Семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:50, реферат

Краткое описание

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Так как в семье люди тесным образом взаимодействуют между собой в течение длительного времени, то в такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и ведут к конфликту. Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят жизненным трудностям.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды семейных конфликтов…………………………………..4
2. Этапы конфликта…………………………………………………………..11
3. Способы разрешения и предупреждения семейных конфликтов………17
Заключение…………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

Выделяются следующие виды конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей:

1. Конфликты, размолвки, возникающие  на основе неудовлетворенной  потребности в ценности и значимости  своего Я, нарушения чувства достоинства  со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного  отношения. Обиды, оскорбления, необоснованная  критика.

2. Конфликты, размолвки, психические  напряжения на базе неудовлетворенных  сексуальных потребностей одного  или обоих супругов. Они могут  иметь различную основу: пониженная  сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов  возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах  психогигиены брачной жизни; мужская  импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильное  хроническое физическое и нервное  переутомление одного из супругов  и т.д.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие  своим источником неудовлетворенность  потребности одного или обоих  супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов.

4. Конфликты, ссоры, размолвки  на почве пристрастия одного  из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным  потребностям, приводящим к неэкономным  и неэффективным, а порой и  бесполезным затратам денежных  средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных  потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания  семьи, вклада каждого из партнеров  в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры, размолвки  на почве удовлетворения потребностей  супругов в питании, одежде, на  почве благоустройства домашнего  очаг а, а также затрат на  личные нужды каждого из супругов.

7. Конфликты на почве  потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры  на почве разных потребностей  и интересов в проведении досуга, различных хобби. [6]

 

 

2. Этапы конфликта

 

             Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения.

1) предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту);

2) инцидент;

3) эскалация конфликта: конфликтные  действия или расцвет конфликта, а также его развитие;

4) сбалансированное противодействие;

5) завершение конфликта: угасание или преобразование  конфликта;

6) послеконфликтная стадия.

           Конфликтная ситуация - это развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.

           Инцидент конфликтный - это эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, при которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.

Инцидент информационный - событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

Инцидент деятельностный - повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций.

Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай - острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

           Многие отечественные и зарубежные авторы выделяют объективные и субъективные факторы, являющиеся источниками конфликтов или конфликтогенами. Конфликтогены - это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.

Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах:

- поведенческие конфликтогены - проявление превосходства, эгоизма и агрессии;

- ролевые конфликтогены - пересечение трансакций (в типологии Э. Берна);

- личностные конфликтогены - общение с трудными людьми.

            Эскалация конфликта - прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация может быть непрерывной, с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты, и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.

          Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта.

Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

Искажение конфликтной ситуации в целом:

- характер соперничества;

- консенсус (согласие);

- несогласие (расхождение мнений);

- спор (идейное противоборство);

- напряженность (настороженное  ожидание недружественных действий);

- враждебность (неприязнь);

- соперничество (конкуренция по определенным правилам);

- агрессивность (отдельные враждебные действия);

- насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства);

- война (неограниченный спектр применяемых средств борьбы).

Формы редукции конфликта:

- упрощение элементов конфликтной ситуации, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа;

- схематизация конфликтной ситуации в виде выделения неких устойчивых связей и отношений;

- уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас, без прошлого и последствий;

- поляризация оценок до черного и белого;

- категоричность оценок, не подлежащих пересмотру;

- фильтрация информации  и интерпретация в соответствии  с существующими предубеждениями.

Искажение восприятия собственной стороны:

- мотивация рассматривается как социально приемлемая;

- действия как справедливые;

- позиция как нормативная, целесообразная;

- операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать;

- восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.

Искажения восприятия действий, высказываний, поступков, мотивов оппонента:

- друг;

- союзник (помощник в определенной области);

- партнер (постоянное сотрудничество);

- сотрудник (временное взаимодействие);

- противник (непримиримая борьба);

- соперник (противоборство по определенному вопросу);

- враг. [2]

Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:

- мотивы расцениваются как подлые и низменные;

- действия рассматриваются  как несправедливые и социально  не одобряемые или неприемлемые;

- позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная;

- операционная составляющая  работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает  только то, что мне во вред, он намеренно так поступает;

- восприятие оппонента  происходит с преобладанием черных  красок: гиперболизация негативных  черт, что приводит к созданию  образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные  ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:

- состояние стресса;

- высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге;

- неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей;

- доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды;

- негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение);

- рост эмоционального напряжения;

- переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику;

- переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери;

- рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия;

- потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником;

- расширение социальных границ конфликта за счет увеличения числа участников; переход от мягких тактик противостояния к жестким. [7]

 

3 Способы разрешения  и предупреждения семейных конфликтов

 

Предупреждение супружеских конфликтов.

           Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты.

Большинство из них сводится к следующему:

- Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций. Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.).

- Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым. Больше доверяй, и ревность своди к минимуму. Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга. Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками.

- Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем, во что бы то ни стало, пытаться установить истину. [1]

Информация о работе Семейные конфликты