Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:23, контрольная работа
Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.
Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное
бюджетное образовательное высшего профессиональногообразования |
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» |
Контрольная работа по теме:
«Средства речевой выразительности»
Выполнила
студентка группы 7С(с)-31
Проверил
Ст. преподаватель
каф.инженерная педагогика
Барнаул
Под выразительностью речи понимаются
такие особенности ее структуры,
которые позволяют усилить впечатление
от сказанного (написанного), вызвать и
поддержать внимание и интерес у адресата,
воздействовать не только на его разум,
но и на чувства, воображение.
речи зависит от многих причин и условий
- собственно лингвистических и экстралингвистических.
Одним из основных условий
выразительности является
В значительной степени
При непосредственном общении
существенны также взаимоотношения говорящего
и слушающего, психологический контакт
между ними, который возникает прежде
всего на основе совместной мыслительной
деятельности: адресант и адресат должны
решать одни и те же проблемы, обсуждать
одинаковые вопросы: первый - излагая тему
своего сообщения, второй - следя за развитием
его мысли.
В установлении
Кроме глубокого знания
Одной из предпосылок речевой
К выразительным средствам
языка обычно относят тропы
(переносное употребление
Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики - фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли.
Звуковая выразительность
Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность.
Однако благозвучие речи часто
может нарушаться. Причин этому несколько,
самой распространенной среди которых
является скопление согласных звуков: лист бракованной книги: [стбр], [йкн]
; конкурс взрослых строителей: [ревзр],
[хстр]. Еще М.В. Ломоносов советовал "обегать
непристойного и слуху противного стечения
согласных, например: всех чувств взор
есть благороднее, ибо шесть согласных,
рядом положенные - вств-вз, язык весьма
запинают". Для создания благозвучия
важным является количество звуков, входящих
в консонантное сочетание, их качество
и последовательность. В русском языке
(это доказано) сочетание согласных звуков
подчиняется законам благозвучия. Однако
есть слова, включающие большее количество
согласных по сравнению с нормативным: встреча, встрепанный, приткнуться; есть
лексемы, содержащие два-три согласных
звука в конце, что значительно затрудняет
произношение: спектр, метр, рубль, черств, знакомств и
т.д. Обычно при стечении согласных в устной
речи в таких случаях развивается дополнительная
"слоговость", появляется слоговой
гласный: [рубъл '], [м'этър] и т.д. Например:
Этот Смурый пришел в театр года два назад...
(Ю. Трифонов); В Саратове шел спектакль,
поставленный Сергеем Леонидовичем еще
весною (Ю. Трифонов);
Земля надрывается от жары.
Термометр взорван. И на меня Грохоча, осыпаются миры Каплями ртутного огня.
(Э. Багрицкий)
Второй причиной, нарушающей благозвучие речи, является скопление гласных звуков. Таким образом, мнение о том, что чем больше в речи гласных звуков, тем она благозвучнее, неверно. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием; оно значительно искажает звуковой строй русской речи и затрудняет артикуляцию.
Третьей причиной нарушения благозвучия считается повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов:... Они производят крушение отношений (Н. Воронов). Здесь в словах, стоящих рядом, повторяется сочетание - шени-.
Правда, в поэтической речи очень трудно бывает разграничить нарушение благозвучия и парономазию - намеренную игру сходных в звуковом отношении слов. См. например:
Вот и расслышали мы тихо сквозимую, по первозимью перевозимую первую песню зимы.
(Н. Кислик)
Сослуживец, сотрудник, Собутыльник, собеседник Сколько этих СО! Друг без друга невесомы, Грозным временем несомы, Попадем в эти Сомы Белкой в колесо.
(В. Лившиц)
Снижается благозвучие и за счет однообразного ритма речи, создаваемого преобладанием односложных или, напротив, многосложных слов. Одним из примеров может служить создание так называемых палиндромов (текстов, имеющих одинаковое чтение как от начала к концу, так и от конца к началу):
... Мороз в узел, лезу
взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
(В. Хлебников)
Неудачная фонетическая организация
речи, затрудненная артикуляция, непривычное
звучание фразы отвлекают внимание
читателя, мешают восприятию текста на
слух. Русские поэты и писатели
всегда внимательно следили за звуковой
стороной речи, отмечали недостатки
звукового оформления той или иной мысли.
