Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:08, реферат
Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой мировой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Западной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров — античного греко-римского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневековый период в истории Западной Европы.
Средневековье условно делится на три основных периода:
Раннее средневековье (конец V — середина XI веков).
Периодизация
Терминология
Общая характеристика культуры Средневековья
Искусство эпохи Средневековья
Философия Средних веков
Рыцарская культура и культ Прекрасной Дамы
Религиозная жизнь Средневекового общества.
Список использованной литературы
Типологические черты и проявления Средневековой культуры.
План:
Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой мировой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Западной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров — античного греко-римского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневековый период в истории Западной Европы.
Средневековье условно делится на три основных периода:
Феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.
В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.
Период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского.
Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.
Экономическая и социальная
жизнь характеризуется
Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убыстряющийся темп развития и сокращение временной протяженности каждого последующего этапа.
2.Терминология.
Термин «средние века»
был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). До Бьондо доминирующим термином
для обозначения периода со времени падения
Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии озна
Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.
В XVII веке термин «средние века» ввёл
в оборот профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер),
положив начало так называемой гуманистической
трихотомии. Он разделил всемирную историю
на античность, средневековье и новое
время. Келлер считал, что средневековье
длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть
до 1453 года (падение Константинополя)
В узком смысле слова термин
«средневековье» применяется
Но одновременно с этим появляется разврат, публичные дома, куртизанки и т.д.
Церковь являлась крупнейшим в мире феодалом. Вводится индульгенция – прощение грехов за деньги.
1. Земной мир – временное пристанище души, его нет смысла менять.
2. Мир сотворен Богом, значит, он изначально совершенен.
За грани этих канонов выходить было нельзя.
Человек не воспринимался как творец, только бог руководил творениями всех художников, музыкантов и т.д.
Вся культура базировалась на авторитете церкви.
Самое главное наказание – быть изгнанным из христианской общины.
Существование субкультур в рамках единой культуры:
1. Культура церкви и монастыря;
2. Рыцарская или
3. Городская культура.
За XI - XV вв. искусство знало два основные художественные стили, которые сменяли друг друга - романский и готический. Первый стиль - романский - господствовал в XI - XII века, второй - готический - В XII - XV вв.
Господствующий стиль – готика.
Исследователи выделяют несколько причин изменения архитектура:
- Жизнь стала проще, социальная напряженность спала, люди устремились к Богу;
- Готические храмы – кафедральные храмы городов, а средневековые города имели очень плотную застройку, и в связи с этим возникала проблема вписывания масштабного храма в ограниченное пространство города. Поэтому пропорции храмов были изменены с длины на высоту
- Появление новых архитектурно-инженерных возможностей, позволявших равномерно распределять тяжесть перекрытия между стенами, внутренними столбами и колоннами и внешними опорными конструкциями. За счет этого появилась возможность значительно увеличить высоту здания, уменьшить толщину стен и прорезать их многочисленными окнами, арками и т.д.
Храмы: Нотр Дам де Пари, Собор в Реймсе, Собор в Кёльне.
Основа сюжетов – христианство (Ветхий и Новый заветы). Скульптура становится более вытянутой. В основном скульптура служит для оформления фасадов готических храмов. Появляются витражи. Основной тип – витраж «Роза».
Особенности:
- Религиозный характер
сюжетов, но уже появляются
отдельные работы светского
- Развивалась в основном
алтарная живопись. Интерьер готического
храма не подразумевал
- Особое внимание уделялось
складкам и драпировкам,
- Использование локальных цветов;
- Плоскость и отсутствие перспективы.
4. Литература и музыкальное искусство.
В Средние века появляется новая, по сравнению
с античностью, система эстетического мышления,
обусловленная тремя основными источниками:
влиянием античности, христианс
Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводит античное.
Появление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.
До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, — это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.
Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII—XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV—XV веках часто встречается смесь стихов и прозы — от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.
В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, можно найти полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), — происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание.
Средневековая цивилизация в первые столетия своего существования в значительной мере принадлежит к неоднократно описанному типу культуры с устной доминантой. Даже когда в XII и особенно в XIII веке эта её черта стала постепенно стираться, поэтические формы по-прежнему несли на себе её отпечаток. Текст адресовался публике, воспитанной на изобразительных искусствах и ритуалах — на взгляде и жесте; голос создавал третье измерение этого пространства в практически неграмотном обществе. Способ обращения поэтического продукта предполагал наличие в нём двух факторов: это, с одной стороны, звук (пение или просто голосовые модуляции), а с другой — жест, мимика.
Эпопею пели или читали нараспев; лирические вставки, встречающиеся в ряде романов, предназначались для пения.
Отделение поэзии от музыки завершилось к концу XIV века, и в 1392 г. этот разрыв фиксирует Эсташ Дешан в своем «Поэтическом искусстве»: он различает «естественную» музыку поэтического языка и «искусственную» музыку инструментов и пения.
В средние века книги были редкостью.
Они были дорогими и переписывались
от руки. Но в конце Средних веков
произошла настоящая революция.
Благодаря распространению
Информация о работе Типологические черты и проявления Средневековой культуры