Серебряный век русской культуры, черты эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

Содержание

Введение 3
1 Русская культура «серебряного века» 4
1.1 Развитие науки 4
1.2 Образование и просвещение 7
1.3. В поисках общественного идеала 10
1.4 Литература 14
1.5 Живопись 19
1.6 Театр и музыка 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Русская культура СВ.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Постановки В. Э. Мейерхольда  и Е. Б. Вахтангова   заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, они пытались воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются положения теории и педагогики.

Сохраняя верность общим  законам искусства переживания  и органике актерского существования  в образе, Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» — рампы, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности

Вахтанговская формула  «фантастического реализма», новые  выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном  решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века

В.Мейерхольд развивал символическую  концепцию «условного театра» После 1917 возглавил движение «Театрального  Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-1938 руководил театром в Москве (с 1923 Театр имени Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма.

Заключение

 

 

   Тема  «Культура Серебряного века»  неисчерпаема. Это сотни замечательных  имен, десятки течений, направлений.  В эпоху «Серебряного века»  получили  новое развитие многие области человеческой деятельности, но также возникли и совершенно новые проявления человеческого разума. Возник кинематограф, человек стал осваивать воздушное пространство, поставил себе на службу электромагнитные волны.  

 Бурному развитию  культуры на рубеже веков, безусловно, способствовала демократизация общества и стремление к просвещению.  Дух свободы, отсутствие ограничения творчества, даже некоторая деидеологизация – все это способствовало возникновению такого множества течений, что часто доходило даже до абсурда. Но время всегда расставляет все по местам, и истинные ценности остаются на века, а герои не умирают. 

 К сожалению, Великая  Октябрьская Революция мало способствовала  дальнейшему развитию свободной  мысли. Судьбы многих гениев  Серебряного века сложились трагически: те, кто не смог или не пожелал творить по правилам социалистического реализма, вынуждены были иммигрировать и скитаться по чужбинам. Очень многие были репрессированы и закончили свою жизнь в ГУЛАГе, остальным пришлось изменять своим идеалам и приспосабливаться к новым условиям, что тоже, как правило, приводило к трагическому финалу.

Сегодня из "зоны забвения" возвращаются имена "потерянных россиян". Этот процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные библиотеки.

Таким образом, блистательный "серебряный век" завершился массовым исходом его творцов из России. Однако "распавшаяся связь времен" не разрушила великую русскую культуру, многогранное, антиномичное развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые, порой взаимоисключающие тенденции истории 20 века.

Список использованной литературы

 

1.Асафьев Б. Русская живопись. Л.-М.: Искусство, 1966г.

2.Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре,1990г.

3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001г.

4.Данилов А.А. История России, ХХ век: Учебник для  9кл. М.: Просвещение,2001г.

5.Л.А Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998

6.Серебряный век. Мемуары. (Сборник) Сост. Т.Дубинская-Джалилова. – М.: Известия, 1990г.

7.Серебряный век русской поэзии. Сост., вступ. ст., примеч. Н.В.Банникова; - М.:Просвещение, 1993г.

8.Школа классики: Серебряный век. Поэзия. – Москва, 1998г.


Информация о работе Серебряный век русской культуры, черты эпохи