Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 05:01, дипломная работа
Цель исследования - изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых центров, разработать проект программы.
Задачи исследования:
Определить сущность и функции досуга молодежи.
Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга.
Определить пути совершенствования деятельности культурно- досугового центра по организации молодежного досуга.
Разработать проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 годы"
Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая все более негативный характер. В частности «идолы потребления» (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи...) вытеснили собой на теле/ кино/ видеоэкранах «идолов производства». Репертуар телевидения конца 20 - начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика.
В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.
В период экономических реформ сменились ценностные ориентиры молодежи. Для молодого сельского человека уровень значимости Дома культуры в данное время зависит от того, что он может предложить для раскрытия личности. В этой связи клубные специалисты должны сосредоточить внимание на проблемах молодежного, подросткового досуга, определить приоритетные направления, выделить наиболее перспективные формы и методы свободного времени.
Приобщение подростков к культурной деятельности - одна из главных задач учреждения культуры в организации досуга молодежи.
Дом культуры здесь выступает как центр культурной жизни. Поэтому удовлетворенность молодых сельских жителей качеством досуговых услуг может служить одним из критериев эффективности работы клубного учреждения.
Исследование проводилось с 10-14 января 2012 года в селе Эйлиг-Хем Улуг-Хемского района Республики Тыва. На молодежной дискотеке было опрошено 120 человек. Основной целью исследования - выявления ценностных ориентиров и потребностей и проблемы молодежи организации их досуга.
Методом анкетирования в среде молодежи мы попытались выявить ценностные ориентации, а также факторы отчуждения молодых людей от Дома культуры. Для сравнительного анализа из всего комплекса вопросов исследования мы выбрали 12 наиболее актуальных вопросов. Сделав выводы социологических исследований по этим вопросам, можно увидеть более- менее реальную, объективную картину в сфере социально-культурной деятельности клубного учреждения. Исходя из этих данных, можно будет прогнозировать дальнейшее развитие клубного учреждения по работе с молодежью.
Результаты эмпирических исследований показали:
мероприятия для Вашего возраста?
Это положение мы можем проследить на диаграмме 1.
Приобщение подростков к культурной деятельности - одна из главных задач культучреждения в организации досуга молодежи. Уровень приобщенности зависит от частоты проведения мероприятий, посещения клуба. Результаты исследования свидетельствуют о том, что мероприятия для их возраста проводятся «не так часто» (45%), «крайне редкое» проведение мероприятий отмечают 34% респондентов, а 13% считают, что мероприятия не проводятся. Значит, их интересы обойдены клубным учреждением.
2.Участвуете ли Вы в кружках художественной самодеятельности?
1. Да - 16%
2. Раньше участвовали, теперь нет - 21%
3 .Есть желание участвовать
– 23%
Самым значимым мотивом непосещения клуба является несовпадение интересов молодых людей с тем, что предлагает учреждение культуры.
Исследование выявило, что в кружках художественной самодеятельности участвует всего 16% респондентов, а вместе с тем, 23% опрошенных ребят изъявили желание участвовать. Более 21% молодых людей отметили, что «раньше участвовали, теперь нет» (см. диаграмму №2).
3. Ваше любимое занятие, творческое увлечение в свободное время?
1. уход за животными - 66%
2. снимать фильмы на видео- 48%
3. занятия спортом - 68%
4. коллекционирование - 51%
5.другое-
В разряд любимых занятий, творческих увлечений в свободное время молодежь, подростки относят «уход за животными» (66%), снимать фильмы на видео (48%), занятия спортом (68%), коллекционирование (51%), другое (4%>) (см. диаграмму №3).
Более 50% опрошенных испытывают интерес к эстрадным танцам, домашнему дизайну, но и в этом направлении пока нет в клубных учреждениях, ни кружков, ни объединений. Это свидетельствует о неготовности СДК создать полноценные условия для любительской деятельности молодых людей.
4. На вопрос
анкеты, «какие интересы появились
у Вас за последний год?»
к художественной самодеятельности - 41
к технике - 46%
желание заниматься в любительских объединениях (самодеятельных композиторов) - 40%
27% респондентов назвали
интерес к современным танцам,
41% - к художественной
Более 50% опрошенных испытывают интерес к эстрадным танцам, домашнему дизайну, но и в этом направлении пока нет в клубных учреждениях, ни кружков, ни объединений. Это свидетельствует о неготовности РДК создать полноценные условия для любительской деятельности молодых людей.
5. В качестве организатора, каких мероприятий проводимых ДК мероприятий хотели бы выступать?
праздников, вечеров - 67,6%
конкурсов - 65,3%
КВН-41,8%
озеленении территории клуба - 25.
Диаграмма №5.
Организатор праздников,вечеров
67,6
Организатор конкурсов
65,3
Организация выставок
41,8
Озеленение территории клуба
25,3
О 10 20 30 40 50 60 70 80
Клубные мероприятия носят зрелищный характер, в то время как основные потребности в досуговое время связаны с желанием участвовать лично.
Исследование также выявило, что одна из наиболее значимых потребностей молодежи в самоутверждении не удовлетворяется. Подростки в возрасте 10-15 лет - это наиболее активные сельские жители. Значительная их часть выражает готовность принять участие в качестве организаторов праздников, вечеров (67,6%), конкурсов (65,3%), в организации КВН (41,8%), в озеленении территории клуба (25,3%) (см. диаграмму № 5).
РДК, имея реальные условия для развития социальной активности молодых людей, не в полной мере выполняет свои функции. Для решения данной проблемы организаторам досуга недостает элементарной информированности.
6. Каким видом
творчества хотели бы
1. прикладным видом творчества - 58%
2. исполнительским творчеством (пение, танцы, игра на муз. инструментах, театр) - 39%
3. занятие в любительских объединениях ( садоводство, кройки и шитья, цветоводство) - 55%
4. спортом - 70%
Несуетливая сельская жизнь формирует в подростках такие качества, как трудолюбие, порядочность, умение преодолевать жизненные трудности. РДК должен помочь молодому человеку раскрыть в себе потенциальные возможности, выразить их в рисунке, лепке, танце, песне, в любом другом творчестве.
Культурные запросы большинства респондентов, как выявило исследование, весьма значительны. Подростки(58%) проявляют наибольший интерес к прикладным видам творчества, 39% респондентов выражают готовность заниматься в свободное время исполнительским творчеством: пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, театральным жанром; 55% - в любительских объединениях: садоводов, цветоводов, кройки и шитья. Значительная часть (70%) респондентов хотела бы заниматься спортом, туризмом, ухаживать за животными (см. диаграмму №6).
Но, к сожалению, в клубных формированиях участвует всего лишь от 5% до 7% молодых людей. Тогда как число желающих заниматься каким- либо видами творчества в 8 раз превышает число занимающихся в клубных учреждениях. Набор досуговых услуг в РДК крайне ограничен.
Появляется противоречие между потребностью в творческой деятельности и отсутствием возможностей для ее осуществления.
7.Что необходимо сделать, чтобы жизнь в райцентре стала интереснее?
Получены следующие ответы: проводить КВН, шоу для молодежи (63%), проводить конкурсы среди семей (78%),проводить игровые мероприятия (86%), организовать кружки художественной самодеятельности (57%>), клубы по интересам (70%), благоустроить территорию клуба (10%) (см. диаграмму №7).
Это свидетельствует о том, что есть значительные резервы в изменении содержания досуга подрастающего поколения.
8. Мог бы РДК помочь Вам в выборе профессии?
1. да - 14%
2 нет - 86%
положи тельный 14%
На вопрос «Мог бы РДК помочь Вам в выборе профессии?», к сожалению, лишь 14% респондентов дали положительный ответ. Это можно объяснить, незначительным перечнем предлагаемых услуг.
К тому же следует отметить, что работники культуры, в частности, в работе с подростками, не ведут учет интересов молодых людей (см. диаграмму №8).
9. Чем обусловлен выбор места проведения досуга?
широким и разнообразным ассортиментом услуг - 14%
высоким качеством обслуживания - 39%
удобным расположением учреждения - 28%
Широким и разнообразным ассортиментом услуг ответили 14%, высоким качеством обслуживания - 39%, удобным расположением учреждения - 28%, других альтернативных вариантов нет - 19%.
10.Как часто Вы посещаете Дом культуры?
1 .постоянно - 64%
один раз в месяц - 14%
один раз в 2-3 месяца -17%
реже одного раза в полгода - 5%.
Диаграмма №10.
Категория 4
Категория 3
Один раз в 2-3 месяца
Реже одного раза в полгода
О 10 20 30 40 50 60 70
Постоянно ответили 64%, один раз в месяц - 14%,один раз в 2-3 месяца -17%), реже одного раза в полгода - 5%.
11.Где Вы предпочитаете проводить досуг?
в школе - 38,8%)
в Доме культуры - 10,7%
в читальном зале - 17,9%
на улице - 14,3%
в спортзале - 7,1%
в театре - 7,1%
в музее - 7,1%.
В школе - 38,8%, в Доме культуры - 10,7%), в читальном зале - 17,9%, на улице - 14,3%), в спортзале - 7,1%, в театре - 7,1%, в музее - 7,1%.
Итак, в ходе исследования установлено, что у большинства подростков складывается позитивное отношение к организационному досугу. Но очевидна необходимость улучшения содержания изменения мотивации и степени удовлетворенности от участия в ней. Существенной причиной является отставание сложившихся форм работы от потребностей подростков. Напомним, что наиболее привлекательным занятием для подростков является именно общение. Важно использовать этот и другие факты, выявленные в ходе исследования, в организации досуга молодежи.
Учреждение культуры должно помочь подросткам, молодежи в познании национальных корней, традиций.
12. Возможно ли
дальнейшее развитие
1) да - 12%; 2) нет - 84%; 3) другое - 0%; 4) затрудняюсь ответить - 0%.
Культурные процессы в условиях села имеют свои особенности. В досуговой деятельности сельской местности осуществляется главным образом непрофессиональное производство культурных ценностей в рамках кружков, студий или в домашних условиях. Культурная среда включает в себя вещественные, социальные и духовные элементы, тесно взаимосвязанные друг с другом. Вещественные элементы общественного и личного пользования создают условия для культурной деятельности сельского жителя; социальные включают в себя традиционные и рациональные нормы и правила, регулирующие жизнедеятельность людей;
духовные, или личностные, связаны с социальной структурой села. Особенность проявления всех элементов культурной среды в существовании самых разных социальных групп и общностей, находящихся в тесных и непосредственных контактах друг с другом. В рамках одной территории функционируют профессиональные, образовательные, возрастные, а порой и национальные общности. Их взаимодействия создают определенные трудности, проявляющиеся в культуре поведения, деятельности и общения.