- деканонизация
всех канонов и всех официальных условностей,
ироническая переоценка ценностей;
- размытость
жестких бинарных оппозиций; пристрастие
к технике бриколлажа, или цитатного совмещения
несовместимого;
- отказ от
традиционного «я», стирание личности,
подчеркивание множественности «я»;
- гибридизация,
мутантное изменение жанров, порождающее
новые формы;
- карнавализация
как признание имманентности смеха, «веселой
относительности» предметов, как участие
в диком беспорядке жизни;
- метаязыковая
игра, игра в текст, игра с текстом, игра
с читателем, игра со сверхтекстом, театрализация
текста;
- игровое освоение
Хаоса;
- интертекстуальность,
опора на всю историю человеческой культуры
и ее переосмысление;
- плюрализм
культурных языков, моделей, стилей, используемых
как равноправные;
- выявление
плюралистического типа мышления с его
раскрепощающим характером,
- ориентирующего
на принятие жизненного богатства и разнообразия;
- дву- или многоуровневая
организация текста, рассчитанная на элитарного
и массового читателя одновременно, использование
жанровых кодов как массовой, так и элитарной
литературы, научного исследования и т.п.;
сочетание развлекательности и сверхэрудированности;
- открытость,
многозначность знакового кода, его поливариантность,
дающая ощущение «мерцания» значения;
- ориентация
на множественность интерпретаций текста;
- явления авторской
маски, «смерти автора»: речь идет, разумеется,
не о физической смерти, а об изменении
сознания и функции автора текста. Речь
идет о разрушении монологического автора,
о том, что его позиция становится весьма
относительной, она растворяется в многоуровневом
диалоге различных точек зрения;
- принцип читательского
сотворчества, создание нового типа читателя;
- универсализирующий
принцип изображения;
- множественность
смыслов и точек зрения;
- использование
приема «двойного кодирования»;
- принципиальная
асистематичность, незавершенность, открытость
конструкции;
- использование
принципа ризомы. Ризома – это термин,
обозначающий структуру культурного объекта.
Постмодернисты различают традиционную
«культуру дерева» и новую «культуру ризомы».
Понятие ризомы взято из обихода ботаники
и означает тип корневища. В применении
к культурному объекту ризомой называют
такую структуру, которая не имеет традиционных
бинарных оппозиций, т.е. верха и низа,
начала и конца, центра и периферии, внешнего
и внутреннего. При этом такая структура
имеет свойство постоянно находиться
в состоянии динамического изменения.
Эти особенности
постмодернистской парадигмы обусловили
поливалентную поэтику постмодернизма,
для которой характерно:
- появление
новых, гибридных литературных форм (Это
стало возможным как благодаря соединению
языка художественной литературы с различными
языками научного знания, что привело
к созданию произведений на грани литературы
и философии, литературы и литературоведения,
литературы и истории и т.п., так и с помощью
актуализации жанров эссе, мемуаров, житий,
апокрифов, летописей, комментариев, трактатов
и т.п., скрещивающихся с ведущими литературными
жанрами и между собой, а так же мутации
высокой и массовой литературы.);
- цитатно-пародийное
дву- и многоязычие, пастишизация;
- фрагментарность,
коллаж, монтаж, использование готового
и расчлененного литературного текста;
- ризомантика;
- растворение
голоса автора в используемых дискурсах;
- игра с «мерцающими»
культурными знаками и кодами;
- травестийное
снижение классических образов, иронизирование
и пародирование;
- использование
культурфилософской постструктуралистской
символики «мир – текст – книга – словарь
– энциклопедия – библиотека – лабиринт»
и ее вариантов;
- дву- и многоуровневая
организация «двуадресного» текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенность
постмодернизма в том, что он итожит
накопления всех культурных эпох, подвергая
в то же время их ценности деканонизации.
Постмодернизм – “синтез возврата к прошлому
и движения вперед”. В этом заявляет о
себе не только инстинкт самосохранения
культуры в технизированном, омассовленном
мире, — проступает и большее: осознание
«важности гуманитарного “противовеса”
технократизму, рационализму; потребность
противостоять натиску массовой культуры;
наконец, необходимость воскресить всю
культурную память человечества, подвергая
прошлое переосмыслению, дабы с помощью
культуры удержать людей от насилия над
себе подобными и уничтожения жизни на
Земле, помочь народам лучше понять друг
друга. Впрочем, кое-кто утверждает, что
постмодернизм уже закончился, и мы живем
в новой культурной эпохе, но в чем ее суть,
пока сформулировать невозможно.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Виртуальный
художественно-исторический музей Small
Bay: www. smallbay.ru
- Ильин Илья
Петрович. Постмодернизм. Словарь терминов.
Москва: ИНИОН РАН (отдел литературоведения)
– INTRADA. 2001 – 384 c.
- Коваленко
А.Г. Литература и постмодернизм: Учеб.
пособие. – М.:Изд-во РУДН, 2004 – 142 с.
- Куликов Г.П.
Культурология. Учебное пособие. – Владивосток:
Изд-во Дальтевост. Ун-та, 2004. – 178 с.
- Культурология.
XX век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская
книга, 1997. 640 с.
- Новейший
философский словарь: 2-е изд., переработ
.и дополн. – Мн.:Интерпрессервис; Книжный
Дом. 2001. – 1280 с.
- Онлайн Энциклопедия
«Кругосвет», Гуманитарные науки: Философия,
Постмодернизм: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/POSTMODERNIZM.html
- Постмодернизм
в зарубежной литературе: Учебный комплекс
для студентов-филологов / Н.В. Киреева.
– М.: Флинта: Наука, 2004. – 216с.
- Постмодернизм:
Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный
Дом, 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий)
- Скоропанова
И.С. Русская
постмодернистская литература.- М., 1996
- Энциклопедический
словарь культуры XX века. Ключевые понятия
и тексты / В.П. Руднев. – [Изд. 3-е, испр.
и доп.]. – М.: Аграф, 2009. – 544 с.