Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить сущность и специфику самодеятельного художественного творчества.
Задачи:
ознакомиться с историей возникновения и развития самодеятельности;
выявить характерные черты любительского творчества, его особенности, сходство и различия с аутентичным фольклором и профессиональным искусством.
изучить особенности развития самодеятельного художественного творчества в Беларуси на современном этапе;
Объект работы - самодеятельное (любительское) художественное творчество.
Введение
1. Возникновение и развитие художественной самодеятельности
1.1 Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры
1.2 Ретроспектива развития художественной самодеятельности
2. Сущность, специфика и особенности самодеятельного художественного творчества
2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки
2.2 Художественная самодеятельность и фольклор
2.3 Художественная самодеятельность и профессиональное искусство
3. Художественное самодеятельное творчество Беларуси: состояние, проблемы, перспективы
Заключение
Библиографический список
Пристальное внимание учёных к художественной самодеятельности народа как к этнокультурному явлению стало наблюдаться с ХIХ века. Однако активное развитие художественной самодеятельности относится ко второму десятилетию ХХ века.
В развитии художественной самодеятельности можно выделить несколько этапов.
Первый этап (1917-932 гг.). В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Проходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым его формам, обогащение их содержания; шёл поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными жанрами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.
Второй этап (1933-1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков.
Третий этап (1960-1991). Произошёл
качественный рост исполнительского уровня
самодеятельных коллективов, множество
творческих объединений получили звание
"Народный". Выросло количество
участников, занимающихся любительским
творчеством. Появились новые жанры
самодеятельного искусства - авторская
пеня, вокально-инструментальные ансамбли,
студии вокального академического пения.
В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные
фестивали самодеятельного
Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного и общественного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.
Трансформация политической, экономической и социальной систем не смогли не сказаться на социально-экономической среде функционирования культуры. С одной стороны, сегодня важнейшими социальными институтами "транслирования" достоянии культуры являются профессиональные творческие коллективы театров, государственных и частных концертных объединений, средства массовой информации - радио, телевидение и многое другое. С другой, значительное место в подготовке и передаче "продуктов" культуры по-прежнему занимает самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры.
Следует отметить, что на данном этапе развития нашего общества самодеятельное художественное творчество трудящихся качественно изменилось. Если в течение длительного времени главным была пропаганда искусства средствами самодеятельности, то сейчас её основой является удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, личности, потребности в самовыражении, приобщении к культурным ценностям.
В работе самодеятельных коллективов всё более важной становится функция развития способностей, формирования личностных качеств и конкретной личности, усиления эстетических аспектов воспитания. Новой определяющей функцией становится установка на самоорганизацию, самоориентацию, на отношения, на поиск собственного "я".
В сфере художественной самодеятельности происходит параллельное развитие творческих направлений, видов, жанров, на основе разных традиций и в связи с разными уровнями художественной - профессиональной, бытовой, классической, фольклорной, массовой, элитарной, авангардной и т.д.
Художественная
восстановление, сохранение, развитие и распространение белорусской традиционной культуры;
привлечение населения к культурным традициям разных регионов Беларуси, традициям отечественной и зарубежной культуры;
создание, сохранение и распространение культурных ценностей и широкое привлечение к участию в творчестве разных социальных групп населения;
популяризация произведений, получивших общественное признание;
приобретение знаний и навыков в различных видах художественного творчества и гармоничное развитие творческих способностей личности, создание условий для ее самореализации;
организация свободного досуга и удовлетворение культурных потребностей граждан.
Государственные органы вместе
с профсоюзами и другими
Для сохранения и развития
самодеятельного
изучение и использование в практической деятельности учреждений культуры историко-культурных традиций;
формирование устойчивых
интересов к различным формам
художественного творчества среди
участников любительских объединений,
а также различных групп
обновление содержания деятельности любительских объединений, клубов по интересам на основе развития инициативы, активной самодеятельности населения и других форм деятельности (в т. ч. установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).
"Любительское художественное творчество - яркое явление Беларусской национальной культуры. Оно надёжно и бережно хранит духовное наследие народа. Самодеятельные коллективы ведут существенную работу по развитию творческих способностей населения, являются истинными центрами гармоничного воспитания личности, её эстетического развития. Мы можем гордиться достижениями народного творчества Беларуси. И обязаны сделать всё, чтобы это ценная духовная кладовая Белорусского народа с каждым годом пополнялась и способствовала развитию нашего общества." [20, c.12]
Хотелось бы надеяться, что самодеятельное художественное творчество и в будущем не утратит своей актуальности, будет развиваться, расширяться, обретая новые формы, и способствовать культурному развитию личности и общества.
Библиографический список
1. Бакланова Т.И. - Самодеятельное художественное творчество в СССР. Уч. пособие. М., 1986.
2. Белянская Л.Б. - Хочу на сцену. Донецк, Сталкер, 1997.
3. Ванслов В.В. - Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., Искусство, 1963.
4. Василенко В.П. - Художественная самодеятельность и фольклор. М., 1979.
5. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. - Культура молодежного досуга. Киев, Высшая школа, 1988.
6. Волков И.П. - Воспитание творчеством. М., Знание, 1989.
7. Воловик А.Ф., Воловик В.А. - Педагогика досуга. М., 1998.
8. Галин А.Л. - Личность и творчество. Новосибирск, Прогресс, 1999.
9. Демченко А.К. - Возможности российского досуга, М., Клуб, 1996.
10. Евкин С.И., Шехтман Л.Б. - Художественная самодеятельность России. М., 1987
11. Емельянов Л.П. - Фольклор
и художественная
12. Игнатьев И.А. Художественная
самодеятельность как фактор
приобщения членов
13. Каргин А.Н. - Воспитательная
работа в самодеятельном
14. Коган Л.Н. - Искусство и мы. М., Молодая гвардия, 1970.
15. Константиновский В.С. - Учить прекрасному. М., Молодая гвардия, 1973.
16. Лихачев Б.Т. - Теория
эстетического воспитания
17. Месерер А.Б. - Танец. Мысль. Время.М., Искусство, 1979.
18. В.Г. Мурашко. Критерии
оценки любительского
19. Г.А. Настюков - Народный танец на самодеятельной сцене. М., Профиздат, 1976.
20. Самодеятельное творчество:
устоявшиеся и новые тенденции.
21. Смагин А.И. - Организация художественного творчества. Курс лекций, ИСЗ, 2007.
22. Смирнова В.И. Художественная
самодеятельность как
23. Ткаченко Т.А. - Народный танец. М., 1967.
24. Уральская В.И. - Природа танца. М., Сов. Россия, 1981.
25. Футлик Л.И. - Воспитание творчеством. Пермь, 1984.
Информация о работе Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества