Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:41, реферат
Культура - один из важных факторов структурирования общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои.
Социальные функции культуры.
2. Культура и модернизация.
3. Многообразие культуры: субкультура и контркультура.
Модернизация культуры
(культурная модернизация)
1) резкое обновление («осмысливание»)
культуры в духе определенных
ценностей, ее реакцию на
2) работа по преодолению ее «запаздывания» от культур признаваемых за развитые.
Модернизация - это процесс превращения традиционного общества в современное.
модернистские или современные культуры имеют следующие особенности:
1. Ориентация на инновацию.
2. Светский характер социальной жизни.
3. Прогрессивное, поступательное развитие общества.
4. Выделенная персональность.
5. Ориентация на
6. Демократическая система власти.
7. Наличие отложенного спроса, т. е. способность производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.
3. Многообразие культуры: субкультура и контркультура
Проявлением культурного многообразия современных обществ являются субкультуры. Субкультурой называется культура группы, отличающаяся от доминирующей "культуры большинства".
Контркультура - это субкультура, нормы и ценности которой не только отличаются от широко распространенных, но и противоречат им.
Современные общества включают в себя множество субкультур. Субкультуры могут формироваться на основе общих увлечений какой-то группы людей (субкультура спортивных фанатов, например); общей религии, этнической принадлежности, особенностей профессии и т.д. Базой для возникновения субкультур могут быть возрастные группы (особенно активна в этом отношении молодежь). Многообразие субкультур в современном обществе связано с его глубоко дифференцированным характером и свидетельствует о культурной неоднородности, вариативности образа жизни разных социальных групп, размывании единой универсальной системы ценностей и норм, смыслов и значений.
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
культуры различаются прежде всего способом ориентации в основных, наиболее важных проблемах бытия. Культура многогранна и не всегда её устои и традиции воспринимаются как нечто, не подлежащее оспорению. Так и возникают различные субкультуры - обособленные закрытые общества людей, объединённых общими интересами, способами поведения и жизненными стилями.
Субкультура-, взаимодействуя с доминирующей культурой, находится на грани перехода от нейтральной формы взаимодействия к конкурентной и тогда, собственно превращается в контркультуру. Отсюда вытекает глубокое различие между субкультурой и контркультурой.
Контркультура - это идея, противоречащая существующему направлению общества, ее цель - культурная революция. Добившись своей цели, данная контркультура исчезает как явление. Нормы и ценности субкультуры могут отличаться от общепринятых, но они не могут быть альтернативой ценностям и нормам доминирующей культуры.
Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. "Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами" [4].
Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.