ее деятелей начинают доминировать "натуралистические" мотивы. Границы специфически "человеческого" начинают "размываться", и, наконец, человек вообще перестает выделяться на сплошном фоне природы. Пантеистические представления о мире все больше уступают место деизма (представление о том, что, создав мир, Бог дальнейшем вполне "устраняется" от участия в "земных", предоставляя миру развиваться по своим законам). Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем продолжало нарастать (соответственно уменьшалось интенсивность гуманистического "звучание") в творчестве таких мыслителей Северного Возрождения, как М.Коперника, Й.Кеплер, Т. да Браге. 
       Однако по сравнению с Италией, процесс "гумманизации" европейского сообщества оказался сложным. Северное Возрождение последовали идеи итальянских гуманистов, но сформировало свою культурную форму реакции на эти идеи, воплотившейся в движение Реформации и привела к жестоким войнам.  Реформация(от лат. Reformatio - перестройка, реформа)представляла собой мощное религиозное движение. Она выступала за возвращение к истокам, к первоначальным ценностям веры и потребовала серьезных изменений в действующей религиозной католической вере. Родина Реформации - Германия. Начало Реформации - выступление в 1517 году Мартина Лютера (1483-1546), который выдвинул 95 тезисов, где отрицал основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отвергали необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отрицая католическое Священное писание в целом. Реформация заложила начало протестантизму (в узком смысле реформация - проведение религиозных реформ в протестантском духе). Испания, Франция, юг Германии и Италия пережили эпоху Контрреформации - восстановления авторитета католической церкви, чему способствовали костры инквизиции. Следует заметить, что Гуманизм и Реформация не похожи по своим целям, но они связаны. Если гуманизм Возрождения противопоставлял человека потусторонним силам, поднимая ее на пьедестал, то Реформация освятила узаконивания земного мира человека.

Так, итальянская культура была предвестником античных идей и  произведений в Европе. Опыт итальянских гуманистов и создателей искусства позволил значительно быстрее усвоить наследие античности и новые идеи другим странам, однако именно с итальянцами в первую очередь ведется полемика в период зрелого и позднего Возрождения. 
Наблюдается отказ от ренессансных идеалов гуманизма, нарастание механистических тенденций подчинения философии (и всей культуры) натуралистическим ценностным устремлениям - все это свидетельствовало о приближении процесса формирования новой философской парадигмы ("материализм" Новых времен).

2. Архитектура, живопись, скульптура Северного Возрождения

В других странах  Европы Возрождения приходится на одно XVI века. Понятие "Северное Возрождение" по аналогии воспринимают как что-то вроде Итальянского. Однако, когда в Италии Ренессанс имел первоначальный смысл - возрождение традиций античной культуры, то в других странах действительно, ничего не "возрождалось": там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов Северного Возрождения) в XV ст., развивалось как прямое подражание готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». Религиозные войны, борьба с католической церковью - Реформация, Крестьянская война, революция Нидерландах, драматический пик Столетней войны во Франции и Англии, кровавые столкновения католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, климат эпохи не способствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве.

Готическая напряженность в Северном Возрождении не исчезает. Сплав итальянских настроений с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля Северного Возрождения. Поэтому в местном искусстве больше внутренних противоречий, скованности, напряженности, виды искусства развивались не одновременно; однако очень рано начались реалистические искания (хотя и не систематизированы, как в Италии), интерес к индивидуальности человека, его окружения, интерьера, натюрморта, пейзажа. На рубеже XIV-XV вв. в Бургундии, выходцы из Нидерландов - живописцы Жан Малуэль, Анри Бельшоз, Мельхиор Брудерлам и скульпторы Клаус Слютер и Клаус де Верве подготовили развитие реализма в Нидерландах и Франции. В XV в. в Нидерландах итальянский, связан с традициями готики. Художники нидерландского Возрождения (Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гертген тот Синт-Янс, Хуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг) не стремились к рационалистическому осознанию общих закономерностей бытия, были далеки от научно- теоретических интересов и увлечения античной культурой. Прогрессивное развитие нидерландского искусства начала XVI в вызванный развитием портрета, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Квинтен Масейс, Лука Лейденский, Йоахим Патинир, Питер Артсен), усилением интереса к фольклору (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель). Архитектура в Нидерландах, как и в остальных странах Северного Возрождения в XV в. сохраняла традиционный готический облик, однако в XVI в. заимствования в Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер играл преимущественно декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис). В таком духе строились ратуши, помещения цехов и гильдий, городские дома с узкими фасадами и высокими фронтонами.

