Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:50, доклад

Краткое описание

Культуру Средневековья мы можем подразделить на локальные (пространственные, географические) типы: например, выделив культуру средневековой Италии или Англии. Но можно выделить культуру по иной, например, политической, черте: "Культура каролингского Возрождения" - при изучении культуры Франции в период правления династии "Каролингов" - Карла Великого и его потомков.
Эти изменения в периодизации культуры проистекают из того обстоятельства, что культура - развивающееся явление во времени и пространстве, восходящее от своих простых, исходных отношений ко всё более высоким, сложным, богатым содержанием формам.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура средневековой европы.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Условия возникновения и этапы  развития культуры Средневековья

Культуру Средневековья мы можем  подразделить на локальные (пространственные, географические) типы: например, выделив  культуру средневековой Италии или  Англии. Но можно выделить культуру по иной, например, политической, черте: "Культура каролингского Возрождения" - при изучении культуры Франции в период правления династии "Каролингов" - Карла Великого и его потомков.

Эти изменения в периодизации культуры проистекают из того обстоятельства, что культура - развивающееся явление во времени и пространстве, восходящее от своих простых, исходных отношений ко всё более высоким, сложным, богатым содержанием формам.

Средневековье наступило с крушением  Римской империи. Точную дату привести трудно, так как это было не единовременное событие, а длительный и мучительный процесс. В нём выделяется 395 г. - разделение империи на Восточную и Западную. Рим очень скоро потерял статус столицы Западной империи, его приобретают сначала Милан, а позднее Равенна, но Рим по-прежнему являлся притягательной добычей для варваров. В 396 г. вестготы, а они были крещены в 340-347, 376 гг. по арианскому обряду, тогда официальной конфессии империи, устремлялись на Рим, но были разгромлены в Греции. В 402-403 гг. вестготы вторглись уже в Италию под предводительством Алариха, но были разбиты. В 405 г. аланы, вандалы, бургунды и свевы, объединившись, двинулись на Рим под руководством Радигайса, и снова были разбиты. В 410 г. в Италию вторглись вестготы во главе с Аларихом и захватили Рим, получив его на 3 дня для разграбления. Но империя устояла, предпочтя откупиться: вестготам была отдана Аквитания для поселения, где они создали своё королевство со столицей в Тулузе.

В это время варварская Европа распалась  на два лагеря: для одних важен был "передел мира" и они видели себя в союзе с гуннами, по расовой принадлежности монголоидами. В другом лагере собрались их враги: вестготы, саксы, франки, бретонские кельты, вандалы, бургунды, в массе своей индоевропейцы, для них главным было расселиться на землях Римской империи.

В схватке на Каталаунских полях  поле битвы осталось за европейцами, римляне, объединившись с европейскими варварами во главе с Аэнием, остановили гуннов во главе с Аттилой. Гунны  устремились на Рим. Защищать столицу  было некому и римляне предпочли откупиться. В 453 г. Аттила умирает, "ослабевший на свадьбе от великого её наслаждения и отяжелённый вином", - как свидетельствует Иордан. Гуннская опасность осталась позади. В 455 г. в устье Тибра вошла эскадра короля вандалов Гензериха. Рим был взят и отдан на 2х недельное разграбление. Правда, Гензерих запретил поджигать город, разрушать здания и убивать население. Как, кстати, и Аларих.

Св. Августин свидетельствует: "... Но что было необычным, так это то, что варварская дикость чудесным образом обернулась такой мягкостью, что в самых больших базиликах (то есть церквях), выбранных и назначенных для спасения народа, никто не был избит и никого не тронули, никто оттуда не был уведен в рабство жестокими врагами, а многих сочувствующие враги сами препровождали туда, чтобы сохранить им свободу".

После вандалов Рим так и не оправился. Германские вожди перешли на службу Западной империи в качестве высших военачальников, стали играть всё  более важную роль: сперва Рацимер, потом Гундебальд и Орест - варвары по римским понятиям, смещали неугодных императоров и сами назначали новых. Затем на первое место выдвинулся вождь герулов Одоакр. В 476 г. он убил Ореста, низложил последнего императора Ромула Августа и присвоил себе власть.

Но императоры уже настолько дискредитировали себя, что Одоакр на этот титул не посягал, а отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Своим воинам он отдал треть италийских земель и герулы расселились по римским виллам, выгнав их прежних хозяев. Очень быстро герулы разорили доставшееся им хозяйство, морально разложившись, разучившись воевать. Так что в 480 г. король остготов Теодорих в трёх сражениях разбил герулов. Одоакр укрылся в Равенне, но Теодорих взял крепость штурмом и убил его. В Италии возникло готское королевство, но, просуществовав почти полвека, было уничтожено византийцами.

В войнах, мятежах, восстаниях, заговорах  пала Римская империя. На её развалинах варвары основывают ряд государств. Самым большим из них было франкское. Первым королём франков стал вождь одного из племён - Хлодвиг из рода Меровингов (481-511). Королевство Меровингов охватывало значительную часть современной Франции и ряд других областей. Ещё более оно расширило свои владения при Карле Великом, основавшем империю Каролингов (768-814). Само слово "король" - производное от имени Карл.

Постепенно утвердились и новые  отношения собственности: завоёванные  земли, а также земли, принадлежавшие общинам, передаются императором в пожизненное владение - бенифиций, или в наследуемую собственность - феод. Утверждается феодальная собственность.

В период раннего Средневековья  преобладала тенденция к централизации (V-VIII вв.), в зрелое Средневековье  начинает преобладать противоположная  тенденция - к обособлению, раздробленности, росту многообразия культур. В конце IX в. на месте единой Священной Римской империи Карла Великого образуются три государства: Франция, Германия, Италия. Каждое из них в свою очередь распадаются на ряд самостоятельных владений - герцогств и графств. Последние в свою очередь дробятся на более мелкие владения.

