Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:51, контрольная работа
Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно – технического прогресса – телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях. Цель в данной работе – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для этого необходимо рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.
Введение…………………………………………………………………….3
«Серебряный век» в русской культуре………………………………..5
Наука……………………………………………………………...5
Литература………………………………………………………..7
Театр и музыка…………………………………………………...9
Архитектура и скульптура……………………………………..10
Живопись………………………………………………………..12
Русский «ренессанс»…………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………...20
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А. Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.
Вывод: во второй половине XIX в. наша музыка получила всемирное признание и занимает место в семье европейских культур. На первые годы ХХ века приходится расцвет русского театра.
Во второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, громадные магазины, банки. Расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля «модерн» (с конца XIX в.до начала мировой войны). Мастера эпохи «модерна» добивались того, что и предметы повседневного обихода несли на себе отпечаток народных традиций. Выпуклые стекла, изогнутые оконные переплеты, текучие формы металлических решеток – все это пришло в архитектуру из «модерна». В творчестве Ф.О.Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве,1903) и рациональному (типография А.А.Левенсона в Мамонтовском пер.,1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки. Для раннего «модерна» было характерно стремление к стихийности, погруженности в поток становления, развития. В позднем «модерне» стало преобладать спокойное «апполонистическое» начало. В архитектуру вернулись элементы классицизма. В Москве по проекту архитектора Р.И.Клейна были построены Музей изящных искусств и Бородинский мост. В это же время в Петербурге появились здания Азовско-донского и Русского торгово-промышленных банков.
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Эклектика - разнообразие направлений и смещение стилей.[2]Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П.Трубецкой (1866-1938). Уже в первых работах скульптора проявились черты нового метода - «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Самое замечательное произведение Трубецкого - памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза). Младшим современником Трубецкого был С.Т.Коненков. Ему удалось ввести в скульптуру народные мотивы, которые, прежде всего, находили воплощение в резьбе на избах, кустарных игрушках и других произведениях прикладного искусства. С.Ф.Нефедов-Эрьзя умел в своих скульптурах передать и состояние духа, и красоту человеческого тела. Ему были послушны и мрамор, и дерево, и такие новые материалы, как цемент и железобетон.
Вывод: век «модерна» был очень коротким, но это была очень яркая полоса в истории архитектуры. Кроме Трубецкого, Коненкова и Эрьзи, в России в то время работали и другие известные скульпторы, но именно этим трем мастерам с особой силой удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале ХХ века – повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.
На рубеже XIX-ХХ веков в русской живописи происходили значительные перемены. Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная четкость лица. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра.
Художники этого направления: А.П.Рябушкин,
А.В.Васнецов, М.В.Нестеров. Импрессионизм, как направление, представлен в работах
таких художников, как И.И.Левитан («Березовая
роща», «Март»); К.А.Коровин – самый яркий
представитель русского импрессионизма
(«Париж»). Центральная фигура искусства
рубежа веков В.А.Серов («Девушка с персиками»,
«Девушка, освещенная солнцем»). Представителями
живописного символизма являлис
В 1907 г. в Москве возникло другое художественное объединение «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян). «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи - плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений.
Художники объединения «Бубновый валет» (Р.Р.Фальк, И.И.Машков и др.), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт - выдвигалось на первое место.
В 1910-х гг. в живописи зарождается примитивистская те
Таким образом, необычайное разнообразие
и противоречивость художественных исканий,
многочисленные группировки со своими
программными установками отражали напряженную
общественно-политическую и сложную духовную
атмосферу своего времени.
В
целом достижения русской культуры «серебряного
века» получили мировое признание. Многие
отечественные ученые были почетными
членами европейских академий и научных
учреждений. Отечественная наука обогатилась
рядом достижений. Имена русских путешественников
остались на географической карте мира.
Развивается творчество художников, создаются
их объединения. Идут поиски новых решений
и форм в архитектуре и скульптуре. Обогащается
музыкальное искусство. Драматический
театр переживает период расцвета. В отечественной
литературе зародились новые художественные
формы.
Культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.
«Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца XIX – начала ХХ веков.
Культура рубежа веков реабилитировала политическую «безыдейность», этическую неопределенность, творческий индивидуализм и духовное избранничество, осужденные в свое время представителями русской демократической культуры. Это своеобразное возрождение идеалов и принципов русской классики дало основание уже современникам называть Серебряный век метафорически - русским «культурным ренессансом». Помимо прочего, в это название включалось и представление о ренессансной полноте, универсализме, культурной многомерности и энциклопедизме. Эта характеристика русского культурного Ренессанса много дает для понимания глубинных закономерностей самой эпохи Серебряного века, приведшей Россию к революции.
Сторонники религиозного Ренессанса увидели в революции 1905-1907гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Наступление культурного Ренессанса противоречило любой рационалистической логике и нередко оправдывалось лишь духовным избранничеством самой русской культуры. Продолживший и обосновавший понятие «русский духовно-культурный ренессанс» Н.Бердяев характеризовал осуществление в Серебряном веке целостного стиля культуры, как трудную борьбу «людей ренессанса» против «суженности сознания» традиционной интеллигенции. Вместе с тем это было возращение к творческим вершинам духовной культуры ХIX века.
Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев - Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Д.С.Мережковским, С.Н.Трубецким и др. Вышедший в 1909 г. сборник статей видных философов «Вехи» остро поставил вопрос о ценностях русской интеллигенции, осмысления путей дальнейшего развития России.
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900), много занимаясь философией, а, также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы.
Условием создания интегративного стиля культуры и достижения культурного синтеза на рубеже XIX-ХХ вв. было отталкивание от дифференцирующих тенденций предшествующей эпохи, переосмысление или отвержение фактов, ограничивающих свободу творчества и творческой личности. В их числе Бердяев упоминает социальный утилитаризм, позитивизм, материализм, а также атеизм и реализм, значительно схематизировавшие философское, нравственное и эстетическое миросозерцание русской интеллигенции второй половины XIX в.
На первый план культуры стали выдвигаться задачи:
- творческого
самосознания художников и
- творческого переосмысления и обновления ранее сложившихся культурных традиций;
- русской
демократической общественной
- что
же касается самих принципов
русской демократической
- официальных
канонов православия, которому противопоставлялась
«творчески понимаемая»
- устоявшихся
школ в искусстве –
Таким образом, возникла почва для нового культурного синтеза.
Русский «ренессанс» отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на вопросы российской действительности, пытаясь соединить несоединимое материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.
Заключение:
Период с конца XIX века до начала Мировой войны вошел в историю как «серебряный век русской культуры». «Серебряный век» имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью. Именно на рубеже веков в искусстве развиваются процессы, которые приводят к формированию типа массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Уходили в прошлое жизнеподобная опера, жанровая живопись. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, живопись, новый балет, театр, архитектурный модерн. Начало ХХ века отложилось на библиотечных полках многими высококлассными образцами книжного искусства. В живописи большое значение имело объединение «Мир искусства», ставшее художественным символом границы двух веков. С ним связан целый этап в развитии русской живописи. Особое место в объединении занимали М.А.Врубель, М.В.Нестеров и Н.К.Рерих. Важной чертой развития культуры «серебряного века» является мощный подъем гуманитарных наук.