Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:20, реферат
Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему. Еще Гете отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и порождающие печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым -фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый – с зеленью, голубо-зеленый - с водою, оранжевый - с пламенем и т.д.
Введение 3
Происхождение слова «цвет - янь сэ» 4
Цвета и теория пяти первоэлементов (стихий) 4
Стандартные цвета 4
Цвет и времена года 5
Цвета в живописи и поэзии 5
Цвет в обыденной жизни 6
Строения 7
Керамика 7
Китайская традиция 7
Символическое значение цвета в китайской метафизике 8
Символика цвета в Китае 11
Литература 14
Содержание
Введение 3
Происхождение слова «цвет - янь сэ» 4
Цвета и теория пяти первоэлементов (стихий) 4
Стандартные цвета 4
Цвет и времена года 5
Цвета в живописи и поэзии 5
Цвет в обыденной жизни 6
Строения 7
Керамика 7
Китайская традиция 7
Символическое значение цвета в китайской метафизике 8
Символика цвета в Китае 11
Литература 14
Каждый цвет определенным
образом воздействует на человека.
Действие цветов обусловлено, с одной
стороны, непосредственным физиологическим
влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями,
которые цвета вызывают на основе предшествовавшего
опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие,
напротив, успокаивают нервную систему.
Еще Гете отмечал действие цветов на настроение
и делил с этой точки зрения цвета на возбуждающие,
оживляющие, бодрящие и порождающие печально-беспокойное
настроение. К первым он относил красно-желтые,
ко вторым -фиолетовые. Промежуточное
место он отводил зеленому цвету, который
способствует, по мнению Гете, состоянию
спокойной умиротворенности. Известную
роль в этом эмоциональном воздействии
цветов играют, по-видимому, и ассоциации:
голубой цвет ассоциируется с цветом голубого
неба, зеленый – с зеленью, голубо-зеленый
- с водою, оранжевый - с пламенем и т.д.
Цвета производят определенное физиологическое
воздействие человеческий организм. Французский
невропатолог Ч. Фере отметил, что показания
динамометра, определяющего сжатием руки
мускульную силу, изменяются при различных
условиях освещения. При кратковременной
работе производительность труда увеличивается
при красном свете и уменьшается при синем;
при длительной работе производительность
труда увеличивается при зеленом цвете
и снижается при синем и фиолетовом. Экспериментальные
исследования В. М. Бехтерева, И.Н.Спиртова
и других, установили возбуждающее и угнетающее
действие различных цветов, в связи, с
чем Бехтеревым была поставлена задача
использования терапевтического эмоционального
воздействия цветов на психическое состояние
душевнобольных. Ф. Стефанеску-Гоанга
установил, что при действии пурпурного,
красного, оранжевого, желтого цветов
учащается и углубляется дыхание и пульс,
а при действии зеленого, голубого, синего
и фиолетового цветов возникает обратное
действие. Следовательно, первая группа
цветов является возбуждающей, а вторая
- успокаивающей. По замечаниям художников
и искусствоведов, красный цвет - возбуждающий,
согревающий, оживляющий, активный, энергичный,
очень богат ассоциациями; оранжевый -
веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий
радостность желтого с возбуждением красного;
желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный,
несколько кокетливый; зеленый - спокойный,
создает приятное (уютное) настроение,
очень богат ассоциациями; синий - спокойный,
серьезный, нежный, печальный, тоскливый,
мирный, сентиментальный; фиолетовый цвет
соединяет эмоциональный эффект красного
и синего цветов – одновременно притягивающий
и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий
тоску и грусть. Цветам свойственна определенная
выразительность. Выразительность цвета
не есть результат ассоциации и не перенос
символики цвета, а качество, принадлежащее
самому цвету. Выразительность в значительной
степени зависит от установки испытуемых.
В современном китайском языке янь сэ означает цвет, но в древнем Китае оно значило «выражение лица». Янь – это место между бровями, а сэ – это ци (энергия). В комментариях известного ученого Дуань Юйцая говорится: «Стыд, сожаление, радость и беспокойство обозначаются словом янь сэ, потому что сердце человека получает ци, которая достигает бровей». Только лишь при династии Тан (618 - 907) «янь сэ» приняло значение «цвет».
Примерно пять тысяч лет тому назад, в период Хуан Ди (Желтый император), только один цвет был почитаем в народе. После Хуан Ди императоры определили символичность разного цвета в соответствии с теорией пяти первоэлементов.
Пять первоэлементов – это вода, огонь, дерево, металл и земля, чему соответствует цветам: черный (хэй), красный (хун), сине-зеленый (цин), белый (бай) и желтый (хуан). Древние китайцы считали, что пять первоэлементов – источник всего в природе.
Так как пять первоэлементов – основа всех вещей, их цвет также исходит от них же. Основываясь на понятии, что «цвет именно в них, а черный и белый – первоцвета», люди установили последовательную связь между цветом и принципом пяти первоэлементов, что согласуется с движением Небес и Небесного Дао. Люди стали выбирать цвет одежды, пищи, способ передвижения и жилище в зависимости от времени года, что также соответствует теории пяти первоэлементов.
Китайская традиция считает пять цветов: черный, красный, сине-голубой, белый и желтый образцовыми. В книге (Книга Перемен) черный цвет считается цветом Небес. Выражение «Небеса и Земля» таинственного черного цвета уходит корнями в древние верования, для которых черный цвет неба слыл загадочным черным цветом. Они верили, что Тян Ди (Небесный император) пребывает на Северной звезде. Как следствие, для древних китайцев черный цвет был царем всех цветов. В древнем Китае изображение Тайцзы черного и белого цвета означало единство Ян и Инь.
В теории пяти первоэлементов белый цвет соотносится с золотом, что свидетельствует о том, что китайцы в старые времена почитали белый цвет как символ чистоты. Это ставит его в разряд цветов, отражающих природу чистоты, сияния и полноты. Желтый цвет – это цвет земли, символизирует центр. В Китае есть выражение «Желтый цвет порождает Инь и Ян», подтверждающее, что желтый цвет - главный среди всех остальных. Желтый цвет – это праведный цвет, определенный в самый центр, поэтому он нейтрален. Стоящий над коричневым, он отмечается как самый красивый.
Сине-зеленый цвет символизирует весну, время, когда все наполнено силой и жизненностью. Во времена, предшествовавшие царству Цинь (221 – 210 до н.э.), отмечается тенденция к разделению цветов. Для поддержания обряда церемоний династии Чжоу (1027 – 249 до н.э.) Конфуций дал желтому, сине-зеленому, белому, красному и черному определение - «образцовые высшие цвета». Он связал пять цветов с доброжелательностью, добродетелью, любезностью и ввел их в обряд официальных церемоний.
Красный цвет символизирует для китайцев удачу и радость. Это цвет особенно почитался при династии Чжоу. Лао-цзы, с другой стороны, говорил, что «пять цветов делают человека слепым», поэтому школа Дао выбрала своим символом черный цвет.
В те времена каждому времени года и географическому направлению были приписаны свои цвета. Весна была представлена сине-зеленым солнцем, ее главный дракон-хранитель был такого же цвета и его направлением был Восток. Лето представляло красноватое солнце, которое охраняла стрела, а его направлением был Юг. Осень имела белый цвет, ее охранял тигр, а направлением был Запад. Зима представлялась черной, ее охраняла черная черепаха, и направлением был Север. Желтый цвет имел особое символическое значение, он был в Центре, он был центром всех пяти цветов и символизировал цвет земли.
В 211 году до н.э. Цинь Ши-хуан объединил Китай. Он придерживался традиций предков. Он наблюдал за вещами, выискивал символику, выделял черный и белый цвета и уважительно относился к достоинствам воды. Он определил октябрь началом зимы с черным цветом. Когда Цинь Ши-хуан занял трон, цвет одежд и знамен стал черным.
В китайской живописи привлекательность произведения определялась глубиной и насыщенностью туши. Эта техника носит название «пятицветная тушь» и «излучение сверкания, не используя яркие цвета».
Художественная ценность зависела от насыщенности или тонкости слоя туши. Фраза «пятицветная тушь» относится к пяти типам тени: цвета золы, пепельная, тонкая и светлая. В глазах художника вода совершенно меняет свой цвет в разные времена года. Он зеленый весной, сине-зеленый летом, темно-зеленый осенью и черный зимой.
Традиционная китайская живопись использовала самую богатую цветовую гамму. Стиль придворной живописи часто зависел от цвета краски добытой из таких различных минералов, и имел названия: ши цин (лазуритовый), ши лу (зеленый минерал), сы хуан (желтый минерал), чжу ша (киноварь), янь чжи (кошениль), цянь фен (свинцовый порошок), и ни цзинь (золотистая краска). Эти великолепные цвета обладают лучистостью. Древние китайцы были искусными мастерами по получению красок из минералов и растений. Это объясняет богатство и разнообразие их красочного мира.
Китайская поэзия и живопись имеют один исток. Их взаимоотношения часто описываются так: «живопись цитирует стихотворение, а поэма рисует картину». Стихи часто наполнены трепещущим цветом, а многие поэты были большими мастерами в выражении словами оттенков цвета. Поэт Цуй Ху создал с помощью цвета великолепную высокохудожественную вещь.
Вот отрывок из его стихотворения: «В прошедшем году красота и цветы персиков передавали друг другу отблеск красного цвета». Поэт Бай Цзюйи написал в «Стихах на берегу реки Му» - «Вода вся покрыта трепещущими волнами под лучами заходящего солнца, шепчущая вода обретает красный оттенок». Оба отрывка рисуют образ красоты с помощью цвета, они высоко ценятся читателями уже тысячи лет. Такие стихи бесчисленны в китайской культуре.
Начиная с династии Цинь, цвет постепенно приобретает декоративную функцию. После династии Хань желтый цвет становится императорским, символизируя придворную жизнь, а своим сверканием и игрой светотени напоминая золото. Простые люди не имели права носить желтое платье. Через все династии проходит традиция, предписывающая людям разного ранга иметь одежду разного цвета.
В целом, все люди относили пять второстепенных цветов к пяти второразрядным низшим. При династии Хань ярко фиолетовый считался чрезвычайно драгоценным и редким и мог использоваться для одежды чиновников выше пятого класса. Этот цвет очень любили при дворе. Фиолетовая окантовка одежды считалась очень элегантной.
Государство Ци получило особую
известность за яркую расцветку
одежды и шелка. Многие вещи, извлеченные
из древних захоронений при
Многие современные иероглифы, описывающие оттенки цвета, содержат корень иероглифа, обозначающего шелк. В труде Шуо Вэн Цзе Цзы (Пояснение иероглифов и выражений) используются 24 иероглифа для описания расцветок шелковой ткани: красный, зеленый, фиолетовый, глубокий красный (малиновый), сверкающий красный, темно-красный (темно-фиолетовый), светло-голубой, оранжево-красный, белый и т.д. Все эти оттенки цвета показывают, насколько было развито производство шелковых тканей в древнем Китае.
В устройстве города, стен и картинах использовалась широкая цветовая гамма. К примеру, после династии Мин (1368 - 1644) исключительно члены рода близкого императору имели право жить в домах с красными стенами и крышами, покрытыми желтой черепицей. Дома простых людей должны были строиться из голубого кирпича с крышами из голубой черепицы. Однако цвета балок и колонн были очень богаты. Большое число зданий было окрашено в белый цвет, и имело черную черепицу.
Более интенсивную и разнообразную
окраску имели изделия из керамики
и лака. Изобретенные разнообразные
покрытия придавали изделиям блеск
и глянец. От знаменитых Тан-Сан-цай
(трехцветные лаковые керамики династии
Тан) до пятицветных лаковых
Цветные древние китайские керамики и черная керамика явились первым прорывом в технологиях древней китайской керамики. Китайские лаки и ткани также представляют собой выдающиеся образцы великолепной раскраски. В эпоху Воюющих царств (Сражающиеся царства) лаковые изделия достигли небывалой высоты.
В народной китайской традиции культура использования цвета еще богаче. Желтый цвет принадлежал императорам. Императорские дворцы, алтари, храмы часто были окрашены в желтый цвет. Желтый цвет также представлял свободу от людских забот и тревог. Этот цвет также был уважаем в буддизме. Одежды монахов и храмы окрашены в желтые цвета.
Красный цвет очень любим китайцами. Он обязателен при встрече Нового года, на празднествах, собраниях. Пурпурный цвет указывает на добрые предзнаменования и соответствует торжествам. У китайцев существует такое выражение: «пурпурные воробьи на балках приносят грязи за двоих, прилетая и улетая». Цвет траура – белый. Китайцы в старые времена носили белые одежды и головной убор, когда оплакивали своих мертвых. Эта традиция сохранилась до наших дней.
Очевидно, что в китайской культуре взаимосвязь цвета и ремесла, цвета и искусства, цвета и поэзии, красок и обрядов была неразрывной и очень сильной. В новые времена, особенно после мрака культурной революции, красный цвет начал ассоциироваться с цветом крови, насилия, грубых действий и опасности.
Символическое значение цвета в китайской метафизике
Красный. Символизирует удачу, тепло, известность, силу. Это цвет жизни, радости и любви. Он помогает отразить злые мысли, поэтому традиционный наряд невесты в Китае - красный. Древнерусские невесты не исключение. Всем известно, что на Руси было принято выходить замуж в красном сарафане. Красный цвет позволяет произвести много энергии. Его ассоциируют с Янской энергией. В одежде красного цвета в Китае принято встречать Новый год. Поскольку зимой избыток иньской энергии, то красный цвет поможет добавить ян и достигнуть гармонии и баланса.
Оранжевый. В Китае символизирует
надежду на счастье и процветание.
Оранжевый цвет стимулирует общение
и убирает агрессию. Но этот цвет
позволяет управлять и