Складывается иерархия собственников - наверху сеньор. Затем идут его  вассалы - герцоги и графы, которые  выступали сеньорами по отношению  к своим вассалам. Последние - были сеньорами для своих вассалов. "Вассал моего вассала - не мой вассал", - вот ёмкое выражение этой иерархии). На завершающей стадии Средневековья - XII-XIV вв. - начинается борьба феодальных кланов между собой и с королевской властью. Её подпитывает та борьба, которую ведёт крестьянство за землю, город - за независимость и самостоятельность от сеньории. Эта борьба приобретает форму еретических движений: попыток обновить христианство, вернуться к первоначальному его облику. Вновь начинается мучительный процесс разложения средневековой культуры, поиска ответа на Вызов истории.

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым  Временем. Этот  период  охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода  Средних веков принято выделять по  меньшей мере три периода. Это:

  • Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до  Х  —

XI веков);

  • Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до  примерно  XIV

века;

  • Позднее Средневековье, XIV и XV века.
  • Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень

важные процессы.

Прежде всего, это — вторжения  так называемых  варваров  (от латинского barba — борода), которые  уже  со  II  века  нашей  эры  постоянно нападали  на  Римскую  империю  и  селились  на  землях ее  провинций.  Эти вторжения закончилось падением Рима.

Новые западноевропейцы при этом, как правило,  принимали  христианство, которое в Риме к  концу  его  существования  было  государственной  религией.

Христианство  в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс  после  падения империи отнюдь не прекратился. Это второй  важнейший  исторический  процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие  племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели  зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т.д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим  и  как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы   формирования  государственных  образований продолжались и в последующие периоды.  Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и   опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти  грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

    В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам  феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать  достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году  крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году  захватили  у  мусульман  Святую землю. Правда, в1291 году и то и другое были опять  потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные  христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами.

Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

    Наступившая относительная  стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи.

Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее  готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху   были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе».

Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые  получили  возможность  читать   сочинения   античных   греческих   и эллинистических  философов,  прежде  всего  Аристотеля.   На   этой   основе зародилась  и  выросла   великая   философская   система   Средневековья   — схоластика.

Позднее Средневековье  продолжило  процессы  формирования  европейской культуры, начавшиеся  в  период  классики.  Однако  ход  их  был  далеко  не гладким. В XIV — XV веках Западная Европа  неоднократно  переживала  великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной  чумы  («Черная  смерть»), тоже принесли неисчерпаемые  человеческие  жертвы.  Очень  сильно  замедлила развитие  культуры  Столетняя  война.  Однако,   в   конце   концов   города возрождались, налаживалось ремесло, сельское  хозяйство  и  торговля.  Люди, уцелевшие от мора  и  войны,  получали  возможность  устраивать  свою  жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы,  стали  вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так  и  в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали  им  в  этом,  создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия  для  нового подъема духовной жизни, науки, философии,  искусства,  особенно  в  Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому  Возрождению  или Ренессансу.

Христианское  сознание— основа средневекового менталитета Важнейшей особенностью  средневековой  культуры  является  особая  роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего  упадка культуры сразу после разрушения Римской империи  только  церковь  в  течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим  для  всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим  политическим институтом, но еще  более  значительно  было  то  влияние,  которое  церковь оказывала непосредственно  на  сознание  населения.  В  условиях  тяжелой  и скудной жизни, на фоне крайне  ограниченных  и  чаще  всего  малодостоверных знаний о мире, христианство  предлагало  людям  стройную  систему  знаний  о мире, о его устройстве, о действующих в  нем  силах  и  законах.  Добавим  к этому  эмоциональную   притягательность   христианства   с   его   теплотой, общечеловечески  значимой  проповедью  любви  и   всем   понятными   нормами социального  общежития   (Декалог),   с   романтической   приподнятостью   и экстатичностью сюжета об искупительной жертве,  наконец,  с  утверждением  о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя  бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение,  в  картину  мира средневековых европейцев.

Эта картина мира, целиком  определившая  менталитет  верующих  селян  и горожан, основывалась главным  образом  на  образах  и  толкованиях  Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения  мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы,  Неба  и  Земли, души и тела.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным  человеком. В его  сознании  мир  виделся  как  своеобразная  арена  противоборства  сил небесных и адских, добра  и  зла.  При  этом  сознание  людей  было  глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности  чудес  и  воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. По удачному выражению С.  Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы  сегодня читаем свежие газеты.

В самом общем  плане  мир  виделся  тогда  в  соответствии  с  некоторой иерархической логикой, как симметричная схема,  напоминающая  две  сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней — Бог. Ниже  идут  ярусы или уровни священных персонажей: сначала Апостолы, наиболее  приближенные  к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога  и  приближаются  к земному уровню — архангелы, ангелы и тому  подобные  небесные  существа.  На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала  папа  и  кардиналы, затем клирики более низких  уровней,  ниже  их  простые  миряне.  Затем  еще дальше от Бога и ближе к  земле,  размещаются  животные,  потом  растения  и потом — сама земля, уже полностью  неодушевленная.  А  дальше  идет  как  бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но  опять  в  ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла  и близости к Сатане.  Он  размещается  на  вершине  этой  второй,  хтонической пирамиды,  выступая  как  симметричное  Богу,  как  бы  повторяющее  его   с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу)  существо.  Если  Бог  — олицетворение Добра и Любви, то Сатана — его  противоположность,  воплощение Зла и Ненависти.

Информация о работе Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья