Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 00:30, реферат
Категория культуры — одна из самых широких среди понятий гуманитарного знания. Под культурой понимают созданный и освоенный человеком мир «второй природы», в отличие от естественной природы, которая существует сама по себе. Культура включает творческую деятельность по созиданию «второй природы», приемы и продукты (ценности) этой деятельности, способы их сохранения и использования.
Обычно культуру подразделяют на материальную и духовную, а вместе с тем и сами культурные ценности делят на материальные и идеальные (духовные). Культура характеризует меру человеческого в человеке, т. е. уровень развития человека, степень реализации его способностей, опыта, знаний, умений и талантов, диапазон усвоения ценностей культуры.
Однако для нашего времени характерно кризисное мироощущение. Одним из проявлений его в жизни современного человека стало усиление антисциентистских настроений (неверие в науку). Среди причин этих настроений в интересующем нас контексте выделим две.
Первая связана с разочарованием в традиционной науке, ее неспособностью решить некоторые жизненно важные проблемы - технические, медицинские и другие.
Вторая причина обусловлена дисциплинарной разрозненностью и утилитарной направленностью современной науки. Современный человек, имеющий определенное, узконаправленное образование, имеет дело не со всей сферой научного знания, а лишь с фрагментами, доступными ему, он не получает целостного представления о мире. Наука, следовательно, не достигает в этой ситуации главной познавательной цели.
Религия остается загадкой не только в теоретическом, но и в этическом смысле. Она полна теоретических и этических противоречий. Она обещает нам общение с природой, с людьми, со сверхъестественными силами и с самими богами. Однако ее воздействие прямо противоположно. Религия, в ее конкретном проявлении, становится источником непримиримых разногласий и фанатичной борьбы между людьми. Религия претендует на обладание абсолютной истиной, но ее история есть история ошибок и ересей.
Антропологов и этнологов часто поражало сходство элементарных идей, обнаруживаемых ими во всем мире и при совершенно различных социальных и культурных условиях. То же характерно и для религии. Предметы веры, догматы, теологические системы заняты бесконечной борьбой. Порой и этические идеалы различных религий настолько широко расходятся, что едва ли совместимы друг с другом. Тем не менее, все это не затрагивает специфической формы религиозного чувства и внутреннего единства религиозного мышления. Меняются религиозные символы, но основополагающие принципы, символическая деятельность, как таковая остаются неизменными.
Глава V
Основные различия между наукой и религией
В целом различия между наукой и религией можно свести к следующему: наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Религия представляет то, что восходит к смыслу нашего существования. Религия интересуется смыслами и ценностями человеческого бытия, его этическими, нравственными и эстетическими компонентами. Религия отвечает на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления, которых нет и быть не может в науке.
Наука отвечает или, скорее, пытается отвечать на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как она существует, функционирует, развивается. Для этого она формулирует законы, основываясь на результатах экспериментального или теоретического исследования. Эти законы выступают как бы в качестве регуляторов, определяющих формы существования и развития воспринимаемой действительности. Религия интересуется теми вопросами, которые не могут быть ответами на вопрос “как?”, но “почему?” и “зачем?”. Почему этот мир устроен так, а не иначе? Зачем мы живем? Эти вопросы выходят за пределы того, что связано с объективно фиксируемой реальностью, что наблюдаемо или непротиворечиво мыслимо. Вопросы, которые интересуют религию, - это вопросы цели, вопросы смысла, вопросы ценностей, вопросы пределов человеческих переживаний, вопросы, приводящие нас к Абсолюту, к той или иной идее Бога (см. Таблицу ).
Если источником научного знания выступает представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от нашего сознания, то источником религиозного знания, переживания, миропредставления становится то, что мы называем сверхналичным бытием, откровением. Откровение - это сверхъестественное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк (Моисей, Мухаммад, Иисус Христос, Будда - в истории великих монотеистических религий), либо сам Абсолют, Бог, воплотившийся на Земле, или непосредственно явившийся в этот мир и декларирующий то, что он хочет донести до человека. Откровение не подлежит критическому суду Разума, так как, то, что мы получаем через него, является высшей, абсолютной информацией, которую человек должен принимать на веру.
Известно изречение Тертуллиана - "верую, ибо абсурдно". Паскаль объявлял неизвестность и непостижимость сущностными элементами религии. Кьеркегор описывал религиозную жизнь как величайший "парадокс". Любая попытка умаления этого парадокса означала бы отрицание и разрушение религиозной жизни.
Заключение
Дилемма знания и веры, науки и религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, человек стремится обрести свой путь к Истине. Но похоже, что на этом пути вопросов у нас значительно больше, чем ответов.
Кризис природы, общества, личности, перед лицом которого мы оказались, несмотря на многочисленные предупреждения наиболее глубоко мыслящих представителей человечества, поставил под сомнение ряд устоявшихся в нашем столетии ценностей как внутри самой науки, так и в иных сферах общественного сознания. Как выяснилось, сама по себе наука еще не является панацеей от всех бед, а ее рекомендации нуждаются в дополнительной этической и эстетической корректировке.
В мировоззренческой сфере совокупности утверждений о мире науки и Церкви практически не имеют точек соприкосновения. У науки нет средств и способов работы с запредельным, потусторонним миром религиозного переживания, поэтому независимо от его признания или непризнания на личностном уровне того или иного ученого этот мир для серьезного научного исследования как бы закрыт. Для науки существуют лишь две тесно связанные между собой сферы: чувственно воспринимаемый мир опыта и возникающая в процессе его освоения область интеллектуального, в которой нет места ни чуду, прерывающему неразрывную причинно-следственную цепь взаимосвязанных явлений наблюдаемого мира, ни в целом сверхъестественному.
Религиозное же сознание не может не быть связанным с сотворенным, созданным высшими силами миром наличного бытия хотя бы потому, что живет и действует непосредственно в нем. Религиозное сознание в глубине своей не интересуется тем, как устроен мир, ограничиваясь в этом отношении самыми общими мифологическими схемами его происхождения. Самодовлеющая направленность всех его побуждений - идея спасения. Но это означает, что сфера реальных интересов и действий религии в этом мире, - прежде всего этическая и духовная, что также находится за пределами науки, как формы объективного знания, проявляясь лишь в глубоко личностной области переживаний настоящего ученого.
В заключении скажем, что наука и религия как явления культуры на протяжении веков несли и внедряли прямо противоположные ценности, что приводило к мощному противостоянию между светским обществом и духовенством. Но невозможно полностью разделить эти факторы. Можно говорить лишь о преобладании одного над другим в определенных временных рамках, ибо только в их совокупности возможна гармония в социуме и культуре.
Список литературы
1. Гордиенко, Н.С. Сущность религии и ее исторические формы / Н.С. Гордиенко. – СПб., 1995.
2. Миронова, М.Н. Религия в системе культуры / М.Н. Миронова, И.Ф. Кефели // Социально-политический журнал. – 1996. – № 1. С. 77–96.
3. Фейнберг, С.Л. Наука, искусство и религия / С.Л. Фейнберг // Вопросы философии. – 1997. – № 7. – С.54–63.
Интернет-ресурсы