Наиболее драматичным  и кратковременным был расцвет  искусства Возрождения в Германии. В XV века медленно проявлялись светские жизнеутверждающие черты в живописи (Лукас Мозер, Ханс Мульчер, Мартин Шонгауэр), который вобрал в себя влияние как Нидерландов, так и Италии. Немецкое Возрождение - необычайно яркая вспышка творческой энергии конце XV - начале XVI вв. Отличается сложным сплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма. Универсальность и сложность искусства Альбрехта Дюрера, экстатической яркости красок, интенсивность радостных и трагических эмоций в творчестве Матиса Нитхардта, декоративность и фантастика у Лукаса Кранаха и в пейзажах Альбрехта Альтдорфера, гуманистический строй, ясность и завершенность портретов Ганса Гольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики образуют грани немецкого Возрождения. 

Оно ярко проявило себя и в скульптуре, опиравшейся на реалистические народные черты немецкой готики (Тильман Рименшнейдер, Фейт Штосс, Адам Крафт, Петер Фишер). Волна ярких исканий коснулась и архитектуры, захватывая церковное, общественное, дворцовое строительство, частные дома и градостроительство. Импозантность и богатый декор характерны для каменных, кирпичных, фахверковых построек. Феодальная реакция быстро и трагически оборвала развитие немецкого Возрождения, дав дорогу искусству.

Развитию искусства Возрождения  во Франции способствовали богатые традиции местной готики, знакомство с античной традицией, систематические связи с Италией и Нидерландами, а со 2-й половины XV в. (После завершения Столетней войны) мощным фактором культурного объединения стала централизация государства. Здесь работали нидерландские миниатюристы (особенно братья Лимбург), которые тонким восприятием действительности, стремлением к правильной передаче пространства и объема подготовили успехи французского искусства XV в. с его изяществом, лиризмом и редкой остротой наблюдения (скульптура Мишеля Коломба, миниатюры Жана Фуке и Симона Мармиона, картины Муленського мастера и Жана Фуке). 

Среди видов художественной деятельности лидировала - как и  в итальянском Возрождении - Живопись. Первым мастером этого периода следует назвать Хиеронимуса Босха из Нидерландов. Его творчество подводит итог достижениям средневековой живописи и выступает прологом Возрождения. В картинах Босха, написанных преимущественно на религиозные сюжеты, поражает объединение мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точными реалистичными деталями. 

Примечательно также творчество Лукаса Кранаха Старшего (Германия). Его мадонны и другие библейские героини - это обычные горожанки и современницы художника. Одной из лучших его работ есть новаторское "Распятие". Резко асимметричная композиция, необычные ракурсы традиционных фигур, насыщенность колорита производят впечатление печального предчувствия общественных потрясений. Матис Нитхард, известный также под именем Грюневальд, поражает богатством и яркостью религиозных фантазий, экстатичностью. Главная работа Грюневальда - «Изенгеймский алтарь». Изображение Марии с младенцем вписано в многофигурную праздничную композицию с ангелами, играющих на музыкальных инструментах. По контрасту с этой светлой сценой написано «Распятие», мрачное и натуралистическое. Образ Христа-простолюдина, изможденного, близкого к агонии, что ассоциируется с участниками христианской войны. 
        Одним из лучших портретистов этого периода считается швейцарец Ганс Гольбейн Младший. Его кисти принадлежат портреты Эразма Роттердамского и астронома Николаса Кратцера, Томаса Мора и Джейн Сеймур. Их образы полны достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы. Гаисом также созданы замечательные иллюстрации к Библии и «Похвалы глупости», цикл гравюр «Пляски смерти». 
Своеобразной индивидуальностью отмечено творчество главы дунайской школы живописи Альбрехта Альтдорфера. Он бесспорный приоритет в формировании жанра пейзажа. Однако самой интересной его картиной остается «Битва Александра с Дарием». Батальной сцене на Земле отвечают соперники Солнце, Луна и тучи. Картина полна разнообразия декоративных деталей, колоритна. К тому же это одна из первых батальных сцен, выполненная маслом.

Северное Возрождение  было непродолжительным. Однако в истории оно осталось как целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг друга. Вовлечение народов северных стран в общеевропейский культурный процесс началось в эпоху Северного Возрождения.

3. Гуманизм  Северного Возрождения

Термин «Северное Возрождение» применяют к культуре XV-XVI вв. в европейских странах, расположенных на севере Италии. Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянского Возрождения. Культура Возрождения в Нидерландах, Франции и Англии была продолжением готических традиций. Эта культура просто внутренне эволюционировала в сторону «светской».

Специфику Северного Возрождения  составляет именно это сочетание самобытных готических традиций с влияниями итальянской культуры. 
Зарождение гуманизма в странах Северного Возрождения

Началом возникновения гуманистического движения на север от Альп можно  считать 1432 г. - время открытия церковного собора в Базеле. Именно тогда возникла потребность в «новых людях» - гуманист. Более того, на этом соборе они сыграли решающую роль (были доверенными лицами и авторами программных документов собора). Скромный секретарь одного из епископов Эней Сильвий Пикколомини в процессе соборных дискуссий превратился во всесильного канцлера империи и кардинала. Голландца Николая Кузанского был выдвинут на одно из первых мест в церкви, а рыцарь Грегор фон Геймбург выступил с речами от имени всего немецкого народа. Так возник гуманистическое движение в этом европейском регионе.

С 70-х г. XVI в. центром гуманизма становится Париж. Причем здесь также книгопечатание было одним из стимулов распространение гуманистической образованности. Типография Сорбонны была создана по инициативе Гийома Фише. Благодаря посредничеству Гейнлина фон Штейна к этому делу были привлечены не только немецкие печатники, но и молодые гуманисты, в том числе Рейхлин.

Постепенно именно связан с иностранным  землячеством колледж Монтегю при  Парижском университете становится центром развития гуманистической культуры. До Парижского университета приглашают итальянских ученых - Павла Эмилия и Фаусто Андрелини, здесь оказывают покровительство молодому Эразм Роттердамский. С появлением первых ростков Реформации в 1521 г. во Франции создается знаменитая реформаторские-гуманистическая группа в городе Мо вокруг гуманиста епископа Гийома Брисонне.

С обострением классовой борьбы в Германии в обстановке буржуазной революции теряется единство гуманистического движения. Главным фактором, расколол лагерь гуманистов, была конфессиональная полемика. Диспуты вокруг Лютера провели границу, разделили гуманистов на два лагеря. В Германии это произошло уже в 20-х гг XVI в., В 30-х это произошло в Нидерландах и Франции. В этой острой полемике шлифуется стиль нелатинской литературы, создаются латинские неологизмы, которые опирались на народный язык. В это время появляются лучшие шедевры гуманистической латыни: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, бессмертные диалоги Гуттена, поэзия Еобана Гесса, «Беседы» и целый ряд других произведений. Во Франции значительными и одновременно последними произведениями подобной литературы стали «кимвал мира» (1537) и трактат Бюде «О переходе эллинства к христианству» (1534).

Информация о работе Северное Возрождение. Основные идеи Реформа