Средневековая культура Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Соииокультурная ситуация в средневековой Западной Европе. Христианская теология и церковь, их роль в феодальном обществе. Свяшенная инквизиция. Орлен иезуитов. Средневековые школы и университеты. Схоластика. Греко-арабское наследие. Фома Аквинский и его «Сумма теологии». Западноевропейская наука в срелние века. Алхимия как феномен средневековой культуры. Ролжер Бэкон и опытное знание. Мистика. Латинская литература XII—XIII вв. Героический эпос. «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах». Поэзия трубадуров. Рыцарский роман. Изобразительное искусство в средние века.

Вложенные файлы: 1 файл

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. И не только потому что церковь была главным заказчиком художественных произведений, а потому что средневековое искусство формировалось под воздействием религиозного миропонимания. Оно было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу его доступности для всех -- и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «искусство — библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочте-

Данте помещает его в ад, в девятый ров восьмого круга, среди зачинщиков раздора. Таково-то писать политические пески! (Данте. Божественная комедия, 28: 112-142).

ние страданию, ибо, по учению церкви, это — очищающий душу огонь. С необычной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий. Но необходимо иметь в виду, что скульптуру и живопись средневековых храмов нужно рассматривать не только как воплощение религиозных догматов, но и в свете их доступности широким массам. Церковь выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения простые ремесленники, поэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов — иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).

За время с XI по XII в. в Западной Европе сменились два архитектурных стиля — романский и готический. Романские монастырские церкви Европы очень разнообразны по своему устройству и украшению. Но все они сохраняют единый архитектурный стиль, церковь напоминает крепость, что естественно для бурного, тревожного времени раннего средневековья. Готический стиль в архитектуре связан-с развитием средневековых городов. Главный феномен искусства готики — ансамбль городского собора, который был центром общественной и идейной жизни средневекового города. Здесь не только исполнялись религиозные обряды, но происходили публичные диспуты, совершались важнейшие государственные акты, читались лекции студентам университетов, разыгрывались культовые драмы и мистерии.

В целом же следует отметить, что  средневековая культура Западной Европы имела весьма своеобразный, противоречивый характер, что из ее глубин выросла  блестящая культура эпохи Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА

Гайдечко В.П., Смирное ГА. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989 ГоффЖ.Л. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. История средних веков/ Ред. И.Ф. Колесиицкий. М., 1980. Сесовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.


Информация о работе Средневековая культура Западной Европы