Например, A. M. Горький писал о том, что
молодые авторы часто не обращают внимания
на "звуковые капризы" живой речи,
и приводил примеры нарушения благозвучия: актрис с страстными взглядами; писали
стихи, хитроумно подбирая рифмы и
др. A. M. Горький отмечал также, что назойливое
повторение одних и тех же звуков нежелательно: Она неожиданно нашла, что наши отношения
нужно - даже необходимо - понять иначе .
В.В. Маяковский в статье "Как делать
стихи?" приводит примеры сочетаний
на стыке слов, когда возникает новый смысл,
не замеченный авторами поэтических текстов;
другими словами, возникает амфиболия
на фонетическом уровне: "... в лирическом
стихотворении Уткина, помещенном в "Прожекторе",
есть строка:
не придет он так же вот, как на зимние
озера летний лебедь не придет.
Получается определенный "живот""
Амфиболию на звуковом уровне можно отметить также в стихотворении А. Вознесенского "Брайтон Бич":
В чем ты виноватый, Вилли? В чем я, Вилли, виноват? Вы ли, мы ли? Мы ли, вы ли? - Небеса не говорят.
Эстетическое
восприятие текстов нарушается при
употреблении в речи действительных
причастий настоящего и прошедшего
времени типатащащийся, тащившийся, морщащийся, морщившийся,
скрежещущий, так как они кажутся неблагозвучными.
Таким образом, каждый носитель языка
должен стараться избегать навязчивого
повторения одинаковых и сходных звуков,
употребления неблагозвучных словоформ,
труднопроизносимых сочетаний звуков
при соединении слов, умело использовать
выразительные возможности звучащей стороны
речи.
Грамматические средства выразительности
менее значительны и менее
заметны по сравнению с лексико-
Основными источниками речевой
выразительности в области морфологии
являются формы определенной стилистической
окраски, синонимия и случаи переносного
употребления грамматических форм.
Разнообразные экспрессивные оттенки
можно передать, например, употребляя
одну форму числа имен существительных
вместо другой. Так, формы единственного
числа личных существительных в собирательном
значении живо передают обобщенную множественность.
Такое употребление форм единственного
числа сопровождается появлением дополнительных
оттенков, чаще всего - отрицательных: Москва, спаленная пожаром, француз у
отдана (М. Лермонтов). Экспрессивность
свойственна формам множественного числа,
собирательных имен, употребляемых метафорически
для обозначения не конкретного лица,
а типизированного явления: Мы все глядим в наполеоны (А. Пушкин); Молчалины блаженствуют на свете (А.
Грибоедов). Узуальное или окказиональное
применение множественного числа существительных
singulariatantum может служить средством выражения
пренебрежения: На курсы вздумал бегать, электричество
изучать, кислороды всякие! (В. Вересаев).
Богатством и разнообразием эмоциональных и экспрессивных оттенков характеризуются местоимения. Например, местоимения какой-то, некто, некий, употребленные при названии лица, вносят в речь оттенок пренебрежительности (какой-то врач, некий поэт, некто Иванов).
Неопределенность значения местоимений служит средством создания шутки, комизма. Вот пример из романа В. Пикуля "Честь имею": При жене его была астраханская селедка. Я думаю - с чего бы это даме с нашей вонючей селедкой по Европе таскаться? Резанул ей брюхо (не даме, конечно, а селедке), так оттуда, мама дорогая, бриллиант за бриллиантом - так и посыпались, будто тараканы.
Особые экспрессивные оттенки создаются противопоставлением местоимений мы - вы, наш - ваш при подчеркивании двух лагерей, двух мнений, взглядов и т.д.: Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! (А. Блок); Мы стоим против общества, интересы которого вам приказано защищать, как непримиримые враги его и ваши, и примирение между нами невозможно до поры, пока мы не победим... Вы не можете отказаться от гнета предубеждений и привычек, - гнета, который духовно умертвил вас, - нам ничто не мешает быть внутренне свободными, - яды, которыми вы отравляете нас, слабее тех противоядий, которые вы - не желая того - вливаете в наше сознание (М. Горький).
Большими выразительными возможностями
обладают глагольные категории и
формы с их богатой синонимикой,
экспрессией и
Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими. Появляющиеся при этом дополнительные смысловые оттенки увеличивают экспрессию выражения. Так, для обозначения действия собеседника могут употребляться формы 3 - го лица единственного числа, что придает высказыванию пренебрежительный оттенок (Он еще спорит!), 1-го лица множественного числа (Ну, как отдыхаем? - в значении ‘отдыхаешь, отдыхаете') с оттенком сочувствия или особой заинтересованности, инфинитива с частицей бы с оттенком желательности (Тебе бы отдохнуть немного; Вам бы навестить его).