Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:37, реферат
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, чтобы посмотреть на феномен телесности с разных сторон, в разные эпохи. На сегодняшний день эта тема является популярной среди культурологов. Объектом исследования является феномен телесности, а предметом - тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа. Тело довольно сильно влияет на формирование гендерного стереотипа. В разные эпохи были свои идеалы красоты и люди стремились быть максимально на них похожими. И со временем какие-то элементы исчезают в культуре, заменяемые другими, а также элементы культуры могут просто дополнять друг друга.
Введение………………………………………………………3
Раздел 1. Тело, его роль и значение в формировании
гендерного стереотипа……………………………………….4
1.1.Телесность в Первобытности…………………………....4
1.2.Телесность в Древнем Востоке………………………......6
Ассирия………………………………………………….7
Индия…………………………………………………… 8
Китай и Япония…………………………………………8
Египет……………………………………………………9
1.3.Телесность в Античности………………………………..12
Греция……………………………………………………12
Рим……………………………………………………….18
1.4.Телесность в Средние Века……………………………...20
1.5.Телесность в Возрождении……………………………...26
1.6. Телесность в Наше Время……………………………….29
Заключение……………………………………………............34
Литература…………………………………………………….35
Страница |
Страница |
Министерство образования и
науки, молодёжи и спорта Украины.
Одесский Национальный Политехнический
Университет.
Реферат
Реферат по дисциплине «История культуры в гендерном аспекте».
На тему:
«Тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа»
Студенткой 1 курса ГФ
ОНПУ группы ИК-111
Одесса
2011
Введение………………………………………………………3
Раздел 1. Тело, его роль и значение в формировании
гендерного стереотипа……………………………………….4
1.1.Телесность в Первобытности…………………………....4
1.2.Телесность в Древнем Востоке………………………......6
Ассирия………………………………………………….7
Индия…………………………………………………… 8
Китай и Япония…………………………………………
Египет……………………………………………………9
1.3.Телесность в Античности………………………………..12
Греция……………………………………………………12
Рим……………………………………………………….18
1.4.Телесность в Средние Века……………………………...20
1.5.Телесность в Возрождении……………………………...26
1.6. Телесность в Наше Время……………………………….29
Заключение……………………………………………...
Литература……………………………………………………
Введение:
Цель работы: изучить отношение к телу в различных эпохах и странах. Его роль и значение в формировании гендерного стереотипа.
1.1.Телесность
в Первобытности
Уже в первобытном обществе люди увешивали себя остатками убитой ими добычи (зубами и когтями). Они должны были дать их носителю силу животного, либо принести удачу в охоте на это животное, либо защитить от нападения этого же животного.
История гигиены и косметики начинается с древнейших времен, когда первобытные люди стали умываться, очищать и смягчать кожу, защищать ее от солнца, ветра, дождя, снега, пытались сделать свою внешность более привлекательной. Искусство украшения своего лица и тела восходит к доисторическим временам - в древности и мужчины и женщины пользовались косметикой в равной степени. Первые шаги в искусстве украшения себя человечество сделало еще в пещерах каменного века. Эти опыты как раз и сводились к раскрашиванию тела и лица и попыткам как-то приспособить к себе ракушку или камешек. Представления об украшении лица и тела у каждого народа были весьма своеобразными. Мужчина раскрашивал себя, для того чтобы устрашать врагов и привлекать добрых духов, а женщина - для соблюдения ритуалов и просто для красоты. У многих племен существовала и существует поныне специальная боевая раскраска. Такое раскрашивание тела, татуировка, всевозможные притирания и ароматические вещества используется и в повседневной жизни. Нанесенные на лицо и тело знаки означают и принадлежность к роду, и соответствие принятому стандарту красоты, используются в магических обрядах, поднимают боевой дух воинов и охотников.
В первобытности вместо одежды было только существование вещей, прикрывающих тело.
В первобытном обществе ещё не существовало монотеистических религиозных систем и жёстких идеологических ограничений, связанных с понятием греха, поэтому гомосексуальность там не являлась чем-то предосудительным. Тем не менее, её проявления строго регламентировались укладом традиционного общества. Гомосексуализм имел место либо в определённое время (в период инициации), либо в определённой социальной группе (тайные мужские союзы). И первое, и второе условие относятся, как правило, к мужскому гомосексуализму.
1.2.Телесность в Древнем Востоке
Одежда древних персов первоначально
была простой и служила в основном для
защиты тела. Затем одеждой были плащи
из звериных шкур. Лишь позже, персы
познакомились со многими предметами
роскоши и стали одеваться в пестрые и
богатые наряды. Одежда была удобной
и закрывала всё тело.
Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.
Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати.
Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги. Женская обувь украшалась богатой вышивкой.
Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому. Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя. Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом.
Древние персидские
воины и придворные носили
подстриженные бороды. У царя
борода была длинной. Вообще персы
очень заботились о
Сохранились ценные сведения о том, что женщины Ассирии натирали тело благовониями, а мужчины окропляли свои волосы душистыми настоями трав почти за 500 лет до н. э. В Древней Персии изготавливали благоуханные масла, мази, краски, использую растения. Самыми известными были хна и басма. Средняя Азия и Кавказ Широкое распространение здесь приобрели ароматические и косметические средства. Среди благовоний особенно высоко ценились смола и дерево алоэ (сабура), медвяный сахар, камфара. Семена руты считались средствами, предохраняющими от дурного глаза и злых духов. Раскаленные зёрна на сковороде давали пахучий дым, которым окуривали человека, которого хотели уберечь от зла. Особенно ценились здесь в качестве духов амбра, мускус, мирра, шафран, камфара, алоэ, масло чайной розы. Эти духи исстари высоко почитались на Ближнем Востоке, а в средние века ещё и в Греции, Риме, Франции. Распространенный комплект косметических средств восточной женщины состоял главным образом из декоративных средств семи снадобий: хны, басмы (краска для волос и ногтей), румян, белил, сурьмы (для придания блеска глазам), золотой фольги и — особой ароматической смеси (для искусственных мушек). В древнееврейском своде законов, так называемом талмуде, написано, что мужчина обязан выдавать супруге определенную сумму денег для приобретения средств по уходу за телом для поддержания его чистоты и красоты. К этим средствам относились мыло, пемза для чистки зубов, розовое масло и различные мази. Древняя Индия, Япония и Китай, именно им принадлежит особое место в истории косметологии. В этих странах существовал культ женской красоты. Там женщины с самого детства обучались правилам нанесения косметики, умению пользоваться румянами, белилами, тушью. Косметических средств и инструментов там было такое же изобилие, как и в Египте, Риме, Греции. В Китае детям было принято красить щечки красной краской в виде яблочка, чтобы Всевышний, взглянув на детей, оставался доволен, видя, что они радостны и здоровы. Воины подводили себе брови тушью, придавая им более свирепую форму, чтобы устрашать врагов. Японки применяли помаду из масла, древесного воска, мускуса, семян камелий, камфары. Среди знати было принято полностью сбривать брови, рисовать зеленые круги на лбу. Ещё они всегда славились своей гладкой и ухоженной кожей. Для сохранения молодости кожи они издавна делают специальный массаж, который называется «Шиацу». В Древней Индии косметику употребляли независимо от возраста и пола. Маленьким детям красили брови, ресницы, щечки. На рисунок, наносимый на лицо, влияла кастовая и религиозная принадлежность, а также род занятия. В Индии женщины сильно сурьмили брови и глаза, используя копоть и тушь, ставили себе красивое пятнышко на лбу между бровями — «тилака», прикрепляли к середине пятнышка камушек (современные стразы, бинди). Очень серьезное и большое значение придавалось ароматам. Воскуривали мирру, смолу тропических растений, ладан, который особо ценился (его называли «божественным», «фимиамом богов»). Считалось, что приятные и резковатые запахи отгоняли злых духов. Женские прически так же окуривали, используя дымок от орешков кокоса, корицы, гвоздики. По праздникам было принято окрашивать ладони рук и подошвы ног цветными мелками или цветными, глинами.
Широко применялся татуаж. Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Их обладатели - египетские мумии, которые могут попасть в Книгу рекордов Гиннеса как владельцы самых долговечных татуировок. На царских особах были расположены замысловатые орнаменты (тату). Точно такие же рисунки выбиты на саркофагах, в которых покоились мумии некоторых египетских правителей. По религиозным представлениям древних египтян сословная лестница сохраняется и после смерти, так что татуировки могли являться неким "документом", подтверждавшим прижизненный статус их владельца. В древнем Китае одним из 5-ти Классических Наказаний была татуировка на лице. В качестве кары преступникам за первое преступление наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну - в результате получался иероглиф ИНУ - "собака". Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. Японцы делали метку на внутренней части плеча, что вынуждало самураев, нередко наносивших рисунки практически на все тело, опасливо обходить этот участок. Забавно, что в то время татуировки помогали консервативным японцам по - своему обходить всяческие запреты и ограничения. Например, знаменитые гейши, скованные по рукам и ногам запретом на демонстрацию обнаженного тела, с помощью татуировок имитировали одежду, оставляя "открытыми" только лицо, ладони и ступни. В Японии искусство татуировки называют "ирэдзуми". В древние времена татуировка имела исключительно ритуальный характер, позже стала знаком принадлежности к определенному сословию, а к XVII веку превратилась в сугубо декоративный элемент. Японские власти жестоко преследовали подобного рода искусство. Существует поверье, что некоторые японские мастера обладают особым секретом "невидимого" рисунка, который проявляется лишь после принятия горячей ванны. Японию можно, наверное, считать и родиной перманентного макияжа. Правда, женщины японских аборигенов Айну наносили узоры на губы, щеки и веки с необычной целью: по этим рисункам можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.
Древние египтяне и евреи пользовались кольцами-печатками, на которых они гравировали магические слова или фразы. Перстень-печатка до сих пор является символом власти, как в церкви, так и в государстве. Кольцо также и образ защиты, покровительства (функция, также производная от общей символики круга), ограничения и зависимости. Еще в древности люди пытались защитить себя от различных напастей и злых сил. Для этого они наделяли магическими защитными свойствами различные предметы, которые могли очень сильно отличаться друг от друга, но всегда имели одно и то же значение – защитное. У египтян также были свои амулеты. Такие амулеты были различного размера и внешне имели вид жука Скарабея, который также присутствует во многих изображениях, сделанных египтянами. Можно сказать, что в древние времена христианская религия также обладала своими амулетами. К примеру, считалось, что защитными свойствами обладают филактерии, медали и нагрудные кресты. Правда, именно амулетами эти атрибуты христианской религии называть нельзя, так как они являются её символами. А в Индии в качестве талисманов широко применялись раковины каури. Индийцы видели в форме раковины сходство с формой головы змеи с открытым ртом. Бытовало мнение о том, что человек, желающий причинить вред, обязательно посмотрит на эту раковину, и его сглаз не будет нести вреда тому, на кого был направлен.
Информация о работе Тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа