Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 05:01, дипломная работа
Цель исследования - изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых центров, разработать проект программы.
Задачи исследования:
Определить сущность и функции досуга молодежи.
Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга.
Определить пути совершенствования деятельности культурно- досугового центра по организации молодежного досуга.
Разработать проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 годы"
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо подчеркнуть, что сфера отдыха и досуга россиян тесно связана как с устоявшимися традициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися перед населением в условиях рыночной экономики. Это и новые способы общения, рекреации, развлечений; и новые технологии, завоевывающие Россию и распахивающие перед ее гражданами прежде закрытые границы в остальной мир; и глобальная индустрия досуга, тиражирующая массовую унифицированную культуру.
Начнем с того, что подавляющее большинство россиян находится в разветвленной системе надежных родственно-дружеских контактов, живет с ощущением удовлетворенности возможностями общения, уверенностью в потенциальной поддержке близких в случае необходимости (когда есть, на кого положиться) и в состоянии психологического комфорта без ощущения одиночества. Только 14% молодых людей и 12% старшего поколения заявляют, что не могли бы обратиться в случае необходимости к своим знакомым, родственникам, друзьям или коллегам и получить от них реальную помощь в решении сложных житейских проблем (таких, как протекция при устройстве на работу, улучшение жилищных условий, вопросов социализации детей, материальной помощи и т. п.). Практически все без исключения россияне включены в неформальные социальные сети, и общение как таковое для них крайне значимо. При этом не имеет значения возраст респондента - все они одинаково открыты для общения, чем зачастую и заполняют свое свободное время. И только 2%-3% взрослых и около 2% молодежи заявляют, что одиноки и ни с кем не общаются. Причем это долговременная тенденция, характеризующая общепринятый для россиян образ жизни (см. приложение № 1).
Приведенные данные демонстрируют, что подавляющее большинство населения живет с ощущением удовлетворенности интенсивностью своих социальных контактов. Однако только ли традиции повсеместного общения (в гостях, на даче, на природе, просто на тусовке себе подобных) характеризуют исконно российский стиль «отдохнуть». Это всего лишь одна, хотя и немаловажная из его черт. Но вполне понятно, что многим подобное сверхобщение может быть это просто незачем и некогда.
Люди часто предпочитают отдыхать дома и поэтому самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома являют собой самый «простой» тип досуговой активности. Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, самообразованием, хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент. Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга все-таки более разнообразен и интересен, чем простое потребление телевидения и домашние хлопоты, и он в целом более «традиционен» для России, поскольку именно его на самом деле практикует подавляющее большинство населения (заметим — населения в целом). Причем в последнее время у людей появляется все больше возможностей для дальнейшего обогащения домашнего досуга (Интернет, DVD, МРЗ, спутниковое телевидение, разнообразный ассортимент печатной продукции и т. п.), что, безусловно, отражается на структуре и качестве свободного времени, заметно расширяя потребительско-развивающую часть в жизни людей. Поэтому даже «традиционный» домашний досуг, столь привычный многим, уже не столь традиционен, как он был несколько лет назад.
Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности досуга, важным условием высокого качества жизни. Именно последнее условие характеризует положение и устремления средних классов в любой развитой стране мира, и именно этот фактор, по данным наших предыдущих исследований, оказывал наиболее существенное влияние на выбор молодежью как наиболее восприимчивой и динамичной группой стиля общения, развлечений, рекреации, направленных преимущественно на внедомашнюю досуговую активность. Уже по данным приведенной таблицы явно прослеживается, что общение более молодых слоев населения простирается дальше традиционного семейно-родственного круга, и здесь заметно чаще присутствуют люди, с которыми молодежь вместе развлекается, социализируется, имеет общие интересы.
Так чем отличается молодежь от представителей более старших поколений? Какие виды досуга и отдыха наиболее привлекательны и распространены именно в молодежной среде на сегодняшний день? (см. приложение № 2).
Сразу становится очевидно, что молодежный досуг обладает ярко выраженной спецификой на фоне предпочтений их родителей. И если в элементах «просто» отдыха поколения остаются во многом схожи, что естественно, исходя из большинства устоявшихся традиций просмотра телевидения, общения с друзьями, ничегонеделания или помощи родителям по хозяйству, если попросят), то по многим другим избираемым способам проведения свободного времени молодежь явно опережает своих родителей. Прежде всего, это касается посещения ночных клубов, молодежных дискотек, музыкальных тусовок (здесь разрыв десятикратный), увлечения спортом, компьютером, посещения кафе, баров и ресторанов. Не слишком-то современную молодежь привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам, как впрочем и политика - на этом мы намерены остановиться чуть позже). Однако и их родители пока не слишком-то рьяные участники формирующегося гражданского общества.
Тем не менее, надо подчеркнуть, что приверженность определенным формам заполнения свободного времени и выбор модели социального участия зависят не только от моды или общепринятых вкусовых стандартов, но и от культурного потенциала людей, в частности многие вкусы и запросы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. То, что могло бы исходить от старшего поколения в качестве положительного примера, не всегда с успехом культивируется поколением"next". Очевидно, что молодежь реже, чем их родители, читает книги, не стремится к дополнительному самообразованию (хотя в основном это учащиеся и студенте), не составляет основной аудитории музеев, театров и серьезных концертных залов. Проведенное межпоколенческое сравнение указывает, что в основе досуговой активности определенной доли российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения.
Тем не менее, это далеко не всегда так. Молодежь, как и все социальные слои, не является чем-то гомогенным, полностью стандартизированным. Если рассмотрим развитие форм молодежного досуга в динамике, то отметим, что с течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняющие свою значимость и сегодня.
Активный досуг, о котором идет речь как о параметре качества жизни, начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. Одних увеселительных мероприятий для этого явно недостаточно. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ресторанов, кафе и т. п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» внедомашний тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен для наиболее продвинутых социальных слоев, включая образованную и социализированную молодежь.
За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. За последние несколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость таких средств массовой информации как радио и периодическая печать, возрос интерес к телевидению, опережающими темпами в подгруппах до 26 лет растет популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. В среднем каждый третий молодой россиянин в настоящее время заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми (что почти в пять аза больше по сравнению с 1996 годом). То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации - интерес к этим формам заполнения досуга за последние годы тоже постепенно повышается.
В целом можно сказать, что российская молодежь почти полностью овладела компьютерной грамотностью (во многом благодаря урокам информатики в средней школе) и готова применять свои знания на практике, причем не только в игровых, но и в учебных целях. Всего 16% опрошенных молодых россиян заявили, что они не владеют компьютером (для сравнения - среди поколения «отцов» таких в 2011 году было не менее 40%, а если говорить про ситуацию десятилетней давности - то и все 65%). Кстати, и каждый третий молодой человек в 1996 году признавался, что не знаком с компьютером даже на уровне простого пользователя. Наиболее депривироваными с точки зрения доступа к освоению компьютерной техники на сегодняшний день остаются традиционно слабые группы российской молодежи: жители села и представители бедных семей.
Молодые респонденты, прямо заявляющие, что для работы им компьютер не нужен, в половине случаев им пользуются либо дома, либо у друзей, либо в Интернет-кафе. Явно они это делают в целях обогащения и разнообразия собственного досуга. К тому же и каждый третий взрослый заявляет, что пользуется компьютером время от времени, хотя либо уже не работает (что чаще всего), либо его работа не требует компьютерных навыков. Таким образом новые информационные технологии (спутниковое и кабельное телевидение, а для наиболее продвинутых и Интернет) «сделали свое дело» - люди перестали комплексовать по поводу того, что они чего-то не увидят, не услышат или не прочитают, поскольку все само приходит к ним в дом через новые средства массовой телекоммуникации. И это еще одна характерная черта новых способов досуговой активности. Кстати сказать, проблема массового потребления культурных ценностей и унификации способов проведения свободного времени - это не только проблема России, поскольку весь мир живет в эпоху глобальных изменений, где новые технологии диктуют свои правила игры.
К тому же молодежь по-прежнему активно смотрит все более разнообразные телевизионные программы (телевидение, как и в традиционные времена, один из самых предпочтительных способов заполнения свободного времени, а в последние годы его популярность у молодого поколения даже несколько возросла). Что смотрит молодежь (а заодно и их родители), будучи привержены тому или иному виду досуга? (см. приложение № 3).
Как видим, далеко не вся молодежь забывает о своих культурных или исторических корнях, а та ее часть, которая отличается социальной активностью, вполне интеллектуальна и избирательна в своих предпочтениях (здесь высок интерес к шедеврам высокого кино, а по пристрастиям к зарубежной киноклассике они даже опережают своих более старших сограждан). Ничуть не меньше остальных их интересуют передачи научно- популярного жанра, программы о мире, в котором мы живем, они постоянно хотят быть в курсе новых событий и отсюда их интерес к информационному вещанию. К сожалению, не слишком велик интерес (впрочем, у всего населения) к российской культуре, однако ее возрождение - дело будущего. Российская молодежь по-своему старается постигать мир, в том числе и через новые возможности телекоммуникации, однако это не означает, что вся она бездумно помешана на музыке, развлекательных шоу и дешевых телесериалах.
Однако иметь много свободного времени и достойно его проводить не всегда у всех получается. Дело в том, что в настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается в связи с повышением учебной нагрузки и ответственности за будущую карьеру. Это только повышает ценность свободного времени как такового, о чем многие прямо заявляют при ответе на вопрос о том, удается ли иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие. Пока российская молодежь не слишком удовлетворена своими возможностями в этой сфере жизни (считают, что смогли этого добиться не более 10% опрошенных), однако надежды на то, что можно будет позволить себе полноценный досуг и отдых когда-нибудь в будущем не теряет порядка 46% молодежи и только 16%) заявляют, что им это в принципе не нужно.
С другой стороны, необходимо обратить внимание и на прямо противоположную тенденцию, определяющую специфику молодежного досуга. В связи с увеличением продолжительности периода получения образования, молодежь (и в первую очередь, представители молодого среднего класса, формирующие костяк студенчества), имеет гораздо больше свободного времени, чем их отцы, что влияет на стиль их жизни, напрямую связываемый и диктуемый досугом. Не секрет, что жизнь молодежи в известном смысле организована вокруг досуга, причем именно вне домашнего.
Какие здесь наблюдаются изменения в связи с течением времени? Какова в целом динамика досуговых предпочтений молодого поколения за последние несколько лет, наблюдаются ли определенные типологические сдвиги, и если да, то какой характер они носят? (см. приложение № 4).
За прошедшие 15 лет мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. Это касается, прежде всего, тех самых форм внедомашнего досуга, который так популярен среди современной молодежи и характеризует активный тип социальной жизни. Как уже говорилось, произошел троекратный рост в процессе использования компьютерной техники в бытовых и информационных целях, в два раза возросли занятия спортом, фитнесом, тренировками, в два раза чаще молодые россияне стали посещать концерты, кино, театры и практически на порядок чаще они стали проводить свое свободное время в ночных клубах, дискотеках, кафе-барах. Даже по таким традиционным досуговым пристрастиям как современная музыка и интерес к телевидению ощущается заметный рост.
Тем не менее, не стоит переоценивать динамику досуговой активности российской молодежи, поскольку, во-первых, досуг и социальная жизнь молодого поколения сильно отличаются от досуга и социальной жизни «поколения отцов». И в первую очередь это касается внедомашней досуговой активности. Развлекательное, рекреационное, культурное времяпровождение вне дома в российских условиях становится преимущественно «молодежным». Существенно реже старшее поколение посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан
И во-вторых, у российской молодежи по-прежнему отсутствует такой важнейший компонент гражданской позиции как активное социальное и общественное участие (хотя даже в традиционном аутсайдере форм проведения свободного времени - политике - заметны хоть крайне незначительные, но подвижки).
Поэтому пока не стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи. А надо сказать, что она занимает гораздо более важное место в социальной жизни молодежи развитых западных стран (например, если в клубной деятельности, диспутах, общественных ассоциациях регулярно участвуют не менее 30%-40%английской молодежи до 30 лет, то у россиян в целом этот показатель не превышает 2%-3%; если кружки, самодеятельность, встречи по интересам в свободное время посещает около 20% молодых англичан, то показатели российской молодежи - 1,5%-2% и т. п.). Пожалуй, только в культурном, развлекательном и спортивном участии российская молодежь несколько приблизилась к стандарту молодежи развитых западных стран. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только в самой молодой (преимущественно студенческой) среде и прекращается вместе с выходом из этого статуса и возраста. Многие виды гражданского участия в молодежном досуге практически стремятся к нулю - например, политическая, общественная или религиозная деятельность очень слабо отражены в повседневной жизни молодых россиян (и интерес к ним фактически не растет с течением